Смекни!
smekni.com

Формирование готовности к обучению в школе детей с нарушением интеллекта (стр. 3 из 7)

Различение первичных и вторичных дефектов развития имеет, по мнению Л.С. Выготского, не только теоретический, но и сугубо практический интерес в том смысле, что вторичные осложнения и задержки оказываются наиболее поддающимися лечебно–педагогическому воздействию.

Важнейший вывод, к которому приходит Л.С. Выготский, состоит в том, что дебил «принципиально способен к культурному развитию, принципиально может выработать в себе высшие психические функции, но фактически оказывается часто культурно недоразвитым и лишенным этих высших функций» [7, с.102]. Он объясняет это своеобразием истории развития дебила.

Л.С. Выготский пишет о том, что «основной отличительной чертой психического развития ненормального ребенка является дивергенция, расхождение обеих планов развития, слияние которых характерно для развития нормального ребенка». В этой мысли Л.С. Выготского о расхождении двух планов развития ребенка с неполноценной нервной системой следует искать ключ к пониманию своеобразия этого развития. Биологическая неполноценность ребенка лишает его возможности своевременно, т.е. с самого младенческого возраста, усваивать культуру человечества. А эта культура преподносится ребенку в форме привычных для человеческого общества приемов и обычаев воспитания, рассчитанных на здорового ребенка. Особенно остро выступает это несоответствие в периоды раннего и дошкольного воспитания.

Влияние расхождения между биологическим и культурным развитием умственно отсталого ребенка проявляется в частности, в дисгармоничном росте потребностей.

Для того чтобы уяснить динамику развития потребностей умственно отсталого ребенка, следует сопоставить ее с путями развития потребностей у нормального ребенка. Нам представляется правомерной и вполне согласующейся со многими установленными фактами гипотеза Л.И. Божович о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях. Потребность младенца в новых впечатлениях, развиваясь, перерастает в собственно познавательную потребность, т.е. стремление узнавать окружающий мир [11, c. 250-252].

Между тем, и это отмечено многими авторитетными исследователями, эта ориентировочная деятельность и потребность в новых впечатлениях более всего ослаблена у младенцев с неполноценной корой головного мозга. Еще С. С. Корсаков в своем классическом описании глубоко умственно отсталой, страдавшей микроцефалией, отметил, что у неё «отсутствует одна из функций человеческой психики, определяемая в непреодолимой потребности психической жизни нормального человека - потребности познать окружающее» [11, c. 253].

1.4 Формирование готовности к школе детей с нарушением интеллекта

Одним из центральных положений теории психического развития личности является положение о зоне ближайшего развития, выдвинутое Л.С. Выготским. Расхождение между уровнями актуального развития, который определяется с помощью самостоятельно решаемых задач, и тем, которого достигает ребенок в сотрудничестве с другими людьми, определяет зону его ближайшего развития. Особенно ценным является принцип зоны ближайшего развития при формировании готовности ребенка к школе.

Прежде всего, следует отметить, что школьное обучение и учебная деятельность далеко не однозначные понятия. При современной организации школьной жизни учебная деятельность, как указывают В.В. Давыдов и Д.Б. Эльконин, складывается далеко не у всех учащихся, и овладение учебной деятельностью зачастую происходит вне рамок школьного обучения. Поэтому проблему психологической готовности к школьному обучению следует понимать не как психологическую подготовку к существующим традиционным формам обучения и жизни, а как наличие предпосылок и источников учебной деятельности в дошкольном возрасте.

В работах Л.И. Божович выделяются следующие параметры психического развития, наиболее важные для обучения в школе:

- познавательные и социальные мотивы учения,

- достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы,

- внутренняя позиция школьника, сплав познавательных потребностей и потребностей в общении (основной критерий готовности).

Д.Б. Эльконин считал, что главным критерием готовности к школе является сформированность предпосылок учебной деятельности:

- умение ориентироваться на систему правил в работе,

- умение слушать и выполнять инструкции взрослого,

- умение работать по образцу.

