Смекни!
smekni.com

Выявление психологических механизмов агрессии в поведении подростков и условий ее преодоления (стр. 5 из 6)

Еще одна социальная предпосылка агрессии – фрустрация, блокирование происходящих в настоящее время целенаправленных реакций. Если один человек пресекает целенаправленные действия другого, то это усиливает агрессию. Кроме того, дети инстинктивно знают, что им нужна любовь. Поэтому одной из главных причин детской агрессии может стать отсутствие уверенности в том, что они любимы.

Внешними причинами агрессии являются жара, шум, теснота и загрязненный воздух. А склонность приписывать недоброжелательность и дурные намерения другим лицам может привести к более частым, чем обычно, агрессивным столкновениям с другими.

В обществе существуют жесткие требования к поведению человека. Он не имеет права просто так выплескивать свои эмоции и ищет иные пути для их выхода. Дети же не способны контролировать свои эмоции, регулировать свое поведение. Для них агрессия – лучший способ защиты своего "я" от воображаемой или реальной угрозы, это выплеск психологического напряжения [11, с. 39 – 40].

8. Методы диагностики агрессивных проявлений у подростков

Зачастую, обращаясь за помощью к специалистам, педагоги или родители, характеризуя ребенка, говорят: "он такой агрессивный", "в нем столько агрессии" и т.д. Это не может свидетельствовать о том, что ребенок действительно агрессивный. Необходимо выяснить, какие конкретные факты поведения наблюдались. Здесь обычно возникают затруднения в формулировке и понимании того, какое поведение можно отнести именно к агрессивному. Можно выполнить небольшое упражнение, которое поможет педагогам определить агрессивные проявления, обнаружить их заранее, оказать помощь ребенку и, возможно, предупредить правонарушения. Для этого можно предложить список различных характеристик ребенка, особенностей его поведения, и исходя из определения агрессии, дать возможность педагогам выбрать, что из этого списка можно отнести к характеристике агрессивного поведения. Таким образом, мы как бы составляем портрет агрессивного ребенка и помогаем педагогам определить, какие на самом деле у него проблемы (проявления агрессии или ситуативное проявление накопившихся негативных эмоций).

Необходимо помнить, что одна или две характеристики не являются основанием для "диагноза", важен комплексный подход. После проведения семинаров у психологов и социальных педагогов по итогам их работы можно было выделить следующие характеристики:

чрезмерно подозрителен;сваливает вину на других;часто теряет контроль над собой;импульсивен;часто дерется;имеет отсутствующий взгляд;самокритичен;не может адекватно оценить свое поведение;имеет мускульное напряжение;часто специально раздражает взрослых;мало и беспокойно спит;толкает, ломает, рушит все кругом;
чрезмерно подвиженимеет низкую самооценку;ощущает себя отверженным;не понимает чувств и переживанийдругих людей;часто ругается со взрослыми;чувствует себя беспомощным;нападает на других детей;обзывается;бросает предметы;говорит обидные слова;создает конфликтные ситуации;слишком говорлив;

Мы определились с понятием и с особенностями поведения ребенка, теперь необходимо рассмотреть объективные методы определения агрессивности. Условно методики выявления агрессивных детей можно разделить на две группы: проективные методы и метод опроса и анкеты. Некоторые психологи считают опрос принципиально важным методом исследования агрессивности. При строгом использовании он позволяет получить надежную информацию не только о внутренних побуждениях детей, но и результатах их деятельности, поведения.

Особое место в диагностике психических состояний личности занимают проективные методики, в которых оценка состояния основана не столько на характеристиках протекания деятельности в процессе выполнения тестовых заданий, сколько на анализе ее результатов. К методикам такого типа относятся тест руки Вагнера, ТАТ, Рисуночный тест Розенцвейга, тест Люшера, неоконченные предложения и др.

9. Организация общения с агрессивными подростками

Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Задайте себе вопрос: "Что я чувствую?" Если вами владеют гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует прежде всего успокоиться, привести себя в равновесие. Обязательно разберитесь в собственных целях в работе с агрессивными детьми. Чего вы хотите достичь? Наказать, выразить свое отношение, создать условия для изменения поведения? Немаловажно также оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка.

Обращаясь к себе, следует также ответить на вопрос: "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вам вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Оценивайте отношение к подопечному, а не к совершенному им поступку. Если у вас это получится, то уже что-то изменилось. Путь к установлению контакта может быть длительным и напряженным. В ответ на любовь, предложение помощи, содействие вы можете встретить закрытость, сопротивление, отторжение, злобу. Чтобы пройти эту полосу, следует запастись терпением и верой в успех.

