Смекни!
smekni.com

Типы темперамента (стр. 3 из 7)

Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных инди­видов совокупности основных свойств нервной сис­темы — силы, уравновешенности и подвижности про­цессов возбуждения и торможения. И. П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы, близких к традиционной типологии- Гиппократа — Галена. В своей типологии он основывался, прежде всего, на силе нервных процессов, различая сильные и слабые типы. Дальнейшим основанием деления служит уравновешенность нервных процессов, но только для сильных типов, которые делятся на уравновешенных и неуравновешенных, причем не­уравновешенный тип характеризуется преобладани­ем возбуждения над торможением. Наконец, сильные уравновешенные типы делятся на подвижных и инертных, когда основанием деления является подвижность нервных процессов. Эта схема иллюстрируюет павловское деление на четыре типа нервной системы.

Выделенные И. П. Павловым типы нервной сис­темы не только по своему числу, но и по основным характеристикам соответствуют четырем классичес­ким типам темперамента. Сравнивая свои типы нервной системы с типологией Гиппократа — Галена, великий русский физиолог описывает их следующим образом:

подвижный

уравновешенный

сильный инертный

неуравновешенный

тип

слабый

Типы нервной системы по И. П. Павлову

1. сильный, уравновешенный, по­движныи тип — сангвиник. Его нервная систе­ма отличается большой силой нервных процессов, их равновесием незначительной подвижностью. Поэтому сангвиник — человек быстрый, легко приспосабли­вающийся изменчивым условиям жизни. Его харак­теризует высокая сопротивляемость трудностям жизни.

2. Сильный, уравновешенный, инерт­ный тип-— флегматик. Его нервная система также характеризуется значительной силой и равновесием нервных процессов наряду с малой подвижностью. Будучи с точки зрения подвижности противополож­ностью сангвиника, флегматик реагирует спокойно и медленно, не склонен к перемене своего окружения;

подобно сангвинику, хорошо сопротивляется сильным и продолжительным раздражителям.

3. Сильный, неуравновешенны и тип с преобладанием возбуждения — холерик. Его нервная система характеризуется, помимо боль­шой силы, преобладанием возбуждения над торможением. Отличается большой жизненной энергией, но ему не хватает самообладания; он вспыльчив и несдержан.

4. Слабый тип — меланхолик. Люди, относящиеся к этому типу, характеризуются слабостью как процесса возбуждения, так и торможения, плохо сопротивляются воздействию сильных положитель­ных и тормозных стимулов. Поэтому меланхолики часто пассивны, заторможены. Для них воздействие сильных раздражителей может стать источником различных нарушений поведения.

Мы видим, что Я. П. Павлов не занимался меха­нической классификацией типов с точки зрения воз­можных комбинаций трех названных свойств нерв­ной системы, в результате которых, как он писал, следовало бы выделить по крайней мере 24 типа. Названные И. П. Павловым типы обоснованы много­летними исследованиями поведения собак в естест­венных и лабораторных условиях, а также продол­жительными наблюдениями за поведением людей.

И. П. Павлов понимал тип нервной системы как врожденный, относительно слабо подверженный из­менениям под воздействием окружения и воспита­ния. Он называл его генотипом, что не согла­суется с принятым значением этого термина, и было причиной многих недоразумений. По мнению Павло­ва, свойства нервной системы образуют физиоло­гическую основу темперамента, который является не чем иным, как психическим проявлением общего типа нервной системы. В другом месте И. П. Павлов подчеркивает, что типы нервной системы, установленные в исследованиях на животных, могут быть распространены и на людей: “Очевидно, эти типы есть то, что мы называем у людей темперамен­тами”. Отсюда следует, что между типом нервной системы и темпераментом в принципе можно по­ставить знак равенства. Позицию И. П. Павлова по этому вопросу, которую сам он однозначно не опре­делил, можно понимать следующим образом.

Нашему наблюдению доступны не физиологичес­кие процессы, поддающиеся исследованию только в лабораториях, а поведение, конкретная деятель­ность индивида. Некоторые формы поведения, часто более или менее скрытые, зависят от основных свойств нервной системы, отражая силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов данного индивида. Согласно И. П. Павлову, именно те аспекты поведе­ния, в которых проявляются свойства нервных кле­ток, составляют темперамент. Тип нервной систе­мы — это понятие, которым оперирует физиолог, пси­холог же пользуется термином “темперамент”. В сущ­ности, однако, это два аспекта одного и того же явле­ния, рассматриваемого, с одной стороны, с точки зре­ния физиологии, а с другой — с точки зрения поведе­ния. Именно в этом смысле можно вслед за И. П. Пав­ловым сказать, что темперамент человека есть не что иное, как психическое проявление типа нервной системы.

