Смекни!
smekni.com

Гендерные различия в проявлении совладающего поведения в младшем школьном возрасте (стр. 6 из 7)

Дети младшего школьного возраста начинают уже более сдержанно выражать свои эмоции, когда находятся в коллективе класса, так как несдержанность в проявлении чувств вызывает тут же замечания, подвергается обсуждению и осуждению. Способность владеть своими чувствами становится лучше год от года. Свой гнев и раздражение младший школьник проявляет не столько в моторной форме – лезет драться, вырывает из рук, сколько в словесной форме – дразнит, грубит; появляются оттенки в выражении лица и интонации речи – ирония, насмешка, сомнение и т.д. Переживание злости и стыда проявляются в более скрытной форме (11, с.236). Характерной особенностью детей младшего школьного возраста является их впечатлительность, их эмоциональная отзывчивость на все яркое, крупное, красочное. В этом периоде у ребенка интенсивно формируются моральные чувства: чувства товарищества, ответственности за класс, сочувствие к горю окружающих, негодование на несправедливость (11, с.237). Но важно помнить о том, что когда младший школьник узнает о нормах поведения, то он воспринимает слова воспитателя лишь тогда, когда они эмоционально его задевают, когда он непосредственно чувствует необходимость поступить так, а не иначе (11, с.238). Чувства как мотивы поведения младшего школьника занимают большое место в его жизни и получают при этом иную форму, чем у дошкольника. Переживание злости, озлобления, раздражения может вызвать у младшего школьника агрессивное действие по отношению к обидевшему его товарищу, однако драки у детей этого возраста возникают только в том случае, когда переживание достигает такой большой силы, что сдерживающие моменты, вызванные осознаваемыми правилами поведения, отбрасываются. Мотивы действий на основе положительных переживаний: сочувствие, расположение, привязанность, приобретших более устойчивый характер у детей младшего школьного возраста, становятся более действенными и проявляются в более разнообразных формах (11, с.239). Вместе с тем нельзя забывать, что иногда из-за недостаточного внимания родителей к духовному миру ребенка мы сталкиваемся с тем, что школьник испытывает тяжелые и сильные эмоции, которые его травмируют. Яркие образы событий настойчиво вторгаются в его мир, снятся, преследуют, особенно если он впечатлителен (11, с.240). Наряду с «личными» темами – мыслями о себе, мечтами о будущем, волнения, связанные со спортивными играми – развиваются у младшего школьника и разнообразные эстетические переживания. Значительное впечатление от художественных произведений может выявиться как в отдельных рисунках, которые он делает, так и в стихах, сочиненных им, или в рассказах по поводу прочитанной повести.

Нравственные положения, которые определяют поступки ребенка, не имеют достаточно обобщенного характера. Нравственные положения, которые вошли в сознание школьника, еще в недостаточной мере стали устойчивым его достоянием. В младшем школьном возрасте нравственные чувства характеризуются тем, что ребенок не всегда достаточно отчетливо осознает нравственный принцип, по которому ему следует действовать, но вместе с тем его непосредственное переживание подсказывает ему, что является хорошим, а что плохим. Поэтому-то, совершая недозволенные поступки, он испытывает переживания стыда, раскаяния, иногда страха (11, с.242).

