Смекни!
smekni.com

Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей (стр. 2 из 14)

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. Что же означает термин “Я-концепция”, какой реальный психологический смысл в него вкладывается?

1.2 Понятие, значение и структура Я-концепции

Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.

Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено, или присвоено, превращено в “Я” субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании. Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Я-концепция – это наше собственное представление о себе или образ самого себя, т.е. совокупность наших мнений о своем здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих, способностях и недостатках. Поскольку Я-концепция основана на нашем собственном суждении о самом себе, она не всегда соответствует действительности. Но Я-концепция - понятие менее нейтральное, чем самосознание, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов. Р.Бернс, один из ведущих английских ученых в области психологии, серьезно занимавшийся вопросами самосознания , так определяет это понятие: “ Я-концепция - это совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я-концепция, в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем” [3].

Каждый человек создает для себя образ идеального «Я», т.е. романтическую мечту о том каким он хотел бы стать. Как правило, наделяя идеальное «Я» качествами, которые имеют ценность в глазах родителей, сверстников, учителей и людей, пользующихся авторитетом. Наше идеальное «Я» может изменяться в зависимости от окружения. Если наши реальные качества соответствуют нашему идеалу или приближаются к нему, то у нас будет высокая самооценка.

Исследования Ливануэя и Уайли позволили заключить, что люди с положительными Я-концепциями склонны терпимее относиться к окружающим. Люди с низкой самооценкой, напротив, болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя.[18]

Даже людям с положительной Я-концепцией не всегда удается управлять собой. Но, хотя и довольно трудно найти критерии для приспособляемости, люди с положительной Я-концепцией, как правило, адаптируются лучше, чем люди с отрицательной Я-концепцией. Сталкиваясь с новыми требованиями жизни и факторами стресса, мы должны с ними справляться. И в этом постоянном и неизбежном процессе внесения поправок наша Я-концепция и личность постоянно меняются. Как человек ощущает свое собственное «Я», какие качества он считает своими наиболее отличительными характеристиками, совпадают ли эти качества или отличаются от представлений о нем других людей – все это важные составляющие личной идентичности. Набор представлений человека о самом себе называется Я-концепцией.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека - с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трехфункционально-ролевых аспектах:

1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.

2. Я-концепция как интерпретация опыта. Эта функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.

3. Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.

1.3 Определение и схема Я-концепции Р. Бернса

Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом [3] , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой - упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах литературы (см. рисунок №1) .

У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику

Я-концепции, глобальное, личностное Я (Self) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (I) и Я-как-объект (Me).

«Я» как объект содержит в себе 4 аспекта:

1. Духовное «Я» - объединенное сознавание духовных свойств и способностей, интеллект, моральные, религиозные стремления и др.

2. Материальное «Я» - одежда, имущество, умение приобретать средства и др.

3. Социальное «Я» - признание в нас личности со стороны других, любовь, честолюбие и др.

4. Телесное «Я» - тело, телесные потребности и инстинкты

Эти аспекты образуют для каждого человека уникальный образ, или совокупность представлений о себе как личности.

Кроме этого Джемс предложил формулу оценивания личностью самой себя.

Формула самооценки выражается в сравнении достигнутых успехов с уровнем притязаний: Самооценка = успехи / притязания. [16]

Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать

Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:

1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки). 2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая). 3. Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая). Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом:

1. Образ Я - представления индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.