Не жалейте времени и сил на восстановление доверительного контакта с ребенком. Древние мудрецы говорили, что можно перейти только тот мост, к которому подошел. Контакт между ребенком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны бурного потока. Нет моста – нет пути от взрослого к ребенку и наоборот. Уровень его открытости будет прямо связан с ощущением собственной безопасности. Представьте, что вам попался раненый еж. Пытаясь активно помочь ему, вы натыкаетесь на колючки до тех пор, пока еж не почувствует тепло, покой, безопасность и не развернется сам. До этого помощь невозможна. Ребенок будет молчать, огрызаться, лгать или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушит его безопасность.

Доверие к миру, конкретной ситуации, другому человеку – это базовая потребность и первоочередная задача, решаемая на первых этапах взаимодействия. Она обеспечивается признаниями безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией понимания его, заботой о реализации его потребностей.

Для установления доверительных отношений с детьми, помимо позитивного, поддерживающего отношения к ним, достаточно важно освоить приемы и способы, позволяющие пробиться через коммуникативные барьеры (выбор места для беседы, открытость позы, мимика лица, интонация голоса, эмпатийный стиль общения). Агрессивным подросткам необходима помощь, чтобы понять: их гнев часто является симптомом обиды, страха или разочарования, и именно мысли, которые скрываются за этими чувствами, приводят к тому, что их гнев взрывается. Подросткам может помочь умение увидеть и понять, как работает этот механизм.

Помочь ребенку можно лишь в том случае, если он будет не объектом воздействия, а субъектом собственной жизни. Народная поговорка "Спасение утопающих – дело рук самих утопающих" во многом не лишена смысла. Наша задача – именно научить ребенка плавать, отправляя его в жизненное море, а не сформировать его зависимость от себя.

Первое, чего необходимо добиться при изменении поведения, – сделать подростка заинтересованным союзником всех позитивных изменений. Разберитесь с причинами отклоняющегося от нормы поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие чего-то. Если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам. Может оказаться, что причина нарушения поведения весьма значима, и устранением только следствия мы ничего не добьемся. Путь же от конца к началу может подсказать направление движения. Проводя анализ причин агрессивности, важно выяснить, что предшествовало проявлению агрессии, что сам ребенок думает о своем поведении.

Во взаимоотношениях с ребенком необходимо соблюдать правило последовательности. Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если вы будете часто менять свою позицию или ваши слова и заявления не будут соответствовать вашим действиям. Например, вы советуете ребенку не терять самообладание в трудных ситуациях, говорите, что даже если кто-то был не прав, то дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричите на ребенка и неуважительно с ним разговариваете, наказываете его. В результате выявления противоречий и непоследовательности дети начинают презирать взрослых. И что особенно опасно – у них нередко формируются глобальные ощущения: они не хотят слушать никого из взрослых, особенно употребляющих те же слова, которые они слышали из лицемерных уст.

Конечно же последовательность не означает, что вы должны упорно "стоять на своем" даже в том случае, когда ваша точка зрения изменилась. Наоборот, следует разъяснить причины изменения позиции: вы только выиграете в углублении отношений, даже если признаетесь, что первоначальное мнение было ошибочным.

Всем нам хорошо известно "золотое" правило воспитания – "правило кнута и пряника", т.е. поощрения и наказания. Остро дискутируемый вопрос о пользе наказания в работе по преодолению девиантного поведения должен решаться только с позиции полезности для выработки новых форм поведения. Критику негативного доведения необходимо сочетать с верой в силы, ресурсы и возможности сдвинуться с мертвой точки.

Поставьте позитивную цель, учитывающую интересы, права и возможности ребенка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат.

Необходимо опираться на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушения поведения ребенком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке: "Я – плохой". Еще хуже, если формируется негативный жизненный сценарий. Тогда агрессивное поведение станет приемлемым для ребенка, чтобы доказать правоту сценария. В связи с этим достаточно важно вместе с ребенком выявить его достоинства (а они всегда, безусловно, есть!) и ресурсы для позитивных изменений. Для этого можно использовать позитивную обратную связь, искреннее поощрение привлекательных для всех поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка; фокусировку положительных качеств, чувств, мыслей и т. п.; поиск нового положительного смысла.