Смекни!
smekni.com

Функционирование эмоций в процессе целеобразования (стр. 3 из 4)

Перенос элемента, эмоционально закреплённого в предваряющей задаче, на основную задачу осуществлялся испытуемыми на неосозноваемом уровне.

Процесс целеобразования подчиняется действиям с эмоционально закреплённым элементом.

Для понимания механизмов целеобразования важно учитывать влияние аффективных следов на процесс поиска решения субъективно сложных мыслительных задач.

Необходимо также отметить, что существует закономерная связь эмоциональных процессов с компонентами мыслительной деятельности во всех звеньях её осуществления. Это относится и к наиболее важному звену целеобразования, то есть к формированию смысла конечной цели и смысла промежуточной цели. Такая же связь прослеживается и при реализации подцелей, невербализованных замыслов и гипотез. Наблюдается так же постоянная связь эмоций успеха-неуспеха с положительными результатами попыток достижения конечной цели, то есть в звене получения промежуточных результатов мыслительной деятельности.

Формирование смысла конечной цели проходит ряд этапов конкретизации. На каждом из них смысл конечной цели представлен своим более определённым содержанием и эмоциональной составляющей. Периоды развития смысла ситуации заканчивается формированием вербализованного смысла ситуации, имеющего определённое содержание и эмоциональную составляющую.

Процесс формирования смысла конечной цели заканчивается только тогда, когда испытуемый принимает определенный смысл. Немалую роль в этом заключительном акте «принятия» смысла цели опять-таки выполняют эмоции, поскольку именно они сигнализируют соответствие принятого смысла конечной цели личностным образованиям субъекта и прежде всего его мотивам. Вслед за «принятием» смысла конечной цели испытуемый приступает к решению задачи, данной в определённых условиях, а как цели, самостоятельно поставленной в конкретных и уже достаточно проанализированных условиях.

Значительный интерес исследователей к эмоциональной сфере человека резко контрастирует с реальными результатами, достигнутыми в изучении этой сферы. Принципиальный критический анализ различных форм редукционизма в психологии представлен в работе А.Н. Леонтьева (1975), поэтому исследователи ограничиваются анализом эмоциональных процессов, их места в процессе целеобразования и психической деятельности в целом. Под эмоциональным процессом понимают переживание в узком, специфическом смысле слова, которое формируется по мере того, как индивид становится личностью.

В качестве критериев процесса оценки «эмоциогенного» предметного содержания, как правило, используются:

1. гедонистические и целевые критерии — как нечто воздействующее относится к удовлетворению актуальной потребности, к достижению ситуативной цели, к личности в целом ( «валентность» по Д. Аткинсону, «сила потребности» - по П.В. Симонову);

2. «критерии достижения» - можно ли и как использовать (преодолеть или избегнуть) это нечто ( «субъективная вероятность успеха или неуспеха» - по К. Левину и Д. Аткинсону, «субъективная вероятность удовлетворения потребности» - По П.В. Симонову).

«Информационная» теория эмоций П.В. Симонова (1981) хорошо известна и распространена как в России, так и за рубежом. Эмоции рассматриваются в этой теории как «специальный мозговой аппарат, отражающий величину потребности и вероятность её удовлетворения в данный момент». Последний показатель выражается в «формуле эмоций» через разность субъективно потребной и наличной информации. В попытке создать общий закон порождения эмоций, что привело к снятию специфики развития человеческих потребностей, В. П. Симонов вынужден предположить наличие врождённых духовных потребностей («инстинкт любопытства», «рефлекс свободы» и так далее), которые названы информационным потребностями, что, естественно, не приближает нас к пониманию их генезиса и механизма. В этом плане значительный интерес представляют исследования Л.И. Божович (1968). процесса формирования познавательной потребности, которые подтверждают основные положения А.Н. Леонтьева. Считается, что впервые процесс целеобразования вошёл в контекст психологических исследований мотивационной сферы человека в школе Курта Левина, в частности в работе Ф. Хоппе. В целях раскрытия структуры процесса целеобразования необходимо прежде всего раскрыть субъективный полюс полюс деятельности, её личностный смысл. Чтобы выделить аспект личностного смысла деятельности был введён рабочий термин «деятельностный смысловой регулятор». Этим термином обозначают относительно автономное регуляторное звено, релевантное и «прижизненное» конкретной деятельности.

