Смекни!
smekni.com

Характеристика познавательных процессов и их роль в формировании картины мира человека (стр. 2 из 4)

Без ощущений подобного рода мы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованием движе­ний различных частей тела, сохранением позы, равновесия, кон­тролем различных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки и т.п.), потому что все они вклю­чают в себя такие двигательные моменты, которые выполня­ются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетических ощущений находятся в других органах. Напри­мер, формирование ощущений, которые способствуют поддер­жанию и сохранению равновесия, происходит благодаря нали­чию особых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этих рецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений.

Все виды ощущений возникают в результате воздействия со­ответствующих стимулов - раздражителей на органы чувств. Од­нако ощущение возникает не сразу, как только нужный стимул начал действовать. Между началом действия раздражителя и по­явлением ощущения проходит определенное время. Оно назы­вается латентным периодом. Во время латентного периода про­исходит преобразование энергии воздействующих стимулов в нервные импульсы, их прохождение по специфическим и не­специфическим структурам нервной системы, переключение с одного уровня нервной системы на другой. По длительности латентного периода можно судить об афферентных структурах центральной нервной системы, через которые, прежде чем по­пасть в кору головного мозга, проходят нервные импульсы.

2.ВОСПРИЯТИЕ

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вы­зывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, она у них скла­дывается и совершенствуется в жизненном опыте.

В отличие от ощущений восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в том слу­чае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимае­мое свойство сравнительно элементарно, вызывает простое ощу­щение (в данном случае это ощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируется с ним).

Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свой­ства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощуще­ний, называется объективацией.

Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощу­щений состоит в том, что итогом возникновения ощущения явля­ется некоторое чувство (например, ощущения яркости, громко­сти, соленого, высоты звука, равновесия и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий ком­плекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направ­ленную на его исследование, построение и уточнение образа. Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.

Отдельные ощущения как бы «привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение воз­никло. Образ, складывающийся в результате процесса восприя­тия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, содержат участки, не­сущие в себе наиболее интересную и полезную для восприни­мающего информацию. При внимательном изучении таких эле­ментов, на которых более всего останавливается взор в про­цессе рассматривания картин, обнаруживается, что движения глаз фактически отражают процесс человеческого мышления. Установлено, что при рассматривании человеческого лица на­блюдатель больше всего внимания уделяет глазам, губам и носу. Глаза и губы человека действительно являются наиболее выразительными и подвижными элементами лица, по характеру и движениям которых мы судим о психологии чело­века и его состоянии. Они многое могут сказать наблюдателю о настроении человека, о его характере, отношении к окружаю­щим людям и многом другом.

Нередко при восприятии контурных и штрихованных изо­бражений, а также соответствующих элементов реальных пред­метов у человека могут возникать зрительные иллюзии. Таких иллюзий известно множество. Это — иллюзии, связанные с искажением конту­ра окружности, представленной на фоне веерообразно расходя­щихся линий, и искажение изображения квадрата на фоне концентрических окружностей.

Наличием иллюзий в сфере восприятия, которые могут быть вызваны самыми различными причинами, зависящими как от состояния воспринимающей системы, так и от особенностей организации воспринимаемого материала, объясняются многие ошибки, в том числе «видения» так называемых неопознанных летающих объектов (НЛО), о которых в последние годы немало писалось в прессе.

Остановимся кратко на механизмах восприятия пространст­ва, времени и движения, которые совместно со способами вос­приятия контуров и содержания осмысленных фигур плоско­стного типа образуют черно-белую перцептивную динамическую картину обстановки, окружающей повседневно человека. Восп­риятие пространства содержит оценки формы, величины, рас­стояния до предметов, расстояния между предметами.

В восприятии формы предметов принимают участие три ос­новные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, име­ющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигура­цию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами и описанные выше.

3. Жизненный опыт, получаемый за счет движений руки по контуру и поверхности объектов, перемещения человека и час­тей его тела в пространстве.

3. МЫШЛЕНИЕ

Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой ре­зультат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление (в элемен­тарных формах оно имеется и у животных) также можно пони­мать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

Отличие мышления от других психологических процессов со­стоит также в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и актив­ным изменением условий, в которых эта задача задана. Мыш­ление в отличие от восприятия выходит за пределы чувственно данного, расширяет границы познания. В мышлении на основе сенсорной информации делаются определенные теоретические и практические выводы. Оно отражает бытие не только в виде отдельных вещей, явлений и их свойств, но и определяет связи, существующие между ними, которые чаще всего непосредст­венно, в самом восприятии человеку не даны. Свойства вещей и явлений, связи между ними отражаются в мышлении в обоб­щенной форме, в виде законов, сущностей.

На практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно незримо присутствует во всех других позна­вательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи. Высшие формы этих процессов обязательно свя­заны с мышлением, и степень его участия в этих познаватель­ных процессах определяет их уровень развития.

Мышление — это движение идей, раскрывающее суть ве­щей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления может выступить поня­тие — обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

Мышление — это особого рода теоретическая и практиче­ская деятельность, предполагающая систему включенных в нее действий и операций ориентировочно-исследовательского, пре­образовательного и познавательного характера.

Теоретическое понятийное мышление — это такое мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обра­щается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредствен­но не имея дела с опытом, получаемым при помощи органов чувств. Он обсуждает и ищет решение задачи с начала, и до конца в уме, пользуясь готовыми знаниями, полученными другими людьми, выраженными в понятийной форме, суждения, умозаключениях. Теоретическое понятийное мышление характерно для научных теоретических исследований.

Теоретическое образное мышление отличается от понятийного с тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Они или непосредственно извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. Таким мышлением т пользуются работники литературы, искусства, вообще люди творческого труда, имеющие дело с образами. В ходе решения мысли­тельных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно усмотреть решение интересующей его задачи.