Смекни!
smekni.com

Толерантность и конфликт (стр. 2 из 3)

Книга Р. Фишера и У. Юри «Путь к согласию, или Переговоры без поражения» является ярким тому примером.

Реформирование российского общества увеличило количество и разнообразие социальных конфликтов, что на данном этапе вполне естественно. При прежнем государственном устройстве подавляющая мощь социальной группы, находящейся у власти, практически исключала возможность сколько-нибудь серьезных социальных конфликтов. Быстрый рост количества конфликтов свидетельствуют о том, что мы идем по пути демократизации. В обществе появилось множество социальных групп, которые открыто выражают свои интересы и видят возможность отстоять их, несмотря на то что они противоречат интересам властных структур. «Демократия- это конфликты. Но истинная демократия заключается не столько в том, что каждый имеет возможность отстаивать свои интересы различными средствами, вплоть до конфликта, сколько в том, что возникающие конфликты разрушаются конструктивно, гуманным, цивилизованным способами».

Одна из главных причин усиливающейся социальной напряженности в обществе состоит именно в нашем неумении конструктивно разрешать социальные конфликты. Конфликтующие стороны не хотят поступаться не только принципами, но и вообще чем бы то ни было. Они нацелены не на разрешение противоречия, а на взаимное противодействие, нанесение максимального ущерба.

Разрешение конфликта становиться творческим процессом поиска согласованного решения. В исторической перспективе прослеживается снижение роли грубой силы в разрешении конфликтов, замена силовых столкновений поиском путей, ведущих к более приемлемому для всех сторон результату, что обеспечивается развитием свободной личности.

2. Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»

В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечество существенно может подняться в своем развитии до уровня личности только условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение духовного опыта, который накоплен человечеством».

Окружение большинства людей по жизни - близкие люди (родные, друзья, сотрудники), взаимодействие с которыми может быть в целом оценено либо со знаком «+», либо со знаком «-». Хороший контакт и позитивные отношения с этими людьми улучшают наше самочувствие, повышают авторитет, создают ощущение благополучия. Принося радость и пользу им, положительно влияя на свое ближайшее окружение, человек ожидает ответной привязанности, любви с их стороны. Как приятно, когда кто-то искренне испытывает к вам хорошие, добрые чувства, благодарит за помощь и поддержку. Вот тогда-то и появляется ощущение, что «Я хороший», на которое снова возникает ответное чувство, признание, принятие, т.е. «Ты хороший». Модель «Я хороший - Ты хороший» начинает работать, создавая ощущение благополучия и равновесия с миром. В книге Г. Харриса «Я хороший, Ты хороший» подробно рассмотрены четыре основные модели взаимодействия: Я хороший - Ты хороший, Я хороший- Ты плохой, Я плохой- Ты хороший, Я плохой- Ты плохой.

Все эти модели закладываются еще с момента рождения, даже зарождения человека. Ведь уже от того, желанным или нежеланным является ребенок ля будущих родителе, зависит многое. Если ребенок желанный, то он получает еще в утробе матери сигналы, что он хороший и отвечает это соответствующими реакциями. Такой ребенок впоследствии будет более открыт для взаимодействия и общения, меньше предрасположен к болезням, беспокойству и страху. Нежеланный ребенок, напротив, испытывая влияние негативных материнских эмоций, может исходно сформировать модель «Я плохой - Ты плохой», что будет свидетельствовать о предрасположенности к конфликтности, агрессии.

Важно подчеркнуть, что уверенность в своих силах, успешность человека создают модель «Я хороший - Ты хороший». Это своеобразная модель счастья, к которому мы все так стремимся в жизни. Даная модель, создавая человеку внутреннее равновесие, способствует установлению равновесия с миром.

Толерантность более всего соответствует модели «Я хороший- Ты хороший» , только с одной единственной оговоркой- такая модель осознается как потребность, необходимость относиться прежде всего к другому, показывая, что он хороший. Это скорее модель «Ты хороший- Я хороший», в котором в котором безусловное принятие другого диктуется не желанием что-то за это получить, а собственной позицией и отношением к человеку как к ценности. При этом, следует осознавать, что вырабатывать такое отношение к другому не всегда удается сразу, а иногда кажется просто недостижимым.

