Смекни!
smekni.com

Возрастная психология (стр. 7 из 33)

- Главным развивающим мотивом Я-концепции взрослого человека является стремление к самоактуализации (К.Роджерс, А.Маслоу)

Составной и неотъемлемой частью Я-концепции является самооценка. Самооценка – оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. У дошкольников и младших школьников на формирование самооценки оказывают влияние родители, воспитатели, учителя, сверстники.

По А.В. Захаровой структура самооценки имеет два компонента:

1) когнитивный – отражает знания человека о себе;

2) эмоциональный – отражает отношение к себе.

В дошкольном возрасте более выраженным является эмоциональный компонент самооценки, в младшем школьном возрасте – преобладает когнитивный компонент самооценки, в подростковом возрасте вновь начинает преобладать эмоциональный компонент, только в юношеском возрасте начинает достигаться гармония в развитии знаний о себе и отношения к себе.

Личность может по-разному оценивать свои те или иные качества, т.е. имеет место дифференцирование (расслоение) самооценки: она может быть реалистичной, объективной (адекватной), завышенной или заниженной.

Таким образом, процесс становления самосознания личности в онтогенезе зависит от врожденных особенностей индивида, условий его жизни, воспитания, особенностей среды и взаимодействия с ней. Уровень самосознания изменяется в процессе возрастного и личностного развития.


ТЕМА 7. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ

1. Понятие возрастного кризиса

Современная наука уделяет особенно много внимания проблеме качественных сдвигов, скачков, кризисов в развитии.

В биологии и психофизиологии это критические периоды, когда организм отличается повышенной сензитивностью (чувствительностью) к определенным внешним или/и внутренним факторам, воздействия которых именно в данной (и никакой другой) точке развития имеют особенно важные необратимые последствия. В социологии и других общественных науках этому соответствует понятие «социальный переход» индивида или группы людей из одного социального состояния в другое (например, из детства в отрочество или из категории учащихся в категорию работающих). Специфически этнографический аспект данной проблемы – культурные «обряды перехода» и их частный случай – инициации.

Поскольку критические периоды и социальные переходы обычно сопровождаются болезненной психологической перестройкой, возрастная психология выработала особое понятие «возрастных кризисов», или «нормативных кризисов развития». Слово «кризис» подчеркивает момент нарушения равновесия, появления новых потребностей и перестройки мотивационной сферы личности и т.д. Но так как в данной фазе развития подобное состояние статистически нормально, то и кризисы эти называются «нормативными» (понятие нормативного кризиса предложено Э. Эриксоном).

Наиболее ярко и содержательно своеобразные особенности кризисных периодов в отечественной психологии описаны П.П. Блонским и Л.С. Выготским. Причем П.П. Блонский акцентировал внимание именно на резкости происходящих перемен. Л.С. Выготский, прежде всего, подчеркивал, что кризисный период это возраст, характеризующийся отмиранием старого, когда индивид теряет многое из приобретенного прежде. Сопутствующее развитию созидательное начало в переходные периоды дополняется ломкой лишь настолько, насколько это вызывается необходимостью развития новых свойств и черт личности. Негативное содержание развития в рассматриваемые периоды – обратная сторона позитивных изменений личности, составляющих главный и основной смысл всякого переходного возраста.

2. Основные характеристики возрастных кризисов

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития. Согласно теории критических периодов детского развития, каждый критический период – результат перестройки социальной ситуации развития, в основе которой, с одной стороны, лежит изменение объективного положения ребенка в системе доступных ему общественных отношений, а с другой – изменение его «внутренней позиции».

В отличие от стабильных периодов, возрастные кризисы длятся недолго – несколько месяцев (при неблагоприятном стечении обстоятельств растягиваются до года и больше). Кризис начинается и завершается незаметно, его границы размыты, неотчетливы. Обострение наступает в середине периода. В поведении наблюдаются аффективные вспышки, капризы, конфликты с близкими. В школьном возрасте у детей в этот период падает работоспособность. Снижается успеваемость, иногда возникают внутренние конфликты, сильные переживания. Развитие приобретает негативный характер. Обостряются основные противоречия: между потребностями личности и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими способностями, духовными запросами и старыми формами деятельности; между новыми формами деятельности и несформированными умениями и навыками. Главные изменения происходят во внутреннем плане. Новообразования, возникающие в кризисный период, оказываются неустойчивыми и в следующем стабильном периоде трансформируются, поглощаются другими новообразованиями.

