Смекни!
smekni.com

Эмоции и творчество человека (стр. 2 из 7)

Согласно этой теории, первопричинами возникновения эмоциональных состояний являются изменения физиологического характера, происходящие в организме. Разница, которая впоследствии обнаружилась во взглядах У. Джемса и К. Ланге, была небольшой. У. Джемс полагал, что телесные изменения непосредственно следуют за восприятием возбуждающих факторов – стимулов, а эмоция есть не что иное, как наше ощущение уже произошедших органических перемен. К. Ланге же считал, что сенсорные стимулы возникают непосредственно в рецепторах кровеносных сосудов, что эти сосуды в первую очередь реагируют на внешние воздействия, а эмоции проявляются затем как отражение происшедших в них изменений.

Суть концепции Джемса – Ланге с последовательностью постулируемых ею событий, приводящих к возникновению эмоций, схематически можно представить так:

Напомним последовательность фаз, указанных выше:

восприятие ситуации;

органические проявления;

осознание этих проявлений.

Известно, что человек не может выполнять движение, характерное для одного вида эмоций, и одновременно переживать другую эмоцию. Он либо меняет движение, либо оказывается неспособным испытать новую, внушенную ему эмоцию. Но эти факты позволяют лишь констатировать, что существует связь между двумя – органическим и психическим – аспектами эмоции. Однако Джемс утверждает большее: осознание органических изменений и есть эмоция.

Поскольку эта теория не может быть ни доказана, ни опровергнута, возражениям против нее недостает обоснованности.

Одно из таких возражений сформулировал сам Джемс: эмоция усиливается, когда задерживается ее физическое проявление (попытка удержаться от смеха). Наоборот, известно, что рыдания приносят некоторое облегчение. Джемс легко опровергает эти мнимые возражения против своей теории, замечая, что «во время экспрессии эмоция всегда чувствуется. После экспрессии мы более не испытываем эмоции». С другой стороны, первоначальная эмоция может превратиться в другую эмоцию в результате изменения ее органических проявлений.

Концепция происхождения эмоций Джемса–Ланге наряду с одобрением встретила ряд возражений. Наиболее серьезные замечания в ее адрес были высказаны У. Кенноном, который одним из первых обратил внимание на то обстоятельство, что телесные реакции, возникающие при различных эмоциях, очень похожи друг на друга и как таковые недостаточны для того, чтобы удовлетворительно объяснить качественное многообразие существующих у человека эмоций. Кроме того, внутренние органические структуры, в частности, кровеносные сосуды, с изменениями которых К. Ланге связывал возникновение эмоциональных переживаний, малочувствительны и очень медленно приходят в состояние возбуждения. Что же касается эмоций, то они появляются как субъективные состояния почти мгновенно при возникновении эмоциогенной ситуации, по крайней мере, гораздо быстрее, чем на нее своими изменениями реагирует организм.

Самым сильным из возражений У. Кеннона против Теории Джемса–Ланге явилось следующее: искусственно вызываемые у человека специальными средствами органические изменения, те самые, существованию которых У. Джемс и К. Ланге приписывали возникновение эмоциональных реакций, далеко не всегда на деле сопровождаются эмоциональными переживаниями. Но даже в том случае, когда в условиях искусственной органической стимуляции подобные эмоциям переживания все же возникают, субъективно они воспринимаются совершенно иначе, чем те, которые появляются в естественных условиях.

Искусственно вызываемые висцеральные (т.е. относящиеся к внутренним органам) изменения, характерные для некоторых эмоций, не влекут за собой непосредственно эмоцию как таковую. Так, инъекция адреналина лишь повышает специфическую восприимчивость, увеличивающую вероятность возникновения эмоции, а не вызывает ее непосредственно. Между ощущением органических реакций и переживанием эмоций не существует параллелизма.

В результате У. Кеннон предложил следующую альтернативную теорию происхождения эмоций:

Переработка импульсов, поступающих от рецепторов; центральными структурами с одновременной передачей возбуждения в кору головного мозга.

У. Кеннон считал, что эмоциональные переживания и соответствующим им органические изменения порождаются одновременно и возникают из единого источника. Таким источником – эмоциогенным центром – по мнению У. Кеннона, является таламус, играющий важную роль в регулировании основных органических процессов и передающий импульсы с периферических и внутренних рецепторов в кору головного мозга и обратно. Возникновение эмоционального переживания есть результат одновременного возбуждения симпатической нервной системы и коры головного мозга.

