Смекни!
smekni.com

Зависимость от азартных игр, гэмблинг-зависимость (стр. 6 из 12)

Психологический анализ личностных особенностей жен­щин с преимущественно аддиктивным поведением (без вы­раженных антисоциальных проявлений), активно участ­вующих в азартных играх, позволил авторам установить некоторые общие закономерности, свойственные данной группе. В детском возрасте у них проявлялась выраженная экстравертированность (открытость, стремление к обще­нию, отсутствие чувства стеснения в непривычной обста­новке и при встрече с незнакомыми людьми, активный инте­рес к окружающему, непосредственность). У детей было развито воображение, имела место склонность к фантазиро­ванию на темы о своей необычности, превосходстве над другими, "избранности". Они очень рано начинали верить, что в жизни им должно повезти, должен выручить случай, который поможет выйти из любого положения, все изменит к лучшему.

Уже в детском возрасте проявилось отчетливое стремле­ние к участию в играх типа домино, лото, карты, в ряде случа­ев — "монополии", в которые они играли с другими детьми и иногда со взрослыми; зачастую игры затягивались на несколько часов. В дальнейшем к вышеупомянутым присоединялись игры, требующие достаточных интеллектуальных усилий (бо­лее сложные карточные игры, "мастермайнд" и др.).

В процессе обучения или после окончания учебных заве­дений у большинства из них наступало разочарование в вы­боре профессии, карьере. Они были недовольны и своей лич­ной жизнью, жаловались на скуку, отсутствие интереса к жизни. Семейная жизнь не складывалась, они или не выходи­ли замуж, или разводились, что было связано с несоответ­ствием избранников идеальному образу и отрицательным отношением ко всяким домашним занятиям: ведению хозяй­ства, приготовлению еды, стирке, уборке и т. д.. Участие в азартных играх начиналось в компании подруг, знакомых по учебе, которые имели подобные же проблемы. Преобладали игры в карты в вечернее время. Игра часто сопровождалась употреблением алкоголя в сравнительно небольших дозах (чтобы опьянение не достигло степени, мешающей участию в ней). Вначале играли "для интереса", "не на деньги", по­том — на небольшие суммы, в дальнейшем ставки могли становиться более высокими, однако не доходили до разме­ров, угрожающих материальному благополучию. Постепен­но этот стиль жизни становился привычным, вечерняя игра была интереснее просмотра фильма, театральной постанов­ки. Без игры возникало ощущение психологического вакуума, пустоты, чего-то не хватало. Трудно было заставить себя чем-нибудь заняться. Возникало раздражение, могло по­явиться стремление к алкоголю с целью "расслабиться". За­висимость от игры оказывалась настолько выраженной, что влияла на многие жизненно важные решения: например, ме­шала переезду в другой город в связи с ее страхом "потерять свою компанию", приводила к разрыву отношений с мужчи­нами, если они мешали участию в игре.

Категории лудоманов

В последние годы в России отмечается рост обращаемости за помощью лиц с патологическим влечением к азартным играм (гемблинг патологический - болезненная страсть к играм (в том числе к риску) в карты, игровые автоматы, ставки на скачках или спортивных состязаниях, лотереи и пр.). Это расстройство влечения обычно сопровождается значительными личностными, поведенческими нарушениями и связанными с ними профессиональными, социальными и экономическими проблемами. Среди этого контингента пациентов нередко встречаются больные с алкогольной и наркотической зависимостью или лица с наследственной отягощенностью наркологическими и психическими заболеваниями.

Существуют категории лудоманов, классифицированные по следующим особенностям (Н.Н. Иванец, 1998):

по патологическому влечению (ПВ) к виду азартной игры - игроки в рулетку и карты (31,2%), игроки игровых автоматов (63,4%), игроки на скачках (ипподром) - 5,4%;

по возрасту вовлечения в азартные игры - 21-30 лет (44,3%), 31-40 (37,7%), 41-50 (14,9%), 51-65 (3,1%) лет;

по полу - мужчины (89,7%), женщины (10,3%);

с сочетанной зависимостью (78,7%) - азартная игра + алкогольная зависимость (43,2%), азартная игра + наркомания (11,1%), азартная игра + психопатия (24,4%); без сопутствующей психической патологии (21,3%); со специфическими расстройствами личности, отнесенными к типу зависимой
личности (F 60.7х по МКБ -10) - 31,7%; с наследственной отягощенностью алкоголизмом (41,4%), наркоманией (2,7%), психическими заболеваниями (37,4%); без наследственной отягощенности наркологическими и психическими заболеваниями (18,5%).

по особенностям поведения - девиантность (21,4%), делинквентность (правонарушения, проступки-17,3%);

по уровню образования - высшее (8,7%), незаконченное высшее (11,1%), среднее специальное (19,8%), среднее (41,7%), незаконченное среднее (15,1%), начальное (3,6%);

по семейному статусу - женаты/замужем (23,4%), разведенные (29,3%), состоящие в браке (47,3%, в том числе повторные браки);

по уровню реабилитационного потенциала: высокий (21,8%), средний (57,7%), низкий (20.5%).

