Смекни!
smekni.com

Особенности типа личности при гипертонической болезни (стр. 2 из 3)

При изучении патогенеза гипертонической болезни большое значение придают проблеме личности. Именно психогенные влияния на протяжении всей жизни больного создают благоприятную почву для деформации психологических структур личности, делают ее повышенно ранимой эмоциогенными факторами, при этом наблюдается разбалансированность вегетативной нервной системы.

Какие же стрессогенные воздействия деформируют личность? 1) детские психогении; 2) интимно-личностные конфликты в семейной "и служебной сфере; 3) потеря близких; 4) травматические повреждения головного мозга и различного рода транспортные катастрофы.

Особое внимание мы уделили таким подвижным чертам, как тревога и невротизм. Эти черты были проанализированы у больных и здоровых лиц разного возраста. В I группу вошли больные гипертонической болезнью зрелого возраста, во II — больные гипертонической болезнью молодого возраста, в III — больные с нетяжелыми соматическими заболеваниями, в IV — здоровые лица зрелого возраста, в V — здоровые лица молодого возраста.

У здоровых лиц молодого возраста (V группа) уровень тревоги составил 13 баллов, что совпадает с результатами большинства исследователей. У больных (III группа) отмечается некоторое повышение уровня тревоги до 15,7 балла. Эта динамика иллюстрирует выраженную подвижность показателя в короткий промежуток времени и в зависимости от незначительного соматического заболевания.

Уровень тревоги у. больных гипертонической болезнью молодого возраста (II группа) составляет 16,2 балла, а лиц зрелого возраста (I группа) —22,1 балла. Такое выраженное различие уровня тревоги при одном и том же заболевании объясняется, с нашей точки зрения, двумя обстоятельствами: отсутствием длительности заболевания у молодых лиц и наличием у них оптимизма молодости.

Не ограничиваясь количественной констатацией фактора тревоги мы проанализировали этот признак качественно во всех группах здоровых и больных. Особое внимание мы уделили лицам с высоким уровнем тревоги (ВТ).

Под понятием «высокий уровень» мы понимаем тревогу свыше 20 баллов по шкале Тейлора. Высокий уровень тревоги был обнаружен у большинства больных гипертонической болезнью. Если у здоровых лиц молодого возраста (V группа) ВТ составил только 6%, у здоровых лиц зрелого возраста и больных с нетяжелыми самотическими заболеваниями — 10, то среди больных гипертонической болезнью оказалось 36% случаев с высоким уровнем тревоги в молодом возрасте и 52% случаев у лиц в зрелом возрасте. Распределение низкого уровня тревоги (НТ) по группам имеет иной характер. Низкий уровень тревоги слабо выражен у больных гипертонической болезнью. Значение показателя НТ существенно возрастает у здоровых и больных с нетяжелыми соматическими заболеваниями. Значение НТ в группах III, IV, V составило 64%.

В двух группах больных гипертонической болезнью (молодого и пожилого возраста) различие в значении ВТ велико. У молодых ВТ составляет 36% случаев, у пожилых — 52%. Норма выраженности тревоги у них резко отличается: у пожилых НТ— 15%, У молодых— 49%. Это объясняется тем, что у лиц пожилого возраста уровень повышенной тревоги составляет 33%. Длительное течение заболевания у лиц пожилого возраста, незначительная эффективность лечения и неблагоприятная перспектива создают постоянно высокий уровень тревоги.

Полученные А. Ф. Быстрицкой результаты исследования подтверждают предположение психологов о том, что тревога не связана ни с мотивацией, ни с характером, а скорее является устойчивым психическим состоянием. Она является очень подвижной чертой и характеризуется обратимостью при нормализации соматического состояния и социальных условий человека.

Тревога представляет собой устойчивое состояние неопределенной угрозы, характер и направленность которой не известны. Оно может продолжаться в течение длительного времени и подвергаться обратному развитию или прогрессировать. Тревога оказывает влияние на характер организации психической деятельности и эффективность умственной деятельности.

Мы сопоставили уровень работоспособности и наличие уровня тревоги. Можно было бы предположить, что тревога вызывает дезорганизацию умственной деятельности и соответственно снижает эффективность интеллектуальной работы. Высокий уровень тревоги сочетается с низкой эффективностью выполняемой деятельности. Высокий уровень эмоциональной напряженности приводит к расширению поля активного внимания, и больные реагируют на более широкий круг стимулов, так как вынуждены контролировать раздражители из окружающей среды. Больные становятся более сензитивными с повышенными, часто неадекватными реакциями на внешние раздражители. Особенно чувствительны больные к звуковым воздействиям, к словесным раздражителям.

