Смекни!
smekni.com

Характер в структуре индивидуальности (стр. 9 из 9)

110. Ствол равен высоте листвы - поиск равновесия. Хочет удовлетворять требованиям среды.

111. Листва больше ствола - рефлексия помогает в поисках автономии и самоконтроля. Способность сдерживать свои реакции.

112. Листва явно больше ствола - высокий интеллектуальный уровень, артистические интересы. Иногда также, в зависимости от других признаков, возможность ухода в воображаемый сказочный мир, который может привести к бреду и психозу.

ХII Ширина листвы

(страница разделена на четыре части в направлении ширины)

113. Ширина 1 -и листвы - сомнение в своем интеллекте, позиция напряженной, судорожной защиты.

114. Ширина 2-й листвы - еще мало убежден в собственной ценности. Ставит под сомнение свой интеллект.

115. Ширина 3-й листвы - хороший интеллект, но может трудно объясняться. Дилеммы в контактах.

116. Ширина 4-й листвы - любит говорить, привлекать внимание, быть замеченным.

117. Листва первого дерева широкая, второго - узкая -проблема выбора. Недоверчивость с одновременной потребностью зависеть от других. Осознание конфликтов.

118. Листва первого дерева узкая, второго - широкая -упрямство и противодействие. Прячет свою слабость за показной силой, оставаясь внутренне напряженным и зажатым.

Можно добавить поиск автономии.

119. Острая листва (узкая вершина), заканчивающаяся перевернутым V - защита от опасности, настоящей или подозреваемой, воспринимаемой как атака на личность.

XIII.Выступающие части

120. Листва, выступающая слева, - одновременно привязанность и агрессивная оппозиция к матери, вызывающей неудовлетворенность по некоторым причинам.

121. Листва, выступающая справа, - желание воздействовать на другого, атака или защита. Избирательность в контактах.

122. Выступающий верх - хочет компенсировать чувство недостаточности желанием могущества.

123. Ствол, выступающий внизу страницы, - поиск без опасности для устранения чувства покинутости. Хочет найти стабильные рамки. Потребность в нежности.

124. Маленькое дерево (1/2 клетки) и выступающий вверху страницы ствол - существует одновременно чувство "раздавленности" и поиск внешней компенсации.XIV. Характер линии

125. Расширяющиеся линии в листве - агрессивность, которая проявляется резким способом, но не в действиях, а в словах. (Другие признаки могут помочь понять, есть ли подавление или освобождение разрядки.)

126. Расширяющиеся линии на стволе или на почве - возможно говорит об агрессивности, пережитой или назревающей.

127. Заостренные линии в листве - агрессивная критика и возможное чувство вины (по направлению заострений).

128. Заостренные линии на стволе или на почве - разочарование в жизни. Обвинение других и себя.

129. Заостренная листва вправо и вверх.

129а. 3аостренная влево листва.

130. Листва, заостренная вниз.

Все заострения нужно рассматривать как агрессивность, проявляемую или скрытую, в зависимости от направления и формы линий. Имея место в листве, она больше чувствуется, чем проявляется повседневно.

131. Жирные линии в стволе - "пропитывается" средой, плохо ей сопротивляется.

132. Жирные линии стволе и в листве - значимые впечатления препятствуют деятельности.

133. Легкие линии ствола - страх самоутвердиться, и действовать свободно.

134. Легкие линии в листве - чувствительность. Поддается влиянию.

135. Прямые и четкие линии, очерчивающие ствол - решительность, деятельность.

136. Кривые (корявые) поспешные линии, очерчивающие ствол- ловкость, находчивость. Не задерживается на том, что печалит.

137. Кривые, медленные линии, очерчивающие ствол, - замедленная активность из-за беспокойства и чувства непреодолимости препятствий.

138. "Макаронные линии" - тенденция к скрытности с целью застать врасплох и неожиданно атаковать. Скрытый гнев.

139. Плохо выполненные исправления ствола - выявляет ошибки из-за потребности быть наказанным. Различные амбивалентности. Неблагоприятные суждения о себе.

139а. Плохо выполненные исправления на листве или корнях- то же значение, что и в 139. (Учитывается место, где есть исправления, для уточнения, прочувствовано это или скрыто.)

140. Хорошо выполненные исправления на стволе - поиск улучшения. Желание скрыть неблагоприятное с целью представить то, что имеет ценность в глазах другого.

141. Изорванная линия, очерчивающая ствол, - реактивный страх реальной травмирующей ситуации. Неподвижное и немое отношение, похожее на своеобразный паралич (не путать с отношением упрямства).

142. Разные линии, очерчивающие ствол, -вариативность состояний из-за внутренних противоречий. Противостоят агрессивность и пассивность.