В наш стремительный век, когда границы личного окружения неуклонно расширяются, телефон, телеграф, компьютер. Интернет или машина, поезд, самолет оказывают человеку все новые возможности для сближения всего человечества. Сегодня можно, не выходя из дома, участвовать в конференциях, беседовать с друзьями, находящихся в этот момент в другой части света. Парадокс состоит в том, что, будучи созданными для сближения, объединения людей, именно они-то нас разобщают, порождая новые психологические трудности. Сегодня массовое появление компьютера в нашей жизни привело к тому, что дети проводят много времени, общаясь с компьютером, а не со своими родителями. Приходя домой, мы продолжаем часто работать по телефону, вместо того чтобы уделить внимание близким. Вместо теплых писем, мы отсылаем скупые смс-ки и т.д. Преодолевая с помощью самолета или поезда огромные расстояния, мы мчимся вперед, покидая своих самых близких людей, как будто стремимся убежать от них в мир чужих и незнакомых людей. Может стоит еще раз присмотреться к людям, с которыми приходиться иметь дело чаще всего. Такой анализ поможет лишний раз убедиться, что семья, друзья, знакомые - каждый из них играет особую роль в нашей судьбе. Выбирая друзей, общаясь с ними, мы также оказываем влияние на их судьбу, так же, как и они, становимся учителями, т.е. берем на себя ответственность. А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех кого приручили». Важно понять, какова эта роль и что ценного для нас в этом общении, какие цели мы перед собой ставим и что является нашей главной ценностью. Каждое решение, которое мы принимаем в своей жизни, становиться выбором, а, следовательно и отказом от чего-то. Какова будет цена этого отказа? Ставя перед собой цели, человек не должен забывать о ценностях.


3. Самосознание и целостность я

Человек на протяжении всей жизни строит, достраивает и перестраивает собственную личность. Весь опыт его жизни, а также предвосхищаемое будущее закрепляются в виде убеждений и ценностей, которые регулируют восприятие понимание окружающего мира. Траектория жизни человека, состоящая из множества разных форм поведения, представляет собой результат непрерывного взаимодействия трех факторов: наследственности, среды и личности. Именно они делают человека уникальным и неповторимым. Жизненный путь личности (выбор профессии карьера, преодоление жизненных кризисов, общение в семье), охватывающий все многообразие жизни человека, отражает развитие личности.

Сознание человека исследует окружающие предметы и явления, а самосознание (как особая форма познания человека) направлено на самого себя. Развитие самосознания идет от простого к сложному. Младенцы, по началу, не способны отделить себя от окружающего мира. До определенного момента ребенок может играть со своей ногой, причинить себе боль и не понимать, что он сам является источником неприятных ощущений. Первое, что осознает ребенок в возрасте до года,- границы своего тела. Тело для нас - это система, это система координат, относительно которой мы воспринимаем верх, низ, право, лево. При потере такой способности у человека возникает чувство нереальности происходящего. Я, начинает все больше сознавать собственное тело, убеждаясь, что оно существует независимо от внешнего мира и принадлежит только ему.

Следующий этап развития связан с формированием у ребенка способности к самостоятельным действиям с предметами. Благодаря этому начинает воспринимать себя как активного субъекта. К трем годам у него появляется местоимение «я», что окончательно закрепляет осознание им своей личности и самооценки. Дети сравнивают себя с родителями, сверстниками и т.д.

В дошкольном возрасте самооценка ребенка основывается на чужих мнениях, преимущественно родителей и воспитателей, постоянно оценивающих его. Представления ребенка о себе у дошкольников весьма ситуативные, неустойчивы и эмоционально окрашены. Стоит ребенку в чем-нибудь превзойти других, как он уже считает, что стал самым лучшим, а первая же неудача приводит к снижению самооценки.

В школьные годы у ребенка складывается логическое мышление, в это время начинает возрастать роль друзей и их мнений, расширяется круг общения. Дети могут демонстрировать свои способности, а также заявлять о своих предпочтениях и правах. Их знания о себе расширяются настолько, что уже включают целый ряд оценок собственных качеств. Оценки становятся все более обобщенными, стабильными и рациональными.

Следующий этап - старший подростковый возраст- связан с развитием моральной самооценки, которая строится на основе его способности к выяснению моральных суждений о чужих и собственных поступках. Самооценка принимает все более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Обнаружение в себе новых способностей в юношеском возрасте приводит к целостному, связному представлению о себе - к формированию Я- концепции.