Смекни!
smekni.com

Формирование учебной мотивации младших школьников с нарушениями интеллекта (стр. 14 из 17)

Роль взрослого в дидактической игре двойственна', с одной стороны, он руководит познавательным процессом, организует обучение детей, а с другой выполняет роль участника игры, партнёра, направляет каждого ребёнка на выполнение игровых действий, а при необходимости даёт образец поведения в игре. Участвуя в игре, взрослый одновременно следит за выполнением правил.

Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении — это соблюдение последовательности в подборе игр. Должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.

В обучении мы широко использовали занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью задачи (найти, догадаться, помочь), неожиданностью преподнесения её от имени какого - либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков. Игровые упражнения можно использовать как метод ознакомления детей с новым учебным материалом. Упражнение проводит учитель (даёт задание, контролирует ответ), дети при этом менее самостоятельны, чем в дидактической игре.

Ролевые игры - деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых людей и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними.

В игровой учебной деятельности роли учителя и ученика коренным образом изменяются. Учитель в игре перестаёт быть для ученика только источником знаний и становится режиссёром игры и консультантом по организации познавательной деятельности. Ученики же в игре - активные участники учебного процесса: они сами определяют цель игры, ищут способы её достижения, вырабатывают возможные пути решения возникающих задач.

В играх может быть осуществлено непосредственное изучение социальных ситуаций, таких, как уничтожение цветов на клумбе, поломка деревьев, негуманное отношение к животным и т.д. Игры позволяют смоделировать различные ситуации, например, «А что будет, если...», проанализировать их, заставляют задуматься о будущем. Во время игры можно смоделировать будущие ситуации, например, через 5, 10, 15 и т.д. лет.

Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения более интересным, помогает преодолеть трудности в усвоении нового материала. Поэтому в игре учащиеся более охотно выполняют то, что вне игры может им казаться неинтересным и трудным. Ценность дидактических игр также заключается в том, что дети в процессе игры учатся самостоятельно помогать друг другу и взаимно проверять себя.

В успешном проведении игр большая роль принадлежит учителю. Ему необходимо овладеть методикой проведения такого рода игр и найти им правильное место в учебном процессе.

При проведении игр необходимо соблюдать определённый темп, предоставить детям относительно большую самостоятельность, не загромождать игровые упражнения вопросами, следить, чтобы ученики были внимательны к ответам товарищей, так же как к их вопросам. Необходимо заранее подобрать вопросы, примеры, продумать выбор упражнений, подготовить все материалы, представить возможные ответы школьников.

Начиная подготовку к игре, следует в первую очередь решить для себя важнейшие вопросы: какова её цель; какие умения и навыки будут формироваться в процессе игры; как организовать деятельность детей (соревнование отдельных участников, команд, классов); как подводить итоги.

Важнейшими этапами игры служат её планирование и подготовка сценария, в котором детально проработано, как конкретно разыграть идею или ситуацию. Организатору игры необходимо:

1. Выбрать конкретную тему и подобрать материал, который будет использован во время игры.

2. Наметить роли учеников.

3. Предусмотреть необходимый «реквизит», справочные материалы и т.д.

4. Продумать, какими будут правила игры, как познакомить с ними детей в минимально короткий срок, можно ли будет их изменить в целях активизации класса.

5. Обдумать, как начать и когда закончить разыгрываемые ситуации.

6. Решить, как использовать результаты игры.

Немаловажным фактором является определение времени игры: когда, на каком уроке или во внеурочное время она может быть проведена. Игры могут иметь разную продолжительность и проходить на разных этапах урока.

Составляя программу игр, надо помнить о материальной базе. Можно предложить ребятам подготовить игровой материал заранее: разные фигуры, рисунки, карточки.

Для создания игровой атмосферы необходимо помнить о некоторых важных моментах:

Во-первых, исключить порицание и критику во время игры. Детям следует показать, что достичь цели можно различными, более или менее продуктивными путями, но не может быть «правильных» и «неправильных», «лучших» и «плохих» путей. Обстановка во время игры должна быть доброжелательной, спокойной.

Во-вторых, учитель должен играть как бы двойную роль, с одной стороны, достаточно часто непосредственно вступать в игру вместе с учениками, исполнять свою роль, а с другой стороны, оставаться объективным наблюдателем того, что происходит, и нести ответственность за развитие процесса взаимодействия.

Учитель должен определять выбор разыгрываемых ситуаций и их сложность, ориентируясь на возраст обучаемых, их организаторские способности и уровень познавательных возможностей.

Игры можно проводить в начале урока, чтобы привлечь внимание учащихся класса к новому материалу, или в качестве повторения в середине урока, чтобы сменить вид работы и поднять интерес к изучаемой теме. Но чаще всего игры проводятся в конце урока для закрепления пройденного материала.

Можно использовать для закрепления материала лото. С этой целью учитель раздаёт карточки группе учащихся и называет какой-нибудь объект, учащиеся закрывают его. Кто быстрее закроет все объекты и назовёт их правильно, тот выигрывает. Можно проводить эту игру у доски. Трое учащихся (из каждого звена по одному человеку) по команде учителя выбирают и вывешивают названия объектов, остальные внимательно наблюдают, исправляют и дополняют ответы товарищей.

Игра способствует общему развитию, помогает усвоить научные термины, различного рода названия и т.д. Однако игру нужно использовать умеренно и применять её так, чтобы один урок не был похож на другой. В противном случае интерес угаснет.

На уроке важно использовать и занимательный материал, т.к. то, что заинтересовывает учащихся, всегда легче и лучше всего запоминается. Если предмет для учеников интересен, то и работают они активно, без принуждения. Но это не значит, что нужно на уроках сообщать учащимся только интересующий их материал. Учитель должен воспитывать чувство долга, приучать выполнять и то, что неинтересно, но нужно. Тем не менее, там, где возможно, надо стараться заинтересовывать учеников, добиваться, чтобы у них появился горячий интерес к работе, к изучаемому предмету, к самостоятельным занятиям.

Занимательный материал — это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в урок занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Использование занимательного материала оправдано только тогда, когда он тесно связан с темой урока, органически сочетается с учебным материалом, соответствует дидактическим целям.

В толковом словаре С.И. Ожегова даются определения следующих видов занимательного материала.

Загадка - изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании.

Скороговорка — специально придуманная фраза с труднопроизносимым подбором звуков, быстро проговариваемая шуточная прибаутка.

Ребус - загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.

Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм.

Поговорка— краткое устойчивое выражение, преимущественно образное, не составляющее, в отличие от пословицы, законченного высказывания.

Викторина — игра в ответы на вопросы, обычно объединенные какой-нибудь общей темой.

Кроссворд - игра - задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры.

Чайнворд - игра-задача, в которой расположенные цепью клеточки заполняются словами таким образом, что последняя буква одного слова начинает собой следующее.

Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей - отдельных слов; такая загадка, представляемая в живых сценках.

Конкурс - соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщённой форме выявить знания и умения школьников.

Для опроса можно вывешивать до урока вместе с другими пособиями кроссворд-таблицу на данную тему, предлагая вызванному ученику решить его. Пока один решает кроссворд, другие отвечают на вопросы учителя. Когда кроссворд решён, следующий ученик или учитель проверяет правильность решения. После ответа на дополнительный вопрос ученик получает соответствующую оценку.