Смекни!
smekni.com

Значение дела Дейла Карнеги в понимании человека (стр. 3 из 4)

Отменно владея художественным стилем, удачно используя «эффект наглядности» и «эффект ассоциаций», зарисовки из жизни на любой вкус, Дейл Карнеги очаровывает читателя и превращает чтение своих фолиантов в интеллектуальное удовольствие. В чем несложно удостовериться, обращаясь к его книге, в которой излагаются советы, как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично.

Согласно исследованиям психологов, наше впечатление о ком-либо первоначально на 80% складывается по внешнему виду. Здесь имеется ввиду мимика, телодвижения, жестикуляция. Словом же мы воздействуем на других людей всего лишь на уровне 20%. Однако наш процесс познания себе подобных не всегда ограничивается впечатлениями, в которых преобладает эмоциональное восприятие людей. Любое общение, а тем более принимающее форму сотрудничества (формального или неформального), сопряжено с потребностью познания их внутреннего мира. Универсальным способом достижения этого является умение услышать, что и как они говорят.

Слово дано человеку для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает, другим людям. Вот почему каждому из нас полезно владеть технологией вербального общения, в котором лексический набор, постановка голоса, мелодия речи составляют ее основные элементы. При этом, говоря о необходимости освоения названной технологией, речь не идет об ораторском искусстве. Хотя в книге Дейла Карнеги данное понятие чаще используется, чем такое понятие как риторика.

Чтобы стать оратором, явно недостаточно этого желать и к этому стремиться. Тот излюбленный пример о древнем ораторе, который стал известным речедержателем, благодаря своим настойчивым упражнениям с камушками во рту над морским обрывом, сам по себе не исключает предположения о наличии у этого человека незаурядных ораторских дарований. Общеизвестно, что все люди обладают какими-то задатками, но перевода их в способности, а тем более деятельно ярко выраженные, добиваются немногие. Бесспорно то, что при отсутствии соответствующих задатков, т. е. биологической заданности, никакими стараниями их не компенсируешь. Другими словами: нет задатков и не будет способностей.

Чтобы претендовать на лавры оратора, надо иметь природные предпосылки. Есть такое понятие: «абсолютный музыкальный слух». Есть просто «музыкальный слух». Имеющие его могут играть на разных музыкальных инструментах и возможно добьются каких-то результатов. Однако им не следует тешить себя серьезными надеждами в отношении скрипичных инструментов. Они по-настоящему подвластны тем, кто имеет «абсолютный музыкальный слух» [4, с. 48].

Итак, ораторами могут стать личности, имеющие к этому природные данные. Риторика, а точнее владение риторическими приемами, - достояние многих. Конечно, при условии прохождения специального курса обучения и постоянного самостоятельного речевого тренинга. О чем и пишет в своих книгах Дейл Карнеги, сопровождая их яркими жизненными примерами и самыми доступными рекомендациями. Это достаточно надежные рекомендации.

Что значит познать азы риторики, а тем более проникнуть в сокровище ее знаний?

Во-первых, говорить логично. Во-вторых, говорить аргументировано. В-третьих, говорить образно. В-четвертых, говорить эмоционально. В-пятых, говорить, искусно жестикулируя.

При правильной организации обучения риторика не оказывается непреодолимой преградой. Чем активнее настроены люди на овладение риторическими приемами, тем меньше они тратят времени на достижение этого.

Важным слагаемым подобного успеха является то, о чем подробно пишет Дейл Карнеги. Это обладание уверенностью. Без нее никакие риторические приемы не сработают. Если вспомнить приведенный выше факт: 80% информации люди визуально снимают с выступающего по его внешности. Еще точнее – под воздействием его самопрезентации, которая расшифруется как умение человека подавать себя людям.

Чтобы достойно самопрезентировать, надо прежде всего этого лично хотеть, владеть методами психологической мобилизации, постоянно тренировать свою мимику и жесты. Занимаясь тренингами по имиджелогии, необходимо первоначально решать одну и ту же проблему: раскомплексования людей – высвобождения их сознания от заниженной самооценки, от ложного понимания скромности и общительности.

На последнее необходимо обратить особое внимание. И вот почему. Дело в том, что книги Дейла Карнеги не отражают этно-психологических особенностей жителей нашей страны. Они написаны специалистом человековедческого жанра другой страны. Этим и объясняется необходимость при их чтении постоянной коррекции сформулированных советов и прежде всего практических рекомендаций, исходя из реалий нашей жизни, особенностей нашего менталитета, традиций, привычек. Без такого учета можно оказаться в неловком положении.