Приложение 1

Виды копинг-стратегии

Название Содержание
Остаюсь сам по себе, один - Уход от общения, погружение в свой собственный мир
Обнимаю, прижимаю, глажу Телесный контакт, отношение привязанности
Плачу, грущу Эмоциональное отреагирование – через горе и сострадание
Борюсь, дерусь Агрессия, направленная на другого человека, тип реакции
Молюсь Обращение к Богу или Высшей силе и Разуму с просьбой помочь разрешить трудную ситуацию
Прошу прощения, говорю правду Исповедь, признание греха
Говорю сам с собой Внешняя речь – проговаривание конкретной неприятной или трудной ситуации с целью ее осмысления и отреагирования
Думаю об этом Внутренняя речь – обдумывание ситуации с целью ее осмысления
Стараюсь забыть Подавление или вытеснение – забывание неприятной ситуации
Кусаю ногти, схожу с ума Аффективное отреагирование с агрессией, направленной на себя.
Бью, ломаю, швыряю – схожу с ума Агрессивное отрагирование с агрессией, направленное во вне
Воплю, кричу, бью, ломаю Аффективное отреагирование как вариант активного протеста
Дразню – дерусь, борюсь Вербальная и физическая агрессия, направленная на другого человека
Ем или пью – стараюсь расслабиться Насыщение с последующим расслаблением
Сплю – ем или пью Восстановление физических сил
Мечтаю, представляю – рисую, пишу, читаю – играю, гуляю Детская «работа»
Смотрю телевизор, слушаю музыку – рисую, пишу, читаю – гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде Детские развлечения как отвлекающие занятия
Гуляю, бегаю – катаюсь на велосипеде – играю – говорю с кем-нибудь Совместные занятия, общение, развлечения
Бегаю – катаюсь на велосипеде – ем или пью Физические нагрузки, требующие восстановления сил
Играю – бегаю, гуляю – ем или пью – стараюсь расслабиться – сплю Физические нагрузки, требующие восстановления сил и расслабления

Приложение 2

Для сохранения эмоциональной один из способов устойчивости предлагают специалисты по музыкальной психотерапии. Для этого используют пакеты программ классической музыки. Подобрать их можно самостоятельно и, при желании, использовать.

Для уменьшения раздражительности, разочарования, повышения чувства принадлежности к большей жизни природы, частью которой являешься И.С. Бах кантата №2; Л.В. Бетховен «Лунная соната»; С.С. Прокофьев «Соната ре»; Р. Фрайк «Симфония ре минор»
Для уменьшения чувства тревоги, неуверенности Р. Шопен «Мазурка» и прелюдии; И. Штраус «Вальсы»; А. Рубинштейн «Мелодии»
Для общего успокоения, умиротворения и согласия с жизнью в том виде, какая она есть Л.В. Бетховен «Шестая симфония», 2-я часть; И. Брамс «Колыбельная»; Шуберт «Аве Мария», «Анданте из квартета»; Р. Шопен «Ноктюрн» соль минор; Дебюсси «Свет луны»
Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей И.С. Бах «Итальянский концерт»; Гайдн «Симфония»; Сибелиус «Финляндия»
Для снятия эмоциональных симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми И.С. Бах «Концерт» ля минор для скрипки; Б. Бартюк «Соната для фортепиано»; А. Брукнер месса ми минор; И.С. Бах Кантата № 21; Бартюк Квартет № 5
Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным перенапряжением Л.В. Бетховен «Фиделио»; В. Моцарт «Дон Жуан»; Л. Лист «Венгерская рапсодия №1»; А. Хачатурян, сюита «Маскарад»; Дж. Гершвин «Американец в Париже»
Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, улучшения настроения. И.С. Бах «Прелюдия и фуга минор»; Л.В. Бетховен, увертюра «Эгмонт»; П.И. Чайковский «6-ая симфония», 3 часть; Р. Шопен ф.2в. №1; Л.Лист «Венгерская рапсодия №2»

Приложение 3

Стратегии совладания

Понятие Содержание
Поведение – снятие очага раздраженности, напряженности, обусловленного внешними и внутренними факторами Если надо применить какое-либо поведение, нужно посов5товать человеку делать то, что он и так делает, но внести определенные детали, при выполнении которых ему в дальнейшем продолжать стало бы невмоготу.
Эмоциональная проработка подавленного, нейтрализация напряженности, стресса через изменение субъективной оценки ситуации. Познание Если некий психологический процесс оказался подавленным, то эмоциональная оценка оказывается нереализованной. В случае, когда человек беседует, он вновь связывает этот процесс с нормальным «осознанием» - очаг напряженности частично разрешается.
Эмоциональная разрядка с целью снятия очага напряжения с целью поиска социального поддержания Наставление, поучение, истории ценностей, вещей - это воспринимается как давление, поэтому для того, чтобы добиться открытости и готовности принять изменения и наблюдения вероятными.

Приложение

Способы дыхательной гимнастики

Способ 1

Сидя или стоя постарайтесь по возможности расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании.

- на счет «один – два – три – четыре» делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна);