Смекни!
smekni.com

Гендерная специфика представлений об отцовстве (стр. 7 из 12)

Отцовство также подвержено воздействию негативных социальных явлений, таких как расизм, который мешает добиться успеха. Например, в семьях афроамериканцев, бедность и расизм в сочетании друг с другом приводят к психологическому стрессу, который в свою очередь, приводит к негативным изменениям в выполнении отцовских обязанностей и порождает большие трудности в отношениях между родителями.

Наша концептуальная модель также отражает и положительный вклад в отцовство этнических и культурных факторов. Почти каждая культура требует от отцов экономической, материальной поддержки ребенка, которая является одним из аспектов ответственного отцовства. Allen и Connor изучали, как гибкость роли отца и забота о детях среди афроамериканцев позволяли мужчинам вступить в отношения суррогатного отцовства с детьми, у которых не было ежедневного контакта с их биологическими отцами.

Последний контекстуальный фактор в модели – это социальная поддержка, которая является решающим фактором в уменьшении негативного воздействия бедности на поведение родителей. Но этот фактор пока не оценен и отцы, в большей степени, вовлеченные в жизнь ребенка, встречают неодобрение знакомых, родственников и коллег по работе по поводу социальной поддержки именно мужчин. Но ведь отношения отец-ребенок с культурной точки зрения многосторонние, им необходима поддержка общества вне семьи. Поэтому препятствия со стороны матерей или социальных институтов или систем может побудить многих отцов отказаться от ответственного отцовства, если их собственное стремление к отцовству не является очень сильным (Саралиева З.Х.,2002).

Отцовские факторы

Понимание отцом всей роли, его родительский опыт и обязательства оказывают существенное влияние на отцовство. Они могут быть как слабо, так и сильно выражены наряду с определенными личностными и контекстуальными факторами, такими как ожидание матери и проживание отца в семье или вне семьи. Например, в американской культуре, отцам предоставляется свобода в понимании родительской роли, исполнении родительских обязательств и степени компетенции. Из-за этой свободы многие отцы, не уверенны в том, как выполнять свою роль. Разнообразие индивидуальных отцовских факторов определяет два важных значения нашей концептуальной модели: поддержка матерей и общества может способствовать ответственному отцовству даже, если мужчина не заинтересован в этом лично, а высокий уровень опыта и знаний, повышенное осознание своих обязательств необходимы, чтобы преодолеть негативные воздействия со стороны матери, между супругами и обществом. Это схоже с тем, что высокий уровень мотивации отца может помочь преодолению препятствий, созданных социальными институтами и отсутствием социальной поддержки.

Что касается опыта отца в семье, в которой он рос, некоторые исследования дают повод полагать, что отношение с его собственным отцом могут тоже оказывать влияние на отца – либо через отождествление со своим отцом, либо через компенсацию ошибок отца, помогая ему понять свою отцовскую роль, усилить чувство долга и повысить самооценку.

Также, занятость отца и условие его работы имеет отношение к присутствию в жизни детей. Особый график работы не влияет слишком сильно на присутствие отца в жизни детей, но более свободное расписание влияет на степень вовлеченности отцов (Саралиева З.Х.,2002).

Последний контекстуальный фактор в модели – это социальная поддержка, которая является решающим фактором в уменьшении негативного воздействия бедности на поведение родителей. Но этот фактор пока не оценен и отцы, в большей степени, вовлеченные в жизнь ребенка, встречают неодобрение знакомых, родственников и коллег по работе по поводу социальной поддержки именно мужчин. Но ведь отношения отец-ребенок с культурной точки зрения многосторонние, им необходима поддержка общества вне семьи. Поэтому препятствия со стороны матерей или социальных институтов или систем может побудить многих отцов отказаться от ответственного отцовства, если их собственное стремление к отцовству не является очень сильным (Саралиева З.Х.,2002).

Из выше сказанного следует, что концептуальная модель выделяет несколько факторов, влияющих на отцовство, от индивидуальных и связанных с отношениями, до контекстуальных. Эти факторы можно рассматривать как дополняющие друг друга. Например, низкая степень осознания родительской роли в сочетании с низкими ожиданиями матери станет причиной слабой вовлеченности отца независимо от раздельного или совместного проживания. Высокая степень осознания родительской роли в сочетании с высокими ожиданиями матери приведет к большей вовлеченности отца независимо от раздельного или совместного проживания. Также проживание отдельно от семьи может быть компенсировано повышенными отцовскими обязательствами перед детьми и поддержкой матери. А сильная поддержка социальных институтов через общественную политику может смягчить нежелание не состоящих в браке отцов и матерей установить отцовство.

В целом, мы хотим выделить ведущую роль самих отцов в принятии или отрицании культурных традиций и контекстуальных установок, в формулировании отцовской самоидентичности и развитии отцовских навыков и приобретении опыта во взаимоотношениях со своими детьми, в понимании чувств к собственным отцам, в умении сочувствовать матерям.

1.4 Представления об отцовстве по материалам научных исследований

Социальные исследования отцовства проходят на фоне дискуссий о роли отца в развитии и воспитании детей. В своем недавнем анализе исторических путей развития американского идеала отцовства Плек видит отца как равного в правах с матерями. (С 1900 по 1970 идеальным отцом был отец, исполняющий воспитательные функции, а с 1830 по 1900 только отец-кормилец).

Рост интереса к проблемам отцовства был замечен в начале 80-х, это связывали с переоценкой роли женщины в семье и беспрецедентными демографическими изменениями в американской семье.

Доерти У.Дж. и соавторы отмечали, что, в целом, наблюдается сильное отрицательное влияние внебрачного отцовства на отношения «отец – ребенок». Проводилась исследовательская работа по несостоящим в браке молодым родителям афро-американцам в Балтиморе, выяснил, что только 13% молодых людей имеют хорошие отношения со своим биологическим отцом, если он не жил с ними. Этот показатель составил 50% для отцов, живущих со своими детьми. Также изучались отношения детей с отчимами и другими мужчинами: только 1% детей имели тесные взаимоотношения с двумя или тремя отцами, 30% хотя бы с одним, а 69% вообще не имели сильной привязанности к отцу (Доерти У.Дж., Кунески Э.Ф., Эриксон М.Ф., 1998).

В отечественной психологии в последние годы также ведутся исследования на тему отцовства: В.Т. Лисовский,2002; Л.М. Прокофьева, М.Ф. Валетас, 2002; Л.В. Карцева, 2003; И.М. Козина, 2000; М.Г. Воронцова, 2000. В большинстве из этих исследований упоминается о незначительной роли отца в воспитании ребенка, либо о его отсутствии.

Нам хотелось показать несколько другую точку зрения на проблему взаимоотношений отцов и детей и на то, что на самом деле в нашем обществе, несмотря на большое количество неполных семей, есть и их количество растет мужчины, которых можно назвать ответственными, заботливыми и внимательными отцами.

Наиболее интересным в этом плане исследованием нам показалось исследование И.В. Павлова «Образы отцовства в современной рекламной фотографии» о том, какие образы отцовства демонстрируются в современной рекламной фотографии. Задачей данного исследования было увидеть, насколько популяризируемый средствами рекламной фотографии образ отца отвечает традиционным представлениям об отцовстве. Для этого были отобраны рекламные фотографии, опубликованные в популярных глянцевых российских журналах и на рекламных постерах за последние несколько лет. По внешнему виду мужчины, изображенного на рекламной фотографии, он был отнесен к средней возрастной группе: 30-45 лет. По мнению И.В. Павлова, А.А. Реана это возраст, когда лидирующее место в жизни мужчины занимает семья и здоровье и поэтому центральной психологической задачей на данном этапе становится освоение родительской роли и готовность к ответственному отцовству. Возраст детей, занятых в рекламе колеблется от грудного до подросткового.

Все рекламные сюжеты в данном исследовании были разделены на две основные группы: в первой группе отец и ребенок находились в ситуации непосредственного общения, а во второй ситуации их взаимодействие было связано с какой-либо деятельностью, причем расстояние между отцом и ребенком в обоих случаях было минимальное.

В случае с грудными детьми отец кормил, пеленал, укладывал спать, читал сказки. С детьми постарше отцы занимались спортом, работали за компьютером, фотографировали. А в ситуациях непосредственного общения отца и ребенка можно было увидеть их тесный эмоциональный и физический контакт. Таким образом мужской рекламный персонаж демонстрирует свое умение взаимодействовать с ребенком, является защитником, хранителем семейных ценностей, другом, советчиком ребенку, идеалом для подражания, что позволяет ребенку реализовать потребности в общении, безопасности, чувстве стабильности окружающего мира, в заботе и уходе, в достижениях.

Из данного исследования следует, что мужчина, хоть и не всегда мотивирован, но потенциально способен обеспечить полноценный уход за ребенком, удовлетворить все его важнейшие физиологические и психологические потребности, за исключением тех функций, которые связаны с анатомо-физиологическим строением мужского организма. С.А. Минюрова, О.А. Кустова говорили, что образы «хорошего отца», «идеального мужа» формируются через непосредственное подражание, усвоение опыта родительской семьи, из прочитанных книг, каналов массовой коммуникации, а так как в рекламе отец изображен выполняющим «женские» функции, связанные с уходом за детьми, компетентным и любящим родителем, явно получающим удовольствие от взаимодействия с ребенком, то на наш взгляд в ближайшем будущем отцы помимо роли добытчика и защитника семьи, станут выполнять традиционно «материнские» функции.