Высказанные У. Кенноном положения были развиты далее П. Бардом. Он показал, что в действительности как телесные изменения, так и связанные с ними эмоциональные переживания возникают почти одновременно. Собственно с эмоциями из всех структур головного мозга более всего связан не сам таламус, а гипоталамус и центральная часть лимбической системы. В экспериментах, выполненных на животных, удалось показать, что электрическими воздействиями на эти структуры в определенной степени можно управлять эмоциональными состояниями, такими, например, как страх и гнев. В результате этих доработок концепция У. Кеннона получила новое, современное название теории эмоций Кеннона–Барда.

Поскольку между нейрональными и гуморальными факторами существует сложное взаимодействие, постольку трудно ответить однозначно на вопрос о том, что чему в действительности предшествует – эмоции органическим изменениям или же органические изменения эмоциям. В эмоциональных переживаниях, длящихся в течение достаточного периода времени, скорее всего, сочетается и то и другое.

Следует, однако, повторить, что Джемс никогда не говорил, что любое органическое нарушение является источником эмоций. Нельзя забывать, что для Джемса диада «органические реакции – переживаемая эмоция» всегда была неотделима от ее причины: восприятия объекта. А поскольку под объектом, как он отмечал уже в 1894 году, следует понимать «ситуацию в целом», со всеми ее возможными воздействиями на субъекта, то речь идет о восприятии ситуации. Его заслуга состоит в том, что он подчеркивал, что органические реакции являются непосредственным результатом восприятия ситуации.

Идею о том, что эмоцию следует рассматривать не как психическое состояние, а прежде всего как ответ организма на ситуацию, можно найти уже у Дарвина. Впрочем, такая позиция является естественной для того, кто исходит из исследования лишь поведенческих реакций животного. Согласно Дарвину, большая часть эмоциональных реакций объясняется либо тем, что они полезны (выражение гнева пугает врага), либо просто тем, что они являются рудиментами движений, которые были целесообразны на предыдущей стадии эволюции. Так, если руки становятся влажными при страхе, то это значит, что некогда у общих обезьяноподобных предков эта реакция при опасности облегчала схватывание за ветви деревьев.

Эмоция возникает лишь тогда, когда осуществление инстинктивных действий, привычных или произвольных форм поведения наталкивается на препятствие. Драться, спасаться – сами по себе эти акты не влекут за собой эмоции, если они осуществляются в обычных условиях, но как только возникает затруднение, человек, стремясь адаптироваться к условиям жизни, испытывает эмоцию. «Психологически эмоция – это адаптация или напряжение привычек и идеала, а органические телесные изменения, строго говоря, являются проявлением борьбы за адаптацию».

Эта конфликтная теория эмоций значительно ближе к самым современным представлениям. Она была воспроизведена, в частности, Клапаредом (1928 год). «Эмоции возникают лишь тогда, когда по той или иной причине затрудняется адаптация. Если человек может убежать, он не испытывает эмоции страха».

Идея была сформулирована: эмоции – это реакция организма на ситуацию. Эмоция возникает непосредственно из восприятия ситуации.

Эмоция не сводится к внутреннему переживанию или к физиологическим нарушениям, и тем самым вопрос о первичности одной из ее сторон не является больше проблемой. Эмоция – это реакция всей личности (включая организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она имеет преимущественно функциональное значение.

Следует также иметь в виду, что у человека в динамике эмоциональных процессов и состояний не меньшую роль, чем органические и физические воздействия, играют когнитивные факторы. В связи с этим в последние годы были предложены новые концепции эмоций у человека, выводящие эти факторы на первый план.

Одной из первых явилась теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Согласно этой теории, положительное эмоциональное переживание возникает у человека тогда, когда его ожидания подтверждаются, представления воплощаются в жизнь, а планы выполняются, т.е. тогда, когда реальные результаты деятельности соответствуют намеченным или ожидаемым, согласуются, находятся в консонансе. Отрицательные эмоции возникают и усиливаются в тех условиях, когда между ожидаемыми и реальными результатами деятельности имеется несоответствие – диссонанс.

Субъективно состояние когнитивного диссонанса переживается человеком как дискомфорт, и он стремится во что бы то ни стало как можно скорее избавиться от него. Выход из состояния когнитивного диссонанса может быть двояким: или изменить ожидания и планы таким образом, чтобы они соответствовали реально полученному результату, или попытаться получить новый результат, который согласовывался бы с прежними ожиданиями.

В современной социальной психологии теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера используется для того, чтобы объяснить поступки человека, его действиям в различных социальных ситуациях. Эмоции же рассматриваются в качестве основного мотива соответствующих действий и поступков. Лежащим в их основе когнитивным факторам придается в детерминации поведения человека гораздо большая роль, чем органическим изменениям.