Смекни!
smekni.com

Эмоциональная отзывчивость трехлетних детей (стр. 4 из 6)

ГЛАВА 2. Опытная проверка эффективности выявленных теоретических положений

2.1 Эффективные педагогические подходы к проблеме формирования и развития эмоциональной отзывчивости детей трех лет

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психо-эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются в устойчиво негативном поведении.

В ходе наблюдений за детьми трехлетнего возраста отчетливо проявился весьма своеобразный комплекс поведения.

Во-первых, стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного – дети не меняют своих намерений и конечной цели.

Во-вторых, достигнув желаемого, они стремятся тут же продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к их результату вызывает аффективные переживания.

В-третьих, у детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, бахвальстве и преувеличении собственных успехов.

Этот поведенческий комплекс эмоциональной отзывчивости можно назвать «гордостью за достижения». Этот комплекс охватывает одновременно три главных сферы отношений ребенка – к предметному миру, другим людям и самому себе. Комплекс «гордость за достижения» является поведенческим коррелятом эмоционального состояния ребенка.

В подтверждение этого поведенческого комплекса эмоциональной отзывчивости были проведены наблюдения за детьми трехлетнего возраста в МУЗ «Городской Дом ребенка».

Воспитанники Домов ребенка отличаются от своих сверстников из семей дисгармоничностью интеллектуальной сферы, неразвитостью произвольных форм поведения, повышенной конфликтностью, агрессивностью. У них отмечается слабая ориентация на будущее, обедненность и уплощенность эмоциональных проявлений, упрощенное и обедненное содержание образа самого себя, снижение самооценки, несформированность избирательности в общении.

Дети, находящиеся в Домах ребенка, из-за отсутствия необходимого эмоционального общения отстают в интеллектуальном и речевом развитии.

Соответствующим образом организованная работа (занятия, игры, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить нарушения психо-эмоционального развития ребенка.

Для развития эмоциональной отзывчивости у детей МУЗ «Городской Дом ребенка» были проведены занятия и игры, в которых малышам предлагались разнообразные дидактические задачи:

· игры, направленные на социальное развитие (проведение этих игр способствует выделению ребенком себя из окружающей действительности, формируют представление о себе и своем «Я», а также представления о других и об окружающем предметном мире);

· игры, направленные на познавательное развитие (способствующие активизации и совершенствованию ориентировочной деятельности, развитию восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного), ознакомлению ребенка с окружающей действительностью: живой и неживой природой и природными явлениями, развитию речи);

· игры, направленные на формирование предметных и предметно-игровых действий (формируют способ усвоения общественного опыта: совместных действий, подражания, указательного жеста, действия по показу, действий по речевой инструкции);

· игры и занятия, направленные на формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности (лепка, аппликация, рисование и конструирование);

· музыкальные игры и упражнения.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего возраста.

Самым сильным воздействием на ребенка обладает «сенсорная» комната, она используется для коррекции познавательной деятельности, развития произвольного внимания, эмоций, речевого и невербального общения. Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе.

Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии (музыкальные игры и упражнения, и игры, направленные социальное развитие) или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности – иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проведения индивидуальности, развития эмоциональной чуткости.

Так как у детей наблюдается часто нарушение чувства ритма, то музыкальные занятия направлены в первую очередь на восстановление именно этого чувства. Использование музыкальных инструментов дает возможность развивать мелкую моторику рук, чувство ритма, эмоциональность.

Эти игры и занятия способствуют усвоению ребенком правильных форм поведения, умению взаимодействовать со сверстниками в различных ситуациях, формированию положительных личностных качеств и эмоциональной отзывчивости. В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают образное мировидение, отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога и ребенка.

Большой эмоциональный всплеск дети получают от сказки-терапии, при постановки сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя роль, тем самым эмоционально переживать состояние героя сказки.

Ребенок раннего возраста охотно вовлекается в продуктивную познавательно-творческую деятельность. Малыш получает первый опыт творческой деятельности, что влечет за собой развитие различных сфер личности маленького ребенка: интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной. Занятия по изобразительной деятельности приобщают малышей к миру прекрасного, развивают креативность (творческое начало личности), формируют эстетический вкус, позволяют ощутить гармонию окружающего мира. Так же эти занятия несут в себе и элементы психотерапии – успокаивают, отвлекают, занимают.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства и эмоции: радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремиться преодолеть трудности или пасует перед ними. Все эти чувства регулируют настроение ребенка, его самореализация в творчестве дает положительный заряд эмоций, что в свою очередь замечательно сказывается на физическом и психическом здоровье малыша. С помощью рисования, лепки и аппликации можно извлечь много положительных моментов, использовать их в терапевтических, психологических и воспитательных целях. Например, пальчиковое рисование – это приятный процесс, своеобразная детская терапия, которая подарит не только радость ребенку, но и окажет на него полезный терапевтический эффект, что в свою очередь скажется на здоровье малыша. С точки зрения психологии пальчиковое рисование благоприятно воздействует на психику ребенка, эффективно избавляет его от накопившихся стрессов, ранних страхов и беспокойства. В то же время пальчиковое рисование развивает мелкую моторику, так в труде работают пальчики малыша, они развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Работа с красками, пластилином, яркими картинками приносит ребенку большую пользу: учит его новому, чему-то необычному и интересному, развивает, активизирует речевую и познавательную деятельность, помогает пробудить фантазию. Для них гораздо увлекательнее само занятие, а не результат. Для ребенка творчество – это процесс, а не результат. Хотя результат тоже всегда восхищает и радует. И эмоции при этом льются самые яркие, сильные, созидательные. Они созидают отношение к миру и себе самому.

При проведении всех занятий и игр наблюдались действия детей (принятие и понимание дидактической задачи, настойчивость, включенность, самостоятельность), а также показатели отношения к взрослому (поиск оценки взрослого, отношение к этой оценке, оценка своего результата).

Результаты наблюдений показали, что в трехлетнем возрасте для детей становится значимой результативная сторона деятельности, а фиксация их успехов взрослым – необходимым моментом ее исполнения. Соответственно этому возрастает и субъективная ценность собственных достижений, что вызывает новые, аффективные формы поведения, преувеличение своих достоинств, попытки обесценивать свои неудачи. Возрастает и активность детей в поиске взрослого. Все это приводит к всплеску эмоций, что формирует эмоциональную отзывчивость малыша.

Признание окружающих перестраивает чувства ребенка, испытываемые при достижении результата: из радости или огорчения оттого, что что-то получилось или не получилось, эти чувства превращаются в переживания успеха или неуспеха. Он сам начинает смотреть на себя глазами другого – взрослого. Ведь успех (или неуспех) – это всегда результат, замеченный и оцененный кем-то, это признание или непризнание в чьих-то глазах, перед лицом кого-то другого. Когда ребенок переживает успех, он представляет, как его достижения будут оценены другими. Переживание таких чувств, как гордость, стыд, уверенность или неуверенность в себе, свидетельствует о том, что ребенок присвоил (интериоризировал) отношение других людей к себе. Это «чужое» отношение стало его собственным достоянием и собственным отношением к себе.