Смекни!
smekni.com

Становление образа будущего родителя (стр. 2 из 3)

Развитое отцовство, как и родительства в целом, более стабильно и устойчиво, и реализовывается в представлении каждого из родителей об отцовстве (материнстве) и соответственно проявлении родительской роли.

Я предполагаю, что отцовство в развитой форме включает в себя:

- отцовские ожидания и установки на будущее;

- формирование и реализация отцовского отношения;

- ориентация на ценности (будущие семейные ценности).

Отцовство как феномен менее изучено как в науке, так и в литературе по сравнению с материнством. Очень часто отцовству и его роли в изучении феномена родительства отводится роль второго плана. Например, нередко многие утверждают, что самое лучшее для ребенка будет прежде всего любовь мужчины к своей жене (В.И. Кочетков, Т.М. Афанасьева, А.С. Спиваковская и др.) /6, с. 5 - 6/. Некоторые склонны придерживаться позиции, что отец должен быть лишь в качестве стороннего наблюдателя в периоды беременности и ухода за новорожденным. Отсюда у будущего отца появляется ощущение одиночества из-за такой «невлюченности», что причиняет ему некоторую боль и прочие переживания.

Тем не менее, К. Флэйк-Хобсон (1992) считает, что роль отца в моментах рождения, а так же воспитания ребенка существенно влияет как на супругов, так и на их малыша. /6, с. 6/ Позиция И. Лангеймера и З. Матейчика (1984) более оптимистична. Для них роль отца являет собой конкретный пример поведения, а так же определенный источник авторитета и уверенности. /6, с. 6/

У мужчин и женщин разное отношение и содержание в понимании ответственности в родительстве. Непосредственно для мужчины данное понимание проблемы состоит, прежде всего, в материальном обеспечении и воплощении физического комфорта семьи.

Согласно исследованиям, проведенными Томпсоном и Плеком (Thompson & Pleck, 1986) структура роли отца характеризуется компонентами, приведенными ниже, которые влияют и на формирование образа идеального родителя:

1) Норма успешности или норма статуса – стереотип, который утверждает, что заработок мужчины определяет его ценность, в т.ч. и социальную.

2) Норма эмоциональной твердости – стереотип мужественности, т.е. мужчина должен испытывать мало чувств и быть в состоянии решать свои эмоциональные проблемы без чьей либо помощи.

3) Норма антиженственности – стереотип, согласно которому мужчинам следует избегать «женских» проявлений.

Представления об идеальном отцовстве, в общем, сводятся к тому, что отец должен выглядеть успешным в глазах ребенка, обеспечивающим высокий материальный достаток, пользоваться уважением и авторитетом ребенка, властный, строгий, независимый, малоэмоциональный. /6, c. 6/

У мужчин так же, как и у женщин представление об идеальном родительстве, в данном случае отцовстве может быть весьма реалистичным, а так же достижимым в рамках нормы, но так же это представление может сдвигаться к акцентуации.

Акцентуация - крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иначе говоря, акцентуация характеризует собой некий вариант психического здоровья, в частности, нормы, который проявляется в выраженности, заострённости и непропорциональности некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.

Например: женщина полностью посвящает себя и свое время ребенку и думает только о нем; или отец, который считает, что ему вовсе не обязательно общаться с ребенком, т.к. воспринимает все это как «женские глупости».

Считается, что для нормальной социализации ребенку нужно воспитываться в полной семье. Ребенок, выросший без отца, может иметь низкую самооценку, слабо и плохо сформированную половую идентификацию, а так же чрезмерную привязанность к собственной матери.

Изначально предполагается, что отношение отца, как к своему ребенку, так и к жене есть некая совокупность врожденных реакций направленных на защиту и заботу о своей семье, это так называемый «инстинкт отцовства» или как я его называю «родительский инстинкт».

И. С. Кон (1979), ссылаясь на данные психофизиологических исследований, отмечает, что родительские чувства отличаются большой пластичностью. Они гораздо сильнее зависят от воспитания, чем от истинного предрасположения. Так, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит от того, был ли этот ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является контакт с новорожденным. Чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опытом и привычкой. Это также верно и по отношению к отцам. /6, с. 7-8/

Так называемая отцовская любовь к собственным детям является очень важным понятием даже для ребенка еще родившегося. Причем этот еще не появившийся на свет младенец дает будущему отцу прочувствовать «инстинкт отцовства». Мужчина в полной мере может почувствовать и взять на себя роль защитника, проявить свою любовь и прочие положительные эмоции, тем более, что всем эти чувства и факторы оказывают сильное влияние на развитие личности ребенка.