Является ли тревога устойчивой чертой личности? Мы считаем, что в условиях психосоматических заболеваний (например, гипертонической болезни) с длительным хроническим течением тревога является достаточно устойчивой чертой личности. Она характеризуется ощущением беспокойства, напряжения, нервозности, чувством опасности, неясной угрозы, которое сопровождается активацией вегетативной нервной системы.

Тревогу можно рассматривать как механизм психологической защиты и как прерывание организованного, целенаправленного поведения организма (нарушение функциональной системы по П. К- Анохину), его блокирование, что приводит к вегетативной активации. Манифестацией вегетативной активности у этих больных является повышение уровня катехоламинов в крови, часто еще до начала эмоционального напряжения («стартовая готовность»). У больных гипертонической болезнью (как и при других психосоматических заболеваниях) тревога возникает в ситуации беспомощности организма, когда у человека нет альтернативных способов преодоления заболевания. Вероятно, тревога, связанная с психосоматическим заболеванием, является специфической человеческой чертой, связанной с ситуативной неадекватностью концептуальной системы личности. В связи с тем что оценка тревоги данной личностью всегда связана с будущим, здесь всегда присутствует элемент неопределенности.

По нашим наблюдениям, больше склонны к развитию тревожности интраверты, реже экстраверты.

Анализируя тревогу по таким качественным характеристикам, как степень ее связи с той или иной сферой — нервнопсихической, социальной, мы обнаружили, что она в большей мере была связана с нервно-психической сферой и встречалась чаще у лиц I, III, IV групп.

У молодых лиц, больных гипертонической болезнью (II группа), тревога связана главным образом с социальной сферой. Это еще раз подтверждает положение о том, что гипертоническая болезнь является социально-обусловленным заболеванием и ограничение социальных взаимосвязей человека или снижение их эффективности создает предпосылки для развития заболевания.

Именно состояние тревоги обеспечивает яркое проявление отрицательных эмоций человека, большую их интенсивность в ответ на незначительные эмоциогенные раздражители.

Переходим к анализу второго подвижного признака личности — невротизма (по результатам самооценок с использованием шкалы «стабильность — невротизм» по методу Айзенка), который изучался во всех группах. Отмечается четкая закономерность нарастания признаков невротизма от 6% У молодых здоровых лиц до 47% У пожилых, больных гипертонической болезнью.

На рис. 54 представлен график, показывающий распределение невротизма между группами больных и здоровых лиц разного возраста. Можно отметить, что больше лиц с повышенным невротизмом встречается в I группе и число их постепенно уменьшается с увеличением номера группы.

Можно предположить, что даже у здоровых лиц уровень невротизма коррелирует с возрастом: если у молодых больных причин для невротизма незначительное число, то у лиц пожилого возраста частое возникновение эмоционально-напряженных ситуаций в различных фрустрационных условиях является благоприятной почвой для невротизма. У здоровых лиц пожилого возраста уровень невротизма составляет 18% по сравнению с 6% у молодых. У больных гипертонической болезнью в молодом возрасте этот уровень составляет 30%, а в пожилом возрасте — 47%. Такая связь характера заболевания и возраста больных обусловливает возникновение при гипертонической болезни замкнутого порочного круга между эмоциональным напряжением, невротизмом и прогрессированием заболевания.

Невротизм создает благоприятную почву для возникновения гипертонической болезни, особенно при наличии часто повторяющихся эмоционально-напряженных ситуаций. Мы провели корреляционный анализ между личностными параметрами тревоги и невротизма. Получен высокий коэффициент корреляции. Из 85 больных гипертонической болезнью в I группе, имеющих высокий уровень тревоги, у 63 больных обнаружен высокий уровень невротизма и только двое имели низкий уровень невротизма. Такая же взаимосвязь между тревогой и невротизмом отмечалась у больных во II и III группах, хотя уровень тревоги в этих группах был значительно снижен.

Сочетание высокого уровня невротизма с высоким уровнем тревоги способствует дезорганизации и распаду социальных взаимосвязей на производстве и в личной жизни. У такого типа больных появляются истероидные и ипохондрические черты личности, снижается толерантность к фрустрационным ситуациям, извращается характер течения эмоций: на незначительные эмоциогенные факторы организм реагирует бурным энергетическим обеспечением с истощением физиологических и психологических ресурсов.