Смекни!
smekni.com

Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (стр. 7 из 20)

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно выполнение игровых действий без сопровождения речью. Во многом это объясняется тем, что у всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются нарушения речи.

Нарушения речи у умственно отсталых школьников исследовались М. Е. Хватцевым, Р. Е. Левиной, Г. А. Каше, Д. И. Орловой, М. А. Савченко, Е. Ф. Соботович, Е. М. Гопиченко, Р. И. Лалаевой, К. К. Карлепом и др [79]. По данным этих исследований, в ДОУ для умственно отсталых детей выраженные дефекты наблюдаются у 40-60% детей. В первых же классах вспомогательной школы, по данным М. Е. Хватцева, Г. А. Каше [79], число детей с дефектами речи значительно выше.

По мнению С. Я. Рубинштейн [65], основными причинами недоразвития речи умственно отсталых детей является "слабость замыкательной функции коры, медленная выработка новых дифференцировочных связей во всех анализаторах"

Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности: имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью, сличение полученного результата с предварительным замыслом, его соответствие мотиву и цели речевой деятельности.

При умственной отсталости в различной степени нарушены операции и уровни порождения речевого высказывания (смысловой, языковой, сенсомоторный уровни). Наиболее недоразвитыми оказываются высокоорганизованные, сложные уровни (смысловой, языковой), требующие высокой степени сформированности операций анализа, синтеза, обобщения. Сенсомоторный уровень речи у этих детей страдает по-разному. К старшим классам у большинства школьников происходит коррекция нарушений сенсорно-перцептивного и моторного уровня, полное устранение дефектов фонетической стороны речи (звукопроизношения, просодических компонентов). В то же время семантический и языковой уровни развития у этих детей не достигают нормы.

Нарушения речи у умственно отсталых детей разнообразны по своим проявлениям, механизмам, уровню и требуют дифференцированного подхода при их анализе. Симптоматика и механизм речевых расстройств у этих детей определяются не только наличием общего недоразвития мозговых систем, что обусловливает системное нарушение речи, но и локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речи, что еще более усложняет картину нарушений речи при умственной отсталости.

У детей с умственной отсталостью встречаются все формы расстройства речи, как и у нормальных детей (дислалия, ринолалия, дисфония, дизартрия, алалия, дислексия, дисграфия, заикание, афазия и др.). Преобладающим в структуре системного речевого нарушения является семантический дефект.

Нарушения речи у умственно отсталых детей характеризуются стойкостью, они с большим трудом устраняются, сохраняясь вплоть до старших классов вспомогательной школы.

Даже в самой легкой степени речевое развития умственно отсталых дошкольников характеризуется ограниченностью словарного запаса, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, неточном употреблении слов, многочисленных вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудностей актуализации словаря, что обусловлено интеллектуальным нарушением. Потому, играя, дети с проблемами интеллектуального развития. Как правило, действуют молча. С большим трудом, овладевая речевым содержанием, без которого невозможно протекание сюжетно- ролевой игры. В самостоятельных играх они используют заученные фразы, не внося в них никаких изменений и дополнений. Ролевое общение в процессе игры проходит стереотипно, с помощью заученных реплик. Проявление творчества в этом случае может восприниматься как показатель интеллектуальной сохранности ребенка. Только в старшем дошкольном возрасте дети с проблемами умственного развитию начинают обозначать роль словом (я - врач, я - шофер), понимают её и выполняют ряд действий, соответствующих ей. Однако даже в конце дошкольного возраста они не могут самостоятельно взять на себя роль и действовать в соответствии с ней до конца игры. Поэтому принятие роли чаще всего происходит под руководством педагога, который помогает детям вспомнить последовательность развития сюжета и основные действия, совершаемые персонажами, участвующими в игре, а также, принимает непосредственное участие в игре. В таких условиях большинство старших дошкольников принимают на себя роль и действуют в соответствии с ней до конца игры.

У старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, как и у нормально развивающихся детей, наблюдаются предпочтения в выборе ролей. Привлекательными являются роли, связанные с выполнением четко очерченных разнообразных действий. Например, в игре «Магазин» это роли кассира и продавца, в игре «Доктор» - врача и медсестры. Роли менее «активные» популярностью не пользуются, они оказываются более сложными для исполнения. При отсутствии необходимого жизненного и игрового опыта дети не знают, как раскрыть роль покупателя, больного и т.д.