У всех лудоманов отмечается в различной степени выраженности психическая деградация, включающая морально-этические, интеллектуально-мнестические, эмоциональные и поведенческие нарушения на фоне частичной социальной дезадаптации.

Для коморбидных пациентов (игровая зависимость, сочетанная с алкогольной или наркотической зависимостью) характерен патологический стереотип - употребление психоактивного вещества и последующее участие в азартной игре, которая продолжалась по несколько часов, как некий приступ или пароксизм. Лица с игровой зависимостью имеют следующие личностные особенности:

высокую "социальную смелость" - склонность к риску, расторможенность, аномальный стиль поведения;

"подверженность чувствам" - склонность к непостоянству, подверженность влиянию случая и обстоятельств, снижение соблюдения общепринятых норм и запретов в поведении и межличностных контактах;

"экспрессивность" - эмоциональная дезориентация мышления, спонтанная вера в удачу;

"напряженность" - активная неудовлетворенность стремлений;

"неустойчивость самоконтроля" - конфликтность представлений о себе; неадекватность самооценки (независимо от возрастной группы).

Устойчивые ремиссии в основном отмечались у лиц с высоким реабилитационным потенциалом, благополучным преморбидом, монозависимостью, состоящие в браке, имеющие постоянную работу, участвующие в продолжительных лечебно-реабилитационных программах.

Формирование зависимости от азартных игр

Азартные игры (гэмблинг) относятся к аддикции, не свя­занной с приемом каких-то веществ, изменяющих психичес­кое состояние.

Согласно американскому диагностическому и статисти­ческому руководству по классификации психических рас­стройств DSM-IV (1996), основной чертой патологичес­кого гэмблинга является "хроническая и прогрессирующая неспособность сопротивляться желанию участвовать в азартных играх и участие в азартных играх, которое комп­рометирует, разрушает или повреждает личные, семейные или профессиональные интересы. Участие в азартных иг­рах, стремление к нему и активность в этом направлении усиливаются в периоды стресса. Проблемы, возникающие как результат гэмблинга, ведут к интенсификации участия в азартных играх". Обращается внимание на наиболее час­тые проблемы, связанные с участием в азартных играх. К ним относятся прежде всего хронические долги, невыполнение долговых обязательств и другие виды финансовой безответственности. Характерны нарушенные семейные отношения, недобросовестное отношение к работе, различ­ного рода противозаконные действия с целью получить деньги для расчета с долгами.

Патологическое влечение к азартным играм рассматривается с точки зрения пяти теоретических моделей (Зайцев В.В., 2000): а) на­следственно-биологической, в рамках которой имеются указания на особенность у таких пациентов ОКО-2 гена, определяющего функ­цию допаминовых рецепторов; б) поведенческой; в) когнитивной; г) психодинамической и д ) социальной.

В. Зктпег рассматривал фе­номен патологической склонности к азартным играм в рамках пове­денческой модели, считая, что в ее основе лежат появляющиеся в процессе взаимодействия индивида и среды аддиктивные паттерны поведения. Когнитивная теория связывает патологическую игру с когнитивными ошибками, иррациональными убеждениями и так называемой «иллюзией, контроля». Типичны следующие когнитив­ные ошибки игроков: персонификация игрового ав­томата («игровой автомат похож на меня») или типичное объяснение проигрыша («я проиграл потому, что был невнимателен»). К ирраци­ональным убеждениям относят следующие четыре стержневые ха­рактеристики: нетерпеливость к длительным усилиям («я должен выиграть в следующей ставке»), низкая фрустрационная толерант­ность («это ужасно, если я не выиграю»), искажение самооценки («я ничто, если я не играю и не выигрываю»), преувеличение («я не мо­гу существовать, если я не играю»). «Иллюзия контроля», игрок верит, что может контролировать случайные события посредством различных спосо­бов ритуального поведения.

Психодинамически ориентированные терапевты объясняют компульсивное поведение игрока доминирующими психологичес­кими защитами, присущими обсессивно-компульсивной личности,

Наркозависимость и коморбидные поведенческие расстройства и девиации, которая в условиях стресса и повышенных нагрузок преобразуются в симптоматическое поведение, приобретающее характер ритуала или компульсии. Наибольшее значение имеют такие защиты, как «унич­тожение сделанного», «фантазии о всемогущественном контроле» и «реактивное образование» (Н.Мак-Вильяме, 1996 г.).

С целью выявления особенностей прогностической и эмоцио­нально-волевой деятельности лиц, подверженных гемблингу, (В.Д. Менделевич, И. Гаврикова) было проведено экспериментально-психологическое исследование. В исследовательской работе были выдвинуты 2 гипотезы: 1) у лиц с девиантным поведением в форме гемблинга прогностическая и эмоционально-волевая деятельность отличается от прогностической и эмоционально-волевой деятельно­сти гемблинг-независимых личностей; 2) прогностическая и волевая деятельность гемблеров и наркоманов сходна, не имеет существен­ных различий.