Смекни!
smekni.com

Ценностные ориентации супругов и их влияние на эмоциональный климат семьи (стр. 2 из 7)

1.2. Методики изучения ценностных ориентаций.

4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности; 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич различает два класса ценностей: терминальные и инструментальные. Терминальные ценности он определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживает того, чтобы к ней стремиться; инструментальные ценности - как убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях. Для диагностики индивидуальных иерархий ценностей Рокич разработал ставший весьма популярным метод прямого ранжирования ценностей, сгруппированных в два списка - терминальных и инструментальных ценностей. Масштабные исследования, проведенные им с помощью этого метода на общенациональной американской выборке, позволили выявить и проанализировать связь декларируемой значимости (ранга) различных ценностей с такими переменными, как пол, возраст, социальное положение, доход, образование, расовая принадлежность, политические убеждения. Результаты исследований других авторов показали связь ценностей с некоторыми личностными особенностями, а также их кросскультурную специфику. В 80-е годы С.Шварц и В.Билски предприняли попытку создания более дифференцированной и обоснованной, чем у Рокича, классификации ценностей и разработали свою диагностическую методику. [15]
У нас в стране незадолго до выхода в свет основных монографий Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентаций. Методика Рокича уже в 70-е гг. адаптирована А.Гоштаутасом, А.А.Семеновым и В.А.Ядовым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменен - отчасти по культурным, отчасти по политическим причинам. Популярности этой методики способствовало и то, что исследование Г.И.Саганенко, сравнивавшей различные стандартизированные методы изучения ценностей, показало, что по надежности и устойчивости прямое ранжирование списков превосходит все варианты оценочного шкалирования каждой из ценностей и уступает только методу парного сравнения, который технически приемлем лишь для очень небольших списков ценностей. В другом методическом исследовании были выявлены ощутимые недостатки "закрытых" списков (велика доля случайных ответов, подсказанных списком и не выражающих собственных ценностей опрашиваемых). Однако использование "открытых" вопросов имеет не меньше недостатков: ответы относятся и к личным ценностям (любовь), и к абстрактным (мир), и к материальным запросам (квартира). Кроме того, здесь гораздо сильнее влияние таких ситуативных факторов, как, например, пол интервьюера. Таким образом, хотя метод прямого ранжирования методически несовершенен, он не уступает другим методам, реально использующимся при изучении ценностных представлений. Получила известность и диспозиционная концепция личности В.А.Ядова, в которой понятие ценностных ориентаций заняло одно из центральных мест. Именно в понятиях ценностных ориентаций интерпретировались результаты по методике Рокича при проведении отечественных исследований. [5]

1.3. Ценностные ориентации в семейной жизни.

Ценности являются «специфической формой смысловых образований в личностных структурах» [3,С.99-105.], и поэтому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.

Термин «ценность» широко используется в социологической, философской и психологической литературе. Всё многообразие предметов и явлений окружающего человека мира оценивается им с точки зрения полезности, необходимости для обеспечения жизнедеятельности. Ценностью, как правило, наделены как лица, так и предметы, идеальные состояния вещей, действий, ситуации, моральные нормы, принципы. Ценностями также являются мировоззрение, взгляды, представления, идеалы, понятия о равенстве, братстве, свободе, демократии и др.

В круг ценностей могут входить отдельные качества человека: доброта, отзывчивость, заботливость, нежность и т.д.

