Смекни!
smekni.com

Формирование социальной адаптации у детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта (стр. 14 из 22)

3. От следствия к причине

Цель данного этапа состоит в развитии выбранных ситуаций, в поиске решающего фактора, обострившего ее, а также преобразовании ситуации для положительного разрешения конфликтов и проблем. Главное - начать приобщать детей к анализу ситуаций, комбинированию различных вариантов выхода из них, планированию действий, которые помогут ребенку установить причины и их последствия.

Для выбора темы обсуждения лучше пользоваться ситуациями из жизни детей группы. С этой целью педагоги разрабатывают картотеки конфликтных ситуаций, свидетелями которых они были, по схеме:

Дата, возраст детей.

Место конфликта, его участники.

Суть конфликта.

Итог конфликта.

Выводы воспитателя.

На первом этапе детям предлагается инсценировка кукольного (настольного) театра, где роли участников конфликта исполняют игрушки с вымышленными именами. Детям предлагается помочь игрушкам уладить конфликт и самим разыграть примиряющие диалоги. Воспитатель дает нравственную оценку итогу разрешения проблемы.

На втором этапе воспитатель напоминает детям о проблемной ситуации, которая была в группе (не называя участников конфликта), и предлагает вспомнить, так же ли мирно она была завершена.

Следует отметить, что потребность ребенка в поддержке и оценке взрослым его действий - один из стимулов развития нравственного поведения в дошкольном детстве.

В совместной деятельности со взрослыми и сверстниками ребенок практически осваивает правила и законы общения. Для формирования ценностных представлений и выбора правильных с точки зрения нравственности решений процесс воспитания дошкольников должен быть сориентирован в первую очередь на развитие правового сознания. Наиболее эффективной формой работы для реализации этих задач, на наш взгляд, можно считать обучение детей решению нравственных дилемм.

Эта работа направлена на:

формирование внутренней позиции детей;

развитие самооценки;

обучение детей проектированию ситуации путем выявления особенностей характера героя и сравнения своего выбора с духовно-нравственными эталонами.

Детям предлагаются для обсуждения те проблемы, которые наиболее часто возникали в группе сверстников, а также между взрослыми и детьми. К обсуждаемым ситуациям предъявлялись следующие требования:

они должны были быть реальными и узнаваемыми;

простыми для понимания;

незавершенными.

Обсуждение включало два нравственно-содержательных вопроса: "Как поступит герой?", "А как поступил бы ты?". Детям предлагались на выбор два варианта ответа, и они должны были аргументировать свой выбор.

При анализе ситуации детям необходимо не просто сделать выбор того или иного действия, но и определить социальные позиции героев в данной ситуации (старший-младший, мать-ребенок, друг-враг), т.е. установить, в каких отношениях они находятся, какие нормы и правила расширяют или ограничивают их взаимодействия.

На основании такого анализа происходит выбор духовно-нравственных эталонов, в соответствии с которыми, по мнению ребенка, должно развиваться это событие.

В качестве примера рассмотрим следующую нравственную дилемму. У Саши есть младшая сестра Катя. Однажды вечером дети остались одни. Саша уложил сестру спать, а сам захотел попробовать клубничное варенье, которое стояло в холодильнике. Незаметно для себя он съел почти полбанки варенья. Зная, что мама сильно рассердится, Саша решил сказать, что варенье съела младшая сестра. Катя была так мала, что сама не умела говорить, и Саша знал, что ее за это не накажут. Правильное ли решение принял Саша? Как бы ты поступил на его месте? Как бы ему следовало поступить?

В процессе решения нравственных дилемм дети встают не только перед проблемой выбора действия, но и перед проблемой объяснения своего решения, что для ребенка является достаточно сложной задачей. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.

Таким образом, необходимо сформулировать задачи работы с детьми для каждого этапа обучения.