Типология И. П. Павлова стала источником огромного числа опытов и исследований в этой облас­ти. Многие физиологи и психологи, продолжая работу И. П. Павлова, проводили дальнейшие иссле­дования на животных, распространяяих на другие виды, например мышей, крыс и некоторые породы домашних животных. Эти исследования проводились в основном в Колтушах (в честь И. П. Павлова пере­именованных в Павлове) под Ленинградом под руко­водством П. С. Купалова, В. К. Красуского и В. К. Федорова. Многие результаты этих исследований, независимо от их теоретического значения, были исполь­зованы также для оптимизации животноводства. Некоторые ученики И. П. Павлова предприняли попытки перенести его типологию на людей. Эти исследования проводились только с детьми.

Наконец, в 50-х гг. прошлого столетия были пред­приняты широкие лабораторные исследования со взрослыми людьми. В результате этих исследований, проводившихся в основном под руководством Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына и В. С. Мерлина, типология И. П. Павлова была дополнена новыми элементами, были разработаны многочисленные приемы исследования свойств нервной системы у че­ловека. Кроме того, была показана пригодность этой типологии не только для описания поведения инди­видов — чем ограничивались почти все предшествую­щие типологии,— но прежде всего для понимания значения индивидуальных особенностей темперамен­та в человеческой деятельности.

СТРОЕНИЕ ТЕЛА И ТЕМПЕРАМЕНТ

Мы различаем людей по их телесному строению, по росту, очер­таниям лица и затем по их характерным особенностям, темперамен­ту, способу реагировать, чувствовать и действовать. В высшей степе­ни характерно, что именно эти два больших комплекса явлений, строе­ние тела и темперамент, находятся друг с другом во внутренних биологических отношениях. Они составляют добрую долю тех внеш­них явлений, по которым мы узнаем конституцию человека, т. е. сум­му унаследованных им предрасположений.

Соотношение между строением тела и темпераментом устанав­ливается с помощью эндокринных желез. Во всяком случае, мы ви­дим, что при раннем удалении определенных эндокринных желез наступают явления выпадения тех или других черт в обеих областях. В молодости недостаточное развитие щитовидной железы вызывает одновременно притупление темперамента и отставание в росте тела в характерной форме кретинного карликового роста, в то время как раннее удаление семенных желез (ранняя кастрация) имеет своим последствием флегматический, отличающийся слабыми побуждения­ми, темперамент и вместе с этим евнухоидное строение тела с чрез­мерной длиной конечностей и увеличением срока окончательного обрастания волосами. По аналогии с этими случаями мы могли бы в общем представлять себе отношения между строением тела и тем­пераментом как обусловленные, по меньшей мере частично, дея­тельностью желез, причем наряду с более ограниченными эндокрин­ными железами должны были бы быть приняты по возможности во внимание также и большие железы внутренностей, вообще вся­кая ткань, так или иначе имеющая значение для общего химическо­го состава тела.

Общее впечатление о трех важнейших типах строения человече­ского тела.

Пикники в среднем возра­сте являются людьми с короткими членами, сутулыми, кругловаты­ми и упитанными, со свежим цветом лица. Костное строение — хруп­кое, мускулатура — слабая, жировой покров лица, шеи и туловища обилен. Они обладают значительным объемом головы, груди и жи­вота при более узких, сдвинутых плечах, что в общем придает туло­вищу бочкообразную форму. Голова на короткой сутулой шее накло­нена немного вперед. Череп в типичных случаях низок и глубок, с плоским очертанием темени и хорошо развитым затылком; лицо — мягкое, широкое и округлое со средним, гармоничным соотношени­ем черт в высоту и хорошо развитыми отдельными формами. Про­филь мягко и слабо очерчен, с мясистым носом; фронтальное очер­тание лица в схеме имеет вид плоского пятиугольника или широко­го щита. Руки коротки, широки и мягки, изящного строения. Пикники в среднем обладают мягкими, тонкими, откидывающимися назад волосами на голове, высоким лбом и склонны к преждевременно­му и сильному облысению, в то время как борода и волосы тела ра­стут обильно.

Мужчины-атлетики стройны и обладают, скорее, длинными чле­нами. Широкий мускулистый пояс плеч преобладает в зрительном впечатлении над сильно уменьшающейся нижней половиной тела, с узким тазом и стройными ногами, что придает фронтальному очер­танию туловища вид трапеции. Костное строение — плотное, особен­но в плечевом поясе и в концах конечностей. Мускулатура сильно развита и выступает пластичным рельефом под эластичной и бед­ной жиром кожей. На сильной и высокой шее сидит плотная и высо­кая голова с высоко поднятым среднего размера лицом, сильными, хорошо развитыми подбородком и рельефом костей. Фронтальное очертание лица напоминает формой вытянутое яйцо.