Как в зарубежной так и в советской психологии доминирует точка зрения, согласно которой эмоции рассматриваются лишь как эпизодический элемент системы регуляции деятельности, включающийся в силу повышенной мотивации, конфликта и так далее. Если допустить такую традиционную трактовку, то непонятным становится механизм обеспечения избирательности психической деятельности, её субъектности.

Таким образом, именно благодаря эмоциям смысловой регулятор приобретает «гражданство» в деятельности. Подчёркивается не только центральное положение эмоций и их двойственная функция, но и системность, неотъемлемость звена эмоциональной регуляции. Эмоциональные процессы как внутренние сигналы выступают конкретным «механизмом» общей регуляции деятельности, включая и её ведущий процесс — целеобразование.

Даже такое чрезвычайно упрощённое и схематическое представление процесса целеобразования указывает на значительную сложность и противоречивость этого процесса.


Глава II. Методологические принципы и подход к организации исследования

2.1 Цель, гипотеза, задачи, объект, предмет

Целью настоящей работы является исследование функционирования эмоций в процессе целеобразования.

Гипотеза исследования: в процессе целеобразования эмоции предвосхищают возможности достижения цели и констатируют реальные результаты процесса.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературы по заданной проблематике;

2. Дать обзор различных подходов в изучении функционирования эмоций в процессе целеполагания;

3. Определить роль эмоциональных механизмов в процессе целеобразования.

Объектом исследования являются эмоции и процесс целеполагания.

Предмет исследования: функционирование эмоций в процессе целеобразования.

2.2 Методы и методология исследования

Методология, в широком смысле этого слова, есть учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. В таком понимании методология образует необходимый компонент всякой деятельности, поскольку последняя становится предметом осознания, обучения и рационализации. Основной функцией методологического знания является внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта.

Методология - формулировка систематических и логически последовательных методов поиска знания. Фактически процедуры, используемые в конкретном исследовании. Методика - довольно определенная, усвоенная процедура или набор процедур для достижения некоторой специфической цели. Метод - способ выполнения чего-либо, работы с фактами и концепциями в систематическом режиме; Процедура - любая методика, предназначенная для контролирования релевантных факторов с целью исследования некоторого явления (Юдин Э.Г., 1978).

2.3 Методологические принципы и подходы исследования

Принцип детерминизма (Рубинштейн С. Л., 1930 г.) – является одним из главных объяснительных принципов научного познания, который подразумевает объяснение изучаемых феноменов в закономерном взаимодействии факторов, доступных эмпирическому контролю. Этот принцип выступает в форме причинности как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его. Принцип детерминизма, будучи общенаучным, ориентирует различное построение знания в конкретных науках.

В данной работе принцип детерминизма находит свое отражение в том, что эмоция рассматривается как один из детерминирующих факторов целеполагания. Эмоция влияет на достижение цели, присутствует при констатации реального результата.

Принцип развития (Выготский Л.С., 1924 г.). Развитие как философский и общенаучный способ объяснения явлений, принцип развития направляет работу психологической мысли на протяжении всей его истории.

Принцип развития связан с другими регуляторами научного познания – принципами детерминизма и системности. Он предполагает рассмотрение того, как явления изменяются в процессе развития под действием производящих их причин, и вместе с тем включает постулат об обусловленности преобразования этих явлений, их включенностью в целостную систему, образуемую их взаимоориентацией. Принцип развития предполагает, что изменения проходят закономерно, что переходы от одних форм к другим не носят хаотического характера даже тогда, когда включают элементы случайности и вариативности.

В данной работе принцип развития находит свое отражение в попытке определить рубежи воздействия эмоций на появление и протекание цели.

Принцип системности (Ломов М.В., 1975)– направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта, как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Применение принципа системности в данной работе обусловлено тем, что эмоции и цель образуют своего рода систему. Интеграция системных объектов в данной работе помогает показать влияние биологических и социальных предпосылок на эмоциональную окраску решения задачи.