1. Развитие у детей представлений о нормах поведения, общечеловеческих и христианских ценностях: обогащать знания детей о нравственных правилах поведения людей (они даются в виде антонимов: "добро-зло", "правда-ложь", "трудолюбие-лень" и др.); создавать условия, побуждающие к объединению разрозненных сведений в общую систему представлений о духовных и общечеловеческих ценностях ("Задушевные беседы", "Напиши себе учебник"); вырабатывать на основе духовно-нравственных представлений общие для всего детского коллектива законы, традиции и правила группы, ценность и социальный смысл которых дети могут обсудить с педагогами и родителями.

2. Осуществление выбора на основании духовно-нравственных представлений: выбор единственно правильного решения (между "+" и "-");

выбор нейтрально-положительных действий с опорой на социальную роль (выбор между "+" и "+" в отношении разных героев); поиск "+" и "-" в поступках других людей; выбор действия на основе собственной позиции: Я и Я (выполнить обещание или нет?); Я и друзья (дать игрушку другу или пожадничать?); Я и родители (помочь маме или посмотреть телевизор?); Я и другие взрослые (уступить место в автобусе старушке или нет?); завершить рассказ с опорой на нравственную характеристику героя (Дима увидел, как на котенка напала большая собака. Дима был смелым мальчиком. .); выбор на основе использования духовно-нравственных эталонов (Вася опаздывал в школу, но по пути встретил Лену, которая решила не ходить в школу и позвала его с собой в кино. Вася подумал и сказал. .).

На данном этапе дети также знакомятся с различными комбинациями "+" и "-", как вариантами развития межличностных отношений. При обсуждении того или иного поступка следует обратить внимание детей на то, что оцениваются сами действия, а не герой в целом.

3. Решение духовно-нравственных дилемм на основе моделирования.

1) Использование бытовых ситуаций: выстраивание логической последовательности (что сначала, что потом?); завершение двух вариантов рассказа: "А как было бы иначе?".

2) Использование евангельских притч; соотнесение христианских и общечеловеческих ценностей.

Например, в евангельской притче "О сеятеле" рассказывается, что поле (жизнь человека) засеяно не только добрыми семенами, но и плевелами (сорняками). Вместе растут они до определенной поры, и каким будет это поле, зависит от того, какие всходы будут преобладать на нем. Следовательно, какой ты человек - хороший или плохой, зависит от тебя самого. Ты можешь сам проявить это в своих делах и другого также оценить по его поступкам.

Если ты проявляешь добрые качества, как и другой человек по отношению к тебе, то между вами будут проявляться дружеские отношения. Никогда дружеские чувства не возникнут на обмане, жестокости, зависти, а враждебность может исчезнуть при проявлении доброты, заботы и внимания с одной из сторон.

Кроме социально значимых ситуаций, для детей интересны сюжеты с героями русских сказок, которые использовались для иллюстрации выбора действия в соответствии с характером персонажа. Наряду с этим мы использовали жития святых, и дети горячо обсуждали различные ситуации из их жизни.

Таким образом, система коррекционной учебно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических, строго иерархиезированных мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.

Система представлена следующими направлениями работы:

1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.

2. Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.

3. Формирование ментальных процессов (умственное воспитание): а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью; б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем; в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.

4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.

5. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей: а) занятия ручным трудом; б) воспитание навыков самообслуживания; в) воспитание уважения к труду взрослых.

6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.

7. Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.

8. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.

9. Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Основной формой организации педагогической работы являются фронтальные занятия. При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные коррекционные занятия. Такие занятия проводятся учителем-дефектологом с каждым ребенком 3 раза в неделю и строятся с учетом онтогенетических особенностей структуры дефекта каждого воспитанника. Особое внимание уделяется развитию понимания обращенной речи, активизации собственной связной речи, развитию артикуляционного аппарата, формированию грамматического строя, коррекции произношения. Кроме того, осуществляется прохождение разделов специальной образовательной программы, корригирование, компенсирование высших психических процессов и формирование отсутствующих, но необходимых для продуктивной коммуникации и усвоения знаний, умений и навыков - качеств личности.

Остановимся более подробно на таких критериях формирования социальной адаптации, как общение детей со сверстниками и со взрослыми, формирование навыков самооблуживания, игровой деятельности.

1. Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.