Все переходные периоды имеют сходную симптоматику и содержание, протекают по общим закономерностям.

Кризисные периоды - очень ответственные этапы возрастного развития. К этому времени у ребенка должны быть сформированы все основные психологические новообразования предшествующего периода, подготавливающие его переход на более высокую возрастную ступень.

Таким образом, возрастные кризисы характеризуются биологической перестройкой организма (резко меняется характер нейроэндокринной регуляции, обмен веществ и пр.) и психологическими изменениями (прежний способ реагирования, оценок, отношений и поведения перестает быть перспективным, а новый способ адаптивного поведения еще не сформировался). Такие изменения порождают трудности, как для личности, так и для окружающих, осложняя взаимопонимание. Не случайно эти периоды жизни понимаются как периоды повышенного риска и расцениваются как предпатология, но в границах нормы психического здоровья. С другой стороны это периоды наивысшей чувствительности (сензитивности) к возникновению важных личностных новообразований.

Зная соответствующие биологические и социальные законы, можно достаточно точно предсказать, в каком среднем возрасте индивид данного общества столкнется с теми или иными проблемами, как эти проблемы связаны друг с другом, от каких сопутствующих факторов зависят глубина и длительность соответствующего нормативного кризиса, и каковы типичные варианты его разрешения.


Тема 8. периодизации психического развития

1. Проблема периодизации психического развития[6]

Проблема возрастной периодизации психического развития - одна из самых трудных проблем в психологии человека. Изменения процессов психической жизни ребенка (и вообще человека) происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Отдельные процессы (восприятие, память, мышление и т.д.) не являются самостоятельными линиями в психическом развитии. Каждый из психических процессов в своем реальном протекании и развитии зависит от личности в целом, от общего развития личности: направленности, характера, способностей, эмоциональных переживаний. Отсюда избирательный характер восприятия, запоминания и забывания и пр.

Любая периодизация жизненного цикла всегда соотносится с нормами культуры и имеет ценностно-нормативную характеристику. Возрастные категории всегда многозначны, потому что отражают условность возрастных границ. Это отражается и в терминологии возрастной психологии: детство, отрочество, юность, взрослость, зрелость, старость. Возрастные границы этих периодов жизни человека непостоянны, в значительной степени зависят от уровня культурного, экономического, социального развития общества. Чем выше этот уровень, тем более разносторонне ориентированными в различных сферах науки и практики, более творчески развитыми должны быть люди, вступающие в самостоятельную трудовую деятельность. А это требует более длительной подготовки и увеличивает возрастные границы детства - юности; а во-вторых, тем дольше сохраняется период зрелости личности, отодвигая старость к более поздним годам жизни и пр.

Как отмечал Л. С. Выготский, большинство предложенных идей периодизации при внимательном их анализе оказываются формальными, не затрагивающими сути развития. Критикуя существовавшие к тому времени способы деления детства на возрастные этапы, он писал, что периодизации исходят из внешних, но почти не касаются внутренних оснований, относящихся непосредственно к тем изменениям, которые происходят в психике ребенка.

Вопрос о делении онтогенеза на отдельные, в возрастном отношении ограниченные стадии, ступени или фазы имеет долгую традицию, но по-прежнему остается открытым. Критерии, на основании которых производится такое деление, а также содержание, число и временная протяженность установленных возрастных периодов чрезвычайно различны. Некоторые современные авторы (Р. Бергиус, Х. М. Траутнер) утверждают, что по причине роста знания о явлениях и фактах развития будет вообще невозможно создать приемлемый проект деления онтогенеза на связные возрастные периоды. По их мнению, в отношении онтогенеза речь может идти только о крупных делениях (пренатальный период, младенчество и т.д.), а более дробные применимы только для отдельных функциональных областей (познавательное развитие, развитие эмоциональной сферы, общения и т.д.).

Цель любой периодизации – обозначить на линии развития точки, отделяющие друг от друга качественно своеобразные периоды. Вопрос лишь в том - что обусловливает это качественное своеобразие.

2. Группы возрастных периодизаций по Л.С. Выготскому