Смекни!
smekni.com

Этнические гендерные стереотипы (стр. 2 из 2)

Что касается ориентации на учебные и профессиональные достижения, то здесь также можно отметить гораздо меньшую степень выраженности этого качества в российской культуре. Перфекционизм и направленность на достижения не является базовой ценностью российской культуры.

Необходимо отметить, что одним из факторов, препятствующих успешной адаптации китайских граждан в России, является отсутствие в российской культуре ориентации на создание межличностной гармонии и ухода от конфликта. Если в китайской ментальности уход от конфликта и сохранение гармонии в межличностных отношениях являются базовыми ценностями, то в российской культуре, наоборот, принято выражать свои мысли прямо, говорить о том, что думаешь, то есть прямодушие.

Современная российская культура развивалась преимущественно под влиянием Запада, где прямодушие, открытое высказывание своих мыслей и свобода слова являются абсолютно нормальными особенностями межличностного взаимодействия людей. Эти идеи формировались под влиянием широкого распространения науки, повсеместного образования, возникновения равноправия между различными социальными группами. Кроме того, русское прямодушие часто выражается в прямолинейности и недостаточной вежливости при взаимодействии с окружающими

Данные особенности двух культур имеют прямое отношение к межличностному общению. При взаимодействии с представителями российской культуры граждане Китая, которые рассматривают ценность поддержания межличностной гармонии как неоспоримо правильную, сталкиваются с непривычным для них прямодушием, Привычка россиян выражать свои мысли и чувства прямо может рассматриваться китайцами как негативное отношение к себе, что приводит к возникновению культурного шока, нежеланию дальнейших контактов с представителями чужой культуры и замыканию на общении с соотечественниками.

Таким образом, можно отметить, что различие базовых ценностей российской и китайской культур является важным фактором, препятствующим успешной адаптации китайских граждан в России. Детальное изучение особенностей влияния ценностных ориентаций на процесс адаптации, а также повышение осведомленности о различии в ценностях двух культур необходимы для повышения успешности адаптации китайских граждан и их интеграции в российскую культуру.

Сравнительное исследование ценностно-мотивационной сферы молодежи русской и татарской национальности

В центре внимания многих исследователей психологии межкультурных различий сегодня находится Россия и, следовательно, ценностные ориентации представителей различных народов, проживающих на ее территории.

Россия - государство, на территории которого проживает более 170 народов, большинство из которых существенно различаются по своей численности: 82 млн (83% населения) – русские, свыше 5 млн. – татары, свыше 3 млн. – украинцы, 1,7 миллионов – составляют чуваши. Представители различных народов России много пока теряют из-за незнания особенностей собственной культуры, ее отличий от других культур. Вместе с тем, как человек может познать самого себя только через общение с другими людьми, так и народ в целом может узнать свои особенности, лишь при контакте с представителями других культур или сообществ, оперирующих иным набором ценностей. Именно в процессе межкультурных взаимодействий происходит осознание ценностей, и обнаруживаются различия именно в последних. Поэтому теоретическое и эмпирическое исследование социально-психологических особенностей представителей народов России с учетом изменений, происходящих в обществе в последнее время, является задачей практической важности.

Однако, проведенный обзор исследований показал, что на сегодняшний день, отмечается недостаток специальных исследований направленных на поиск специфического и общего в ценностных ориентациях представителей различных народов России, в частности русского и татарского народа. Учитывая актуальность и недостаточное изучение данной проблематики, нами была поставлена цель - исследовать ценностно-мотивационной сферы представителей русского и татарского народа.

Гипотеза исследования - в силу особенностей исторического, экономического и социально-политического развития, специфики религиозных, культурных, языковых, и других влияний представители русского и татарского народа, имеют больше общего в ценностных ориентациях, чем различного. Как для представителей татарского, так и русского народа в юношеском возрасте, наибольшую ценность представляют «деньги» и «уверенность в себе».

Методики исследования: методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; методика «Диагностики степени удовлетворенности основных потребностей»; методика «Незаконченные предложения». Для сравнения результатов тестирования в двух группах в работе использовался t-критерий Стьюдента для несвязных измерений. Участие в исследовании приняли студенты (17-19 лет) высших учебных заведений г. Нижнекамск, Республика Татарстан. Общее число испытуемых 50 человек: из них 25 – русской и 25 человек татарской национальности.

В ходе исследования было обнаружено, что для молодых людей русской и татарской национальности, характерна высокая ценность таких ценностей – целей, как здоровье любовь и уверенность в себе, которые, в принципе полностью соответствуют базовым потребностям, выделенным А.Маслоу. Также установлено, что альтруистические ценности, ценности эстетические, возвышенные, связанные с восхищением и почитание искусства и природы для всех испытуемых вытесняются на последние позиции в структуре терминальных ценностей.