У А. Запорожца под готовностью к школе предполагается:

- сформированная мотивация к учению,

- развитие познавательной и аналитико-синтетической деятельности,

- степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что готовность к школе – это некоторое состояние психологического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.

Итак, психологическая готовность к школе включает в себя следующие компоненты:

1. Личностная готовность, т.е. готовность к принятию на себя новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Сюда входят определенный уровень развития мотивационной сферы, развитые познавательные интересы, способность произвольно управлять своим поведением и познавательной деятельностью, сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности, достаточно высокий уровень самооценки.

2. Интеллектуальная готовность, где акцент делается на уровень развития интеллектуальных процессов: умение выделять существенное в явлениях окружающей действительности, умение сравнивать их, находить взаимосвязь явлений и событий, степень овладения наглядно-образным мышлением, достаточный уровень развития речи.

3. Социально-психологическая готовность, включающая в себя сформированность у детей качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, окружающими взрослыми, строить с ними взаимоотношения.

Какие же особенности формирования готовности к обучению в школе отмечаются у детей с нарушением интеллекта?

Как и всякие другие дети, умственно отсталые на протяжении всех лет своей жизни развиваются. Это положение настолько очевидно для всех, что его нет необходимости доказывать.

Психика развивается даже при самых глубоких степенях умственной отсталости. Даже при тяжелых прогрессирующих заболеваниях нервной системы, приводящих к неуклонному распаду психики, т.е. при деменции, распад как бы переплетается с развитием. Развитие психики – это специфика детского возраста, пробивающегося сквозь любую, самую тяжелую патологию организма.

Для детей-олигофренов дошкольного возраста характерны вялость, слабость инициативы, недостаток любознательности.

Недостаточная познавательная активность, слабость ориентировочной деятельности – это, видимо, ядерный симптом, прямо вытекающий из неполноценности.

О некоторых особенностях личности олигофренов позволяют судить исследования уровня притязаний. Обычно у здоровых обследуемых на выбор последующего задания влияет успех или неудача в решении выполняемого в настоящее время. У олигофренов такая самооценка в процессе исследования не вырабатывается. Они совершенно бездумно берут попавшуюся под руку карточку и не проявляют какой-либо эмоциональной реакции на неудачу в выполнении задания.

У олигофренов с менее глубокой степенью дебильности уровень притязания вырабатывается к концу исследования. В начале они совершенно не соотносят выбор сложности последующего задания с успехом или неудачей в решении настоящего задания и лишь в конце опыта начинают при успехе брать более трудные, а при неудаче – более легкие задания.

У умственно отсталых детей-дошкольников познавательные интересы и потребности оказываются развиты в меньшей мере, чем в норме. Поэтому у них наблюдается возрастание роли элементарных физиологических потребностей, например потребности в еде. В норме эти потребности с годами начинают занимать подчинённое положение. При умеренном их удовлетворении они не столь действенно определяют поведение ребёнка. При слабости ориентировки, малой любознательности умственно отсталых детей органические потребности продолжают играть доминирующую роль.

В дальнейшем, в школьном и особенно подростковом возрасте, у многих умственно отсталых детей преждевременно пробуждаются половые сексуальные потребности и интересы. Чаще всего они оказываются преждевременно разбуженными или извращёнными вследствие наличия дурных воздействий или примеров окружающих старших юношей и девушек. Раз возникнув, они приобретают очень большую побудительную силу. Это также происходит вследствие недостаточной развитости духовных потребностей и отсутствия личностной оценки переживаний и действий. Подверженность умственно отсталого подростка такого рода преждевременным сексуальным устремлениям искажает весь ход его психического развития.

Особый интерес представляет анализ возникшей в младенческом возрасте потребности умственно отсталого ребёнка в общении. Все органические потребности здорового и неполноценного ребёнка могут быть удовлетворены только взрослыми. У умственно отсталого такая полная зависимость сохраняется гораздо больше. Потребность в общении у него очень велика. Вместе с тем она не сразу перерастает в подлинную потребность в собственно общении. Она длительное время сохраняется лишь как потребность в помощи.

Но именно в связи с этой потребностью происходят существенные нарушения процесса его индивидуального развития.