Смекни!
smekni.com

Развитие психических познавательных процессов школьников в ходе обучения в школе (стр. 13 из 14)

Таблица 5 – Тренировочный срез по оценке показателей скорости и точности

/ II : \ + / - I = =
- x . . II / \ + \ :
+ I \ + - II - = I I
= II = . x + / / . I
x I I - : x x II = /
: - II + . - \ \ + .
= : / + - II I / . -
. = \ . - x \ - . -
II : + I + + x . + II
: x . x \ = I / I :

Задания школьнику: Перекопируй графические изображения в 100-клеточную таблицу и сосчитай:

a) Сколько раз встречается знак «плюс» (+)?

b) Сколько раз встречается знак «минус» (-)?

c) Сколько раз встречается знак деления (:)?

d) Сколько раз встречается знак «равно» (=)?

e) Сколько раз встречается знак умножения (x)?

f) Сколько раз встречается знак точка (.)?

Правильный ответ:

a) 12

b) 12

c) 8

d) 9

e) 9

f) 12

Сумма точно воспроизведенных графических изображений за определенное время (3 минуты) равна:

0-21- низкий уровень,

22-42 - средний уровень,

42-62- высокий уровень.

Воображение ребенка оценивается по степени развитости у него фантазии, которая в свою очередь может проявляться в рассказах, рисунках, поделках и других продуктах творческой деятельности.

Для диагностики способностей воображения использовали следующие методические подходы, изложенные В. Д. Шадриковым:

1) Оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности;

2) Тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения;

3) Самооценка параметров образов воображения.

Диагностика воображения проводилась по опроснику Р. Гордона. «Исследование сферы воображения»

Опросник предназначен для оценки сферы воображения. Основан на процедуре самооценки образа-представления и способности манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает «да», «нет», «неуверен». Каждому ответу присваивается определенный балл (2,1,0). Считается, что даже один ответ «нет» говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы:

1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?

2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?

3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?

4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.

5. Представьте эту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же самом месте.

6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.

7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.

8. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.

9. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение.

10. Представьте, как эта машина лежит на свалке.

Математическое определение уровней.

Сумма ответов «да» равна:

0-3- низкий уровень,

4-7 - средний уровень,

8-10- высокий уровень.

Особенности творческого воображения можно определить, используя следующие задачи:

Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме.

Дети прослушивают начало рассказа: «Темнело. Шёл нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чём- то разговаривали. Вдруг…».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу 10 минут.

В качестве оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.

Задача 2. Выяснить особенности творческого воображения.

Детям предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.


Приложение В

Комплекс упражнений, применяемых в ходе опытно экспериментальной работы на внеклассных занятиях

Для проведения занятий выбрана игровая форма, так как в жизни игровая деятельность имеет разные функции:

– развлекательную (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную;

– самореализации;

– терапевтическую (преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);

– диагностическую (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);

– коррекционную (измениться под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры).

В структуре любой игровой формы можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее.

Как же облечь занятие в игровую форму? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1) соответствие занятия учебно-воспитательным целям занятия;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на занятии.

Контроль проводится в игровой форме: игры, тесты, игровые программы, интеллектуально – познавательные игры, викторины.

Внутри каждого комплекса следует придерживаться заданной последовательности игр, и очень важно, чтобы каждая из них была "прокручена " на различном материале не менее 5 – 6 раз. Особо полюбившиеся детям игры можно проводить и до 20 – 25 раз.

В ходе проведения занятий использовались следующие игры и упражнения:

«Я знаю»

Цели: Развитие речи учащихся, пополнение словарного запаса, развитие наблюдательности и внимания, мышления.

Содержание: Учитель (ребенок), используя мяч, проговаривает следующий текст, ритмично ударяя мячом о пол:

- Я знаю пять имен мальчиков: Саша - раз, Дима - два, Игорь - три, Денис - четыре, Володя - пять.

Далее мяч передается следующему игроку, который называет следующие пять предметов. Это могут быть любые предметы (игрушки, цветы, деревья).

Игра «Догадайся, что показал» (пантомима)

Цель: Развивать внимание наблюдательность, речь, терпение.

Содержание: Желающий изображает предмет (живой или неживой), не произнося никаких звуков. Остальные пытаются догадаться что изображается. Возможно использование для пантомимы нескольких желающих.

«Расшифруй письмо» Цель: Развитие наблюдательности, внимания, умения сосредоточиться на поиске необходимой буквы или слога.

Содержание: Учитель зашифровывает буквы любыми значками или рисунками и, используя эти обозначения, «записывает» слово. Дети пытаются разгадать слово, находя значки с обозначаемыми ими буквами.

«Сказочные владения Радуги. Опиши» Дети описывают окружающие предметы, используя знания о цветах радуги, стараясь как можно ярче описать тот или иной предмет.

« Буква заблудилась» Дети должны «исправить» слова, где перепутались буквы, поставив на свое место.

«Узелки на память» Дети завязывают узелки каждый на своей веревочке, вспоминая правила, вопросы, звуки и буквы. Все комментируется вслух. Материал подбирается преподавателем.

«Что изменилось?» Поставьте перед детьми 3-7 игрушек. Дайте сигнал, чтобы закрыли глаза, и в это время уберите одну игрушку. Открыв глаза, дети должны угадать, какая игрушка спрятана.

«Найди отличия». Покажите ребятам два почти одинаковых рисунка и попросите найти, чем один рисунок отличается от другого. «Найди одинаковые». На рисунке дети должны найти два одинаковых предмета.

«Ухо-нос». По команде «Ухо» дети должны схватиться за ухо, по команде «Нос» - за нос. Учитель тоже выполняете вместе с детьми действия по команде, но через некоторое время начинаете делать ошибки.

«Карлики и великаны». Аналогичная игра: по команде «Карлики» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Воспитатель выполняет движения вместе со всеми. Команды даются в разбивку и в разном темпе.

«Замри». По сигналу воспитателя дети должны замереть в той же позе, в которой были в момент сигнала. Проигрывает тот, кто шевелится и выбывает из игры.

«Повторяй за мной». Под любую считалку (например: «Сантики-фан-тики-лимпопо») вы ритмично выполняете простые движения, например, хлопаете в ладоши, по коленям, топаете ногой, киваете головой. Дети повторяют движения за вами. Неожиданно меняете движение, кто вовремя не заметил это и не сменил движение, выбывает из игры.

«Платочек». Дети встают в круг. Водящий бегает или ходит сзади круга с платочком в руке и незаметно кладет платочек у кого-то за спиной. Затем делает еще один круг, и если за это время новый владелец платочка не объявится, считается, что тот проиграл. Тот, кто заметит платочек за спиной, должен догнать водящего и осалить. Если это удается, водящий остается прежний. Если нет - водит второй.

«Съедобное - несъедобное». Водящий бросает мяч, называя любой предмет. Мяч надо ловить только в том случае, если предмет съедобный.

«Игра с флажками». Когда поднимаете красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый - хлопнуть в ладоши, синий - шагать на месте.

«Какая бывает собака?» Можно попросить ребенка представить собаку и рассказать как можно больше: какая шерсть, что любит есть, какой формы хвост и ушки, какой характер.

«Нарисуй по описанию». Читаете следующий текст: «Стоял белый дом. Крыша у него треугольная. Большое окно красное, а маленькое желтое. Дверь коричневая». Текст нужно прочитать еще раз в медленном темпе, по одному предложению. Дети в это время с закрытыми глазами должны представить этот дом, а потом нарисовать.