Смекни!
smekni.com

Основные виды мышления (стр. 2 из 7)

Выделяют четыре стадии решения проблемы:

- подготовка;

- созревание решения;

- вдохновение;

- проверка найденного решения. [11, c.68]

Структура мыслительного процесса решения проблемы.

1. Мотивация (желание решить проблему).

2. Анализ проблемы (выделение "что дано", "что требуется найти", какие избыточные данные и т.д.)

3. Поиск решения:

- поиск решения на основе одного известного алгоритма (репродуктивное мышление).

- поиск решения на основе выбора оптимального варианта из множества известных алгоритмов.

- решение на основе комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов.

- поиск принципиально нового решения (творческое мышление):

а) на основе углубленных логических рассуждений (анализ, сравнение, синтез, классификация, умозаключение и т.п.);

б) на основе использования аналогий;

в) на основе использования эвристических приемов;

г) на основе использования эмпирического метода проб и ошибок.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

Так, по мере того, как мы формулируем нашу мысль, мы ее и формируем. Система операций, которая определяет строение мыслительной деятельности и обуславливает ее протекание, сама складывается, преобразуется и закрепляется в процессе этой деятельности. [4, c.370-373]

Операции мыслительной деятельности.

Наличие проблемной ситуации, с которой начинается мыслительный процесс, всегда направленный на разрешение какой-нибудь задачи, свидетельствует о том, что исходная ситуация дана в представлении субъекта неадекватно, в случайном аспекте, в несущественных связях.

Для того, чтобы в результате мыслительного процесса разрешить задачу, нужно прийти к более адекватному познанию.

К такому все более адекватному познанию своего предмета и разрешению стоящей перед ним задачи мышление идет посредством многообразных операций, составляющих различные взаимосвязанные и друг в друга переходящие стороны мыслительного процесса. [1, c.149]

Таковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение. Все эти операции являются различными сторонами основной операции мышления - "опосредования", т.е. раскрытия все более существенных объективных связей и отношений. [11, c.70]

Сравнение, сопоставляя вещи, явления, их свойства, вскрывает тождество и различия. Выявляя тождество одних и различия других вещей, сравнение приводит к их классификации. Сравнение является часто первичной формой познания: вещи сначала познаются путем сравнения. Это вместе с тем и элементарная форма познания. Тождество и различие, основные категории рассудочного познания, выступают сначала как внешние отношения. Более глубокое познание требует раскрытия внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Это осуществляется другими сторонами мыслительного процесса или видами мыслительных операций - прежде всего анализом и синтезом. [4, c.375]

Анализ - это мыслительное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии. [9, c.174]

Синтез восстанавливает расчленяемое анализом целое, вскрывая более или менее существенные связи и отношения выделенных анализом элементов. [9, c.176]

Анализ расчленяет проблему; синтез по-новому объединяет данные для ее разрешения. Анализируя и синтезируя, мысль идет от более или менее расплывчатого представления о предмете к понятию, в котором анализом выявлены основные элементы и синтезом раскрыты существенные связи целого.

Анализ и синтез, как и все мыслительные операции, возникают сначала в плане действия. Теоретическому мыслительному анализу предшествовал практический анализ вещей в действии, которое расчленяло их в практических целях. Точно так же теоретический синтез формировался в практическом синтезе, в производственной деятельности людей. Формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями или сторонами теоретического мыслительного процесса. [10, c.89]

Анализ и синтез в мышлении взаимосвязаны. Попытки одностороннегоприменения анализа вне синтеза приводят к механическому сведению целого к сумме частей. Точно так же невозможен и синтез без анализа, так как синтез должен восстановить в мысли целое в существенных взаимосвязях его элементов, которые выделяет анализ.

Анализ и синтез не исчерпывают собой всех сторон мышления. Существеннейшими его сторонами являются абстракция и обобщение.

Абстракция - это выделение, вычленение и извлечение одной какой-нибудь стороны, свойства, момента явления или предмета, в каком-нибудь отношении существенного и отвлечение его от остальных.

Так, рассматривая предмет, можно выделить его цвет, не замечая формы, либо наоборот, выделить только форму. Начиная с выделения отдельных чувственных свойств, абстракция затем переходит к выделению нечувственных свойств, выраженных в абстрактных понятиях. [1, c.155]

Обобщение (или генерализация) - это отбрасывание единичных признаков при сохранении общих с раскрытием существенных связей. Обобщение может совершиться путем сравнения, при котором выделяются общие качества. Так совершается обобщение в элементарных формах мышления. В более высших формах обобщение совершается через раскрытие отношений, связей и закономерностей. [1, c.158]

Абстракция и обобщение являются двумя взаимосвязанными сторонами единого мыслительного процесса, при помощи которого мысль идет к познанию.

Познание совершается в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов.

Каждое понятие характеризуется объёмом и содержанием. Объём понятия - это отражённые в нём предметы, а содержание понятия - это отражение в нём совокупности их существенных признаков.

Понятия с большим объёмом называются родовыми ("мебель", "растения") по сравнению понятиями, содержащими меньший объём признаков ("стол", "дерево"), которые в этом случае являются видовыми. Эти разделения являются относительным. Понятия, имеющие более широкий объём, называются "категориями" (к примеру, "движение", "количество", "качество", "время").

Понятия подразделяются на общие и единичные. Понятия, отражающие существенные признаки единичных объектов, называются единичными ("страна", "город", "писатель", "преподаватель"). Понятия, отражающие признаки целых классов предметов, являются общими ("элемент", "оружие" и т.п.).

Понятия подразделяются на конкретные и абстрактные. В конкретных понятиях отражаются определённые предметы, явления и связи между ними (к примеру, "мебель", "растения", "животные"). В абстрактных понятиях отражаются существенные признаки и свойства, отделённые от самих объектов ("вес", "мужество", "храбрость", "добро", "зло" и т.д.). [11, c.73-75]

Суждение - это форма мышления, отражающая связи между предметами или явлениями, это утверждение или отрицание чего-либо. Суждения могут быть истинными. Это такие суждения, которые правильно отражает отношения, и существуют в объективной действительности. Истинность суждения проверяется практикой. Суждения бывают единичными ("Киев - столица Украины"), частичными ("Некоторые металлы легче воды"), общими ("Все люди смертны").

Суждения, состоящие из нескольких простых суждений, называются сложными (например, " В равнобедренном треугольнике все стороны и углы одинаковы"). В зависимости от того, утверждаем мы или отрицаем наличие определённых признаков и отношений в объектах, суждения могут быть утвердительными и отрицательными. [11, c.76-79]

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция - логический вывод в процессе мышления от частного к общему, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений. Аналогия - логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства). Дедукция - логический вывод в процессе мышления от общего к частному, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил. [10, c.92-95]

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей могут проявляться в следующих качествах мышления: широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

Широта мышления - это способность охватить весь вопрос целиком, не упуская в то же время и необходимых для дела частей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением человека выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять правильное решение.

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительность использования человеком наглядно-действенного, наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. [9, c.178-179]