При этом мы можем отметить значимые различия в ценности общения у представителей двух групп. Если представители русской молодежи стремятся в большей степени реализоваться в кругу друзей, получить общественное признание, то представители татарской молодежи стремятся удовлетворить потребность в общении посредством счастливой семейной жизни и наличия интересной работы.

В ходе сравнительного анализа была выявлена значимость различия в отношении средств достижения поставленных целей. Так видим, что молодые люди русской национальности чаще всего использует в достижении цели такие инструментальные ценности, как эффективность в делах, исполнительность, ответственность и образованность, а также индивидуалистический блок ценностей: жизнерадостность и честность.

Для молодых людей татарской национальности, значимыми средствами достижения целей являются социально-психологические характеристики, высокая моральность и образованность. При этом высокие запросы и рационализм отмечены, как самые не продуктивные и незначимые средства достижения цели у представителей татарской молодежи, а молодые люди русской национальности отмечают, что наименее продуктивными средствами являются высокие запросы, твердость воли и непримиримость со своими и чужими недостатками.

Изучение базовых потребностей показало, что для молодых людей русской и татарской национальности характерно неудовлетворение материальных потребностей и потребностей в самовыражении. Потребность же социальная сильнее удовлетворена у представителей русской молодежи. Надо отметить, что центральным звеном ценностной сферы русской молодежи является потребность в самовыражении, а у представителей татарской молодежи – материальные потребности. В целом, ценностно-мотивационная сфера более интегрирована у представителей татарского народа.


Заключение

В результате анализа полученных данных были выявлены значительные различия между двумя группами испытуемых в эмоциональной составляющей стереотипов. В целом, у лиц с националистическими взглядами преобладает эмоционально-оценочный тип реагирования, причем, это проявляется не только в отношении валентных, то есть эмоционально значимых национальностей. В отношении национальностей азербайджанец, африканец, еврей и чеченец прослеживается образ врага, преобладают эмоции страха, гнева и отвращения. В меньшей степени негативную оценку получили китайцы - их респонденты оценили как неопасных и неагрессивных в настоящее время, однако несущих определенную потенциальную опасность. Негативную оценку получили все европейские нации - англичанин, немец, француз, русский и украинец, а также американец. Однако в отношении этих наций наблюдается двоякая позиция: с одной стороны, имеет место идеализация героического прошлого, с другой стороны - явное осуждение современного образа жизни представителей этих наций. Таким образом, у большинства лиц с националистическими взглядами выявлен феномен идеализации прошлого и фрустрации восприятия настоящего и будущего. Вторая группа испытуемых, представленная молодыми украинцами, не разделяющими крайние националистические взгляды, не показала столь яркой эмоциональной вовлеченности. Исключение составляет лишь образ чеченца, который у большинства респондентов этой группы связывается с эмоцией печали.


Список литературы

1. Горошко Е. И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента, М.-Харьков: Ра-Каравелла, 2008.

2. Изард К. Психология эмоций. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009.

3. Налчаджян А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. – Ереван: Изд-во «Огебан», 2005.

4. Ольшанский Д.В. Основы политической психологии. - Екатеринбург: Деловая книга, 2005.

5. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. - СПб: Изд-во "Питер", 2003.

6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. Издательство Аспект-Пресс, 2007.

7. Антонова В.Б. Психологические особенности адаптации иностранных студентов к условиям жизни и обучения в Москве // Вестник ЦМО МГУ. – 1998. – №1.

8. Крупец Я.Н. Социальное самочувствие как интегральный показатель адаптированности // Социс, 2007. - № 4.

9. М.И. Витковская, И.В. Троцук. Адаптация иностранных студентов к условиям жизни. Вестник РУДН, серия Социология, 2004, №6-7.

10. Bryan S. K. Kim, Donald R. Atkinson and Dawn Umemoto Asian cultural Values and the Counseling process. The Counseling Psychologist 2009.

11. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс, 2004. - №7.

12. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий.- М.: ПЕР СЭ, 2007.

13. Крысько В.Г. Этнопсихология и межнациональные отношения. Курс лекций / В.Г.Крысько.- М.: Издательство «Экзамен», 2008.

14. Рогов М.Г. Мотивация учебной и коммерческой деятельности студентов: социально-психологический аспект. - Казань, 2008.

15. Этническая психология. Хрестоматия.- СПб.: Речь, 2003.

16. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово. – 2006.