Например, взят на вооружение какой-то совет Дейла Карнеги, а он не произвел того эффекта, на который был вправе рассчитывать его применивший. Вообще следует читать все с умом, даже если обращаешься к известному авторитету. В нашем случае авторитет – с другого конца света, где проживает другой народ, с ему присущим образом жизни. И не считаться с этим недопустимо.

Чтобы снять какие-то неясности по поводу сказанного, можно привести такой пример. Средний россиянин, по признанию американских специалистов, более образован, чем средний американец. В то же время средний россиянин значительно менее практичен в жизненном использовании знаний, чем средний американец. Вряд ли кто будет оспаривать и тот факт, что американцы более, чем россияне, раскованы в общении, не так агрессивны, как россияне, в отстаивании своих интересов.

Подобное сопоставление психологии двух народов можно продолжить, находя конкретные различия в ценностных ориентациях, мотивах поведения, отношениях к людям. Безусловно, у россиян есть много общего с американцами, поэтому российские читатели с интересов читают книги Дейла Карнеги. Не только читают, но и практически применяют его советы и рекомендации. При этом россиянам следует больше, чем американцам, уделять внимания таким методам психологической мобилизации как аутотренинг, медитация, рефлексия, катарсис. С их помощью можно стать уверенными в себе, не теряться в практических ситуациях, хладнокровно обращаться к своим знаниям и умело ими пользоваться.

У французского писателя Виктора Гюго есть выражение: «Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло». Пожалуй, не найдешь лучших слов для представления третьей книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить» [5, с. 135].

Само название книги весьма лаконично обозначает ту идею, время которой пришло. Речь идет о сохранении нашего здоровья.

Существует интересная закономерность, чем цивилизованнее общество, тем больше людей, в нем проживающих, озабочены своим здоровьем, однако в значительной мере уповающих на врачей, чем на себя. Нобелевский лауреат И.И. Мечников писал в «Этюдах оптимизма», что природа человека предполагает более значительный срок жизнедеятельности, чем получается на самом деле. И страстно призывал всем обратиться к правилам ортобиоза (разумного образа жизни), соблюдение которых продлевает человеческую жизнь и облегчает людям проявление высших способностей своей души.

Несколько лет назад в одной из японских газет были опубликованы фотографии девяти президентов крупнейших фирм в возрасте 40-60 лет, скоропостижно скончавшихся. Диагноз летального исхода у всех одинаков: крайнее переутомление и продолжительное дистрессовое состояние. Однако подобные факты случаются и в нашей стране.

Цивилизованное общество – это общество научно-технических достижений, внедряемых в практику. Вполне вероятно, что в таком обществе преобладает умственный труд. Известно, что после тяжелого физического труда утомление «задерживается» в человеческом организме на 3-4 дня, а после напряженного умственного труда – на 10-12 дней. Таким образом, большинство людей не выводят усталость из своего тела. Она в нем непрерывно складируется. И по закону перехода количества в качество человек постоянно находится в состоянии угрозы какого-то психосоматического слома.

Какой выход из такого положения? Ответ на поставленный вопрос в интересной форме и по существу дается Дейлом Карнеги. Если обобщить все рекомендации, представленные в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить», то их можно свести к высказыванию русского философа В.С. Соловьева: «Спасающийся спасается. Вот тайна прогресса – другой нет и не будет». Практически это предполагает, чтобы каждый жил достойно, оберегал комфорт общения, избегал гиподинамии, не переедал, любил детей и женщин. И, безусловно, был бы жизнелюбивым человеком. Таковым является тот, у кого развита способность радоваться каждому дню, каким бы он ни был по метеоусловиям.

Американский поэт Лонгфелло писал, что жизнь человека, лишенного здоровья, - тяжелое бремя; здоровье придает жизни радость и счастье больше, нежели какие бы то ни были сокровища. Дейл Карнеги как бы разворачивает этот тезис, придавая ему научно-популярную аргументированность и еще раз подтверждая, что американская нация действительно прагматична. И в первую очередь по отношению к своему здоровью. Его сбережение – это долг каждого гражданина. Поэтому надо знать гигиену жизни и труда, всегда помнить, что работа не является смыслом человеческой жизни, а одним из условий личного самосохранения и общественного прогресса.

Таков лейтмотив философии ортобиоза Дейла Карнеги. Он не мог пройти мимо этой проблемы. И сказал свое слово. Оно удивительно созвучно с высказыванием К.Э. Циолковского, который в своей работе «Суд космоса» утверждал, что подъемной силой для людей является правильно выбранная цель. Таковой по его мнению является – «чувствовать всегда бодрость, радость и всегдашнюю способность к труду и размышлению».