В серии исследований мальчиков в возрасте от 6 до 11 лет, которых растили отцы, сравнивали с мальчиками, живущими с матерями, и детей из полных семей. Мальчики, которые жили с отцами, проявляли лучшую адаптацию в различных жизненных ситуациях по сравнению с мальчиками, воспитывающимися только матерями./6, с. 8/

Из выше сказанного можно и следует сделать вывод о том, что личные качества отца, в том числе и любовь, дает ребенку чувство такого эмоционально-психологического благополучия, какого ему не может дать полном и необходимом объеме женщина, воспитывающая его без отца.

Так же как и в родительской любви, так и в отцовской можно выделить три составляющие. А именно: социальную; психологическую; биологическую.

Составляющие отцовской любви:

1) Биологическая (инстинктивная).

«Отцовский инстинкт» по сравнению с материнским менее устойчив и зачастую имеет меньшую силу, он в большей степени выражен сексуально и необходим для организации защиты всего семьи и потомства. Это объясняется тем, что особенно в начале развития ребенка отец имеет наименьший физический контакт с ним нежели мать. Поскольку у мужчины нет возможности получить опыт родов, вынашивания, кормления грудью и т.п.

2) Психологическая (эмоционально-чувственный и когнитивный компоненты).

И. С. Кон (1981) указывает на то, что отцы отличаются более строгим разделением эмоциональной и когнитивной реактивности по сравнению с матерями, кроме того, отцы менее чувствительны в эмоциональном плане. /6, с.9/

Другими словами, в самце (мужчине) должны быть те качества, которые помогут ему защитить семейство, когда беременная самка (женщина) наиболее уязвима. Таким образом, в самце поощряется агрессивность. Излишняя нежность отрицательно сказывается на способности драться в нужный момент. /цит. по Л. Б. Шнейдер, 2001, 6, с. 10/

3) Социальная (поведенческий компонент, семейные нормы и правила).

Отцовские чувства, в частности любовь, характеризуется в первую очередь причинами социального происхождения (особенности культуры, номы социального поведения и т.п.).

Э. Фромм (2001) считает, что мужчина по своей природе должен развиваться, в данном случае такое развитие касается собственного разума. Так же постепенно вынужденно создается мир идей, устоев, жизненных приоритетов и тому подобное, это необходимые условия заменяющие природу и дающие некую базу для обеспечения как существования, так и безопасности. /6, с. 10/.

В отличие от подчинения матери, которое по своей структуре является связью природного характера, подчинение отцу – искусственное, т.е. созданное человеком и, как следствие имеет меньшую силу по сравнению со связью с матерью. То есть для ребенка очевидны различия между отцовской и материнской любовью. Такая разница особенно ощутима на первых стадиях онтогенеза из-за менее тесного контакта ребенка с отцом по сравнению с матерью.

Характеристика чувств и отношений отца и матери по отношению к ребенку выражается в гендерном несоответствии и обусловлена более поздним формированием института отцовства.

Гендер – это понятие, характеризующее социальные представления о мужчине и женщине.

В мифологии отец представлен как властный, и даже грозный персонаж способный железной рукой управлять как семьей, так и людьми и событиями, происходящими в его жизни. Так же мужчина показан в качестве прародителя, главы своего рода. Данные мифологические образы формируются в стереотипы и прочно закрепляются в массовом сознании человечества.

В наше время значение роли отца меняется, как и все вокруг, то есть строгий, твердохарактерный властелин постепенно переродился в кормильца, соответственно у него стало больше обязанностей и меньше власти. Вместе с тем произошли существенные перемены в области принятия общих семейных решений.

Нынешний семейный быт не предполагает для отца семейства особой роли, которая возвышала бы его над остальными членами семьи. Как следствие отцовский авторитет ослабляется и даже может быть утрачен. В прошлом традиционном социуме отцовство являлось необходимым условием мужской идентичности, теперь данная необходимость перестала быть таковой, то есть это стало делом свободного выбора. Например, если раньше женщина забеременела, то мужчина был обязан на ней жениться.

Несмотря на то, что многие не придают особого значение роли отца, исследования проводимые психологами доказывают обратное, а именно проявление заботу к ребенку со стороны отца, которое в свою очередь положительным образом влияет на формирование психики ребенка. Мужчине в семье отдано несколько ролей различного характера, а не одна, как принято считать.