143. Линия с нажимом, очерчивающая ствол; - активность и самоутверждение.

144. Арки, дуги и своды в листве - скрытность, недоверчивость.

145. Прямые и четкие линии на стволе - решительность, активность.

146. Геометрические фигуры на стволе или листве - тенденция к систематизации мыслей, деятельности, по месту этих фигур на дереве.

XV. Разные признаки

147. Тень от дерева на земле - доказательство некоторых

тенденций, которые можно увидеть в самом изображении тени.

148. Отсутствие ветвей - трудность установления контактов.

149. Круг в основании ствола - чувствует себя защищенным и в безопасности только в узком ограниченном кругу.

В данной интерпретации выбор между различными психологическими значениями признаков осуществляется в ходе сравнения различных рисунков, выполненных одним и.тем же испытуемым; при этом само значение признаков в ходе анализа укрепляется, противопоставляется и уточняется. Рассмотрим пример: дерево нарисовано в центральной позиции, т.е. в центре страницы. Мы знаем, что эта позиция часто встречается у испытуемых, имеющих систематические привычки. Если это дерево имеет высоту, необходимо подумать, что сформированные привычки имеют цель освободить испытуемого от сомнений в собственной значимости, так как 1-я высота указывает на слабую веру испытуемого в себя, и он часто старается компенсировать ее с помощью успокаивающих.привычек.

Если на выполненном рисунке листва гораздо больше ствола, то вполне возможно, что в мечтах испытуемый ищет некой компенсации. Если, наоборот, ствол больше листвы, - вера в себя возможна для него в систематически повторяющихся поступках.

Если линии заострены, то у испытуемого может существовать тенденция к агрессивной критике, более или менее скрытая. Если они расширены, мы можем предположить склонность к внезапному гневу. Направление заострений или расширений укажет на что направлена агрессивность (включая самого испытуемого, если линии направлены вниз, т.е. на себя).


Список источников

1. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 1997.

2. Балл ГА. Психологическое содержание личностной свободы: сущность и составляющие//Психол. журн. 1997.Т.18. № 5. С. 7 — 19.

3. Братусь Б. С. Психология. Нравственность. Культура. М.: Менеджер, Роспедагенство, 1994.

4. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избр. произв. М.: Прогресс, 1990. С. 61 — 344.

5. Знаков В. В. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.

6. Кокс X. Мирской град: Секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М.: Вост. литература, 1995. С. 76 — 83.

7. Крымский С. Б. Контуры духовности: новые контексты индивидуальности // Вопр. философ. 1992. № 12. С. 21 — 28.

8. Ксенофонтов В. И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. 1991. № 12. С. 41 — 52.

9. Леонтьев Д. А., Ломакина Д. А. Художественная компетентность как характеристика личности // Эмоции, творчество, искусство: Тезисы докладов международного симпозиума. Пермь: ПГИИК, 1997. С. 64 — 65.

10. Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 79 — 91.

11. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

12. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997.

13. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. М.: Просвещение, 1967.

14. Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: Рос. акад. образов., 1997.

15. Св. Григорий Палама. Триады в защиту священно-безмолвствующих. М.: Канон, 1995.

16. Свинцов В. И. Истинностные аспекты коммуникаций и проблемы совершенствования речевого сообщения // Оптимизация речевого воздействия / Под ред. Р. Г. Котова. М.: Наука, 1990. С. 68 — 86.

17. Святитель Игнатий Брянчанинов. О прелести. СПб.: Шпиль, 1996.

18. Сильницкий Г. Г. Разум человека по учениям исихастского и схоластического богословия // Синсргия: Проблемы аскетики и мистики Православия / Под ред. С. С. Хоружего. М.: ДИ-ДИК, 1995. С. 249 — 271.

19. Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии / Под ред. Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.: Наука, 1995. С. 122 — 138.

20. Соловьев B. C. Соч.: В 2 т. М.: Правда, 1989.

21. Флоренская Т. А. Диалог как духовно развивающее общение (диалогические принципы общения в работе учителя) // Учителю об экологии детства / Под. ред. В. И. Панова, В. М. Лебедевой. М.: ЦКФЛ РАО, 1996. С. 96 — 104.

22. Франк С.Л. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию // Реальность и человек. М.: Республика,1997.

23. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.

24. Хазиев B. C. Философское понимание истины //Философ, науки. 1991. № 9. С. 54 — 60.

25. Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.

26. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996. С. 238— 257.

27. Шлейермахер Ф. Д. Речи о религии. Монологи. СПб.: Алетейя, 1994.

28. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.

29. Ясперс К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.