В процессе игры ребенок вступает в реальные и ролевые отношения с другими её участниками. В играх детей с проблемами интеллектуального развития преобладают реальные отношения. Выполнение ребенком роли в процессе игры в большей мере связано с характером выполняемых действий, нежели с четким соблюдением ролевых взаимоотношений участников. Поэтому ребенок часто обращается к партнеру то как к врачу (продавцу), то как к Пете, Маше. При этом обнаруживаются трудности в ролевом общении. Дети мало эмоциональны, не умеют задавать вопросы и отвечать на них в соответствии с ролью, ждут подсказки от педагога. Самостоятельно произносят отдельные слова или в лучшем случае воспроизводят дословно заученные на занятиях фразы. В самостоятельных играх дети редко взаимодействуют друг с другом, хотя у некоторых из них к старшему дошкольному возрасту формируются привязанность к отдельным сверстникам. Взаимодействие начинается преимущественно по требованию или совету педагога, который подсказывает его возможные варианты. Возникающие при этом объединения малочисленны (2-3 человека), неустойчивы, ситуативны.

Старшие дошкольники, даже после продолжительного обучения, не обнаруживают длительного увлечения, поглощения игрой. Самостоятельная игра, как правило, длится не более 20 минут и является неинтенсивной. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они без сожаления прекращают игру или по собственному желанию, или по предложению взрослого.

Дошкольники с проблемами развития не проявляют в играх инициативы и творчества. Оказывается неспособным действовать в воображаемой ситуации и с воображаемыми предметами. Действия «как будто», «понарошку», типичные для нормально развивающихся детей уже в младшем дошкольном возрасте, у них, как правило, отсутствуют. Игра возникает и продолжается, если игровая ситуация предельно конкретна, обеспечена необходимым набором игрушек, соответствующим образом расположенных в игровом уголке.

В самостоятельных играх детей можно отметить неустойчивость игровой темы.

Несмотря на определенное своеобразие и бедность игры детей с проблемами интеллектуального развития, к старшему дошкольному возрасту практически все дети получают удовольствие от игры, прежде всего, от выполнения действий с игрушками. Это проявляется в общем оживлении, улыбках, жестах. В основном их привлекает процессуальная сторона игры, как у младших нормально развивающихся дошкольников. Они не только слабо осваивают игровые действия через игровые операции, но и отстают от своих нормально развивающихся сверстников в развитии специфических игровых умений, связанных с эмоциональным и эстетическим опытом. Игры хорошо обученных детей достаточно автоматизированы, сосредоточены на сугубо операционной стороне деятельности.

В играх редко раздается смех и плач «понарошку», интонации ровные. Нет места сколько-нибудь выраженным чувствам. «Мамы» равнодушно и вместе с тем тщательно кормят детей, «водители» бесстрастно возят пассажиров, «продавцы» безразличны к покупателям, а «врачи» нейтральны к пациентам. Внимательного педагога должен насторожить такой маловыразительный дух игры, её эмоциональная бедность. Как никакая другая, игровая деятельность должна, с одной стороны, воплощать эмоциональный опыт ребенка, с другой - аккумулировать его. Развивать, воссоздавая и уточняя разнообразные человеческие чувства и переживания, которыми столь богата жизнь (Н.Д. Соколова).

Выводы по первой главе

Таким образом, мы можем сделать вывод о существенном различии в уровне владения сюжетно - ролевой игрой дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и их ровесниками в норме. Данные различия обуславливают подход к составлению нашей системы занятий обучения сюжетно – ролевой игре дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Для себя мы выделили наиболее существенные различия в овладении сюжетно – ролевой игрой, которые наиболее часто встречаются в литературе по данному вопросу (см. приложение № 8 ). Кроме того, сказанное выше позволяет нам утверждать, что развитие личности школьника с интеллектуальной недостаточностью, у которых целенаправленно формировалась игровая деятельность, происходит успешнее, нежели у необученных сверстников. В условиях специального образования игра у детей дошкольного возраста, имеющих проблемы в интеллектуальном развитии, способна осуществлять функции ведущей деятельности. Полученные результаты будут положены в основу нашего экспериментального исследования.