Система ценностей, сформировавшаяся у человека в процессе всего периода воспитания и социализации, помогает легко и просто классифицировать многообразие явлений и предметов действительности с точки зрения их полезности, необходимости. Она позволяет организовать, систематизировать самую разнообразную информацию, которую человек получает от окружающего мира для удовлетворения своих собственных потребностей, желаний и намерений. Поэтому можно утверждать, что ценностные ориентации личности не являются чем-то произвольным. Они прежде всего базируются на сформировавшихся потребностях личности, её желаниях, стремлениях. Из системы ценностей личности вытекает и мотивация деятельности, которая является сознательным обоснованием необходимости свершения тех или иных действий. Ценностные ориентации личности играют ведущую роль в процессе принятия подавляющего числа решений. Например, решение о вступлении в брак или же о его расторжении прежде всего вытекает из системы ценностей, которая сама базируется на системе потребностей. Принимая решение о расторжении брака, человек прежде всего мотивирует его тем, что не удовлетворяются, с его точки зрения, важные потребности. Система ценностей – один из важнейших компонентов внутренней структуры личности. С её помощью человек легко отграничивает важное от неважного, существенное от несущественного, полезное от бесполезного с точки зрения своих индивидуальных потребностей, влечений, интересов. Это придаёт поведению человека определённую стабильность, устойчивую направленность, организованность. Более того, если мы хорошо знаем систему ценностей конкретного человека, то, в принципе, мы можем предвидеть его поведение в тех или иных жизненных обстоятельствах. Зная ценностные ориентации конкретного индивида, то есть то, что ему дорого, значимо, необходимо в жизни, мы можем предвидеть, как человек будет реагировать на поступки в межличностных отношениях в семейной жизни. Супруги хорошо знают систему ценностей друг друга и могут предвидеть поведение партнёра. [8]

Когда молодые люди вступают в брак, то у них, в принципе, существуют одинаковые общечеловеческие ценности. Примерно одними будут и их групповые ценности, если они принадлежат к одной и той же социальной группе. Однако это ещё не означает, что их представления и взгляды совпадают, так как индивидуальные особенности, жизненный опыт и личная судьба каждого неизбежно дают такие вариации, которые бывают весьма далеки друг от друга. Поэтому разногласия, расхождения, споры между супругами, особенно молодыми, просто естественны и закономерны. Должен пройти какой-то период времени, и немалый, чтобы произошла взаимная притирка взглядов. Мы называем данный процесс взаимной адаптацией в области индивидуальных систем ценностей.

Одежда, жилище, домашний комфорт, карьера, успех, любимая работа, здоровье, семья, дети в нашем субъективном восприятии выступают как определённые ценности. В качестве ценностей может выступать буквально всё, что связано с удовлетворением разнообразных потребностей: материальных, психологических, физиологических, эстетических, нравственных. Ценностные ориентации дают личности возможность решить, что для неё значимо и важно в брачной и семейной жизни. Для одних это могут быть дети, их здоровье; для других – благополучие, любовь, ласка со стороны партнёра; для третьих – материальное благосостояние и удовлетворительные жилищные условия. Это также могут быть: удовлетворённость сексуальной жизнью в браке, здоровье как своё собственное, так и партнёра, хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками, профессиональный успех и карьера.

1.4. Ценностные ориентации как регуляторы эмоционального климата семьи.

Система ценностей является динамичной системой, формирующая в процессе всего периода воспитания и социализации, играющая ведущую роль в процессе принятия решения, позволяющая решать, что для человека значимо и важно в семейной жизни. Условием нормального развития и функционирования семьи является наличие у мужа и жены многообразных ценностных ориентации. Многообразие систем ценностей служит естественной базой для индивидуализации личности, и потому система, обеспечивающая такое многообразие, обладает наибольшей устойчивостью. Супруги в процессе семейного взаимодействия стремятся актуализировать свои модели, но, как правило, сталкиваются с рядом затруднений: материально-бытовых, эмоционально-психологических, интимно-нравственных, преодоление которых требует от них определенных усилий. Чтобы понять и оценить эти источники от осознания, желания и потенциальных возможностей совместить свои ценностные ориентации с аналогичными понятиями партнера зависит степень удовлетворенности браком. [6]Строго определения понятия «эмоциональный климат в семье» не существует. Эмоциональный климат семьи может зависеть от уровня тревожности супругов, их эмпатических способностей, стиля взаимоотношений, личностных характеристик, самооценки, степени доверия друг другу, установок и ценностей, тенденций поведения, мотивации достижения. Психологический климат – это совокупность психологических состояния, настроения, отношений людей в группе и коллективе. Выделяются две категории психологического климата: благоприятный и неблагоприятный. Климат определяется следующими основными характеристиками: взаимопониманием и устойчивостью, сплочённостью, эмоциональным состоянием и др. На психологический климат семьи влияют также отношения супругов как к людям вообще, так и к членам семьи и друг к другу. Благополучие семьи определяется и такими качествами её членов, как доброжелательность друг к другу, стремление взять ответственность, умение отнестись к себе более критически. Психологический климат благополучной семьи характеризуется общностью интересов супругов. [3]