Смекни!
smekni.com

Психологические особенности уверенной в себе личности (стр. 2 из 3)

Джозеф Вольпе выделил и подробно описал страхи.

· страх критики;

· страх быть отвергнутым;

· страх оказаться в центре внимания;

· страх показаться неполноценным;

· страх начальства;

· страх новых ситуаций;

· страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании;

· страх не суметь сказать "нет".

В той или иной степени эти страхи, конечно, присутствуют в психике любого человека. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность. Психологи из Германии - Рита и Рюдигер Ульрихи обнаружили, что чувства вины и стыда также играют существенную роль в возникновении неуверенности – наряду с дефицитом навыков социального поведения.

Райнер Зигмунд подчеркивает ключевую роль самооценок в уверенном поведении. Он показывает, что социальный страх при определенных условиях провоцирует некоторые негативные самовербализации ("Я с этим не справлюсь...", "Это выше моих сил" и т.д). Внимание человека при этом концентрируется на негативных установках, и тормозят уверенное поведение. Возникающее вследствие этого переживание неуспеха закрепляется. Неприятное переживание сохраняется в виде мысленных образов и эмоциональных реакций. Возникшая ситуация неуспеха, негативный опыт снижает доверие себе, что в свою очередь вызывает неуверенность.

Кроме этого, прошлый опыт также определяет способ оценки себя. Человек задает себе вопрос: как я выгляжу, как я хотел бы выглядеть, как, предположительно, меня воспринимают другие. Неуверенность в себе возникает как следствие негативных оценок, "нарушенного образа себя", собственные достижения недооцениваются в сравнении с другими. В результате индивид начинает привычно негативно оценивать себя, свои достижения, способности и цели.

Неуверенность характеризуется:

· недостаточно ясными формулировками намерений;

· неполными планами действий;

· негативной оценкой результатов действий, приводящих к возникновению "дефектных" или "дефицитных" стереотипов поведения.

Таким образом, по мнению Р. Зигмунда, установки по отношению к собственной персоне, самовербализации и самооценки человека решающим образом влияют на поведение человека, формируют тип уверенного или неуверенного поведения.

Исходя из этих и многих других исследований, можно считать, что уверенность в себе есть свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важна субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. Позитивные оценки наличия, "качества" и эффективности собственных навыков и способностей определяют социальную смелость в постановке новых целей и определении задач, а также инициативу, с которой человек берется за их выполнение.

Особое отношение к уверенным и неуверенным проявлениям индивидуальности имеют многочисленные культурные и социально-политические предпосылки. Общественные цели и коллективная ответственность за результаты действий в недавний период истории ценились выше личных целей и личной ответственности. Использование местоимение "Я" - достаточно неудобная форма выражения в обществе, где правила партия, состоящая из «мы». И если случалось говорить «я», то после "я" приходилось постоянно добавлять "от лица нашей организации", "я, как и весь народ, как и все люди моего города, как и все прогрессивное человечество". Так ведь удобно, выгодно, социально одобряемо, нормативно и никакой личной ответственности. "Я" – последняя буква в алфавите», повторяли учителя.

Но такое утверждение ложно и малопродуктивно. Люди – это множество "я". Прогрессивное человечество составляют разные люди, с разными "я", с разной мотивацией и с разной степенью согласия с принятым в качестве нормативного мнением. Более того, именно мнение меньшинства, а в решающие моменты истории - и отдельных лиц, которое даже лексически трудно выразить в безличной форме или от третьего лица ("есть мнение", "некоторые полагают"), часто оказывает решающее влияние на принятие наиболее творческих и продуктивных решений. Иногда случается, что личные мнения, сомнения, желания и ценности не принимаются социальным окружением. И это приводит к санкциям со стороны социального окружения. Иными словами: хорошо ли это – в явной и открытой форме говорить о своих желаниях, мнениях и чувствах? Не получается ли так, что человек уверенный в себе – это человек переоценивающий свои возможности и не умеющий утаивать свои эмоции и чувства? Действительно, уверенность в себе - это переоценка позитивных сторон своих навыков, способностей, переоценка шансов, которые нам предоставляет окружающий нас мир, это вера в себя (Ромек, 1996). Но – парадокс: именно эта позитивная оценка позволяет ее обладателю браться за многое и многого достигать в тот момент, когда неуверенный постоянно сомневается и не может принять решение.

Относительно выражения эмоций: уверенный в себе человек часто выражает эмоции, и чувства до которых другим и дела нет. Но именно это помогает ему стать душой компании, заводить новых друзей, спасает от одиночества и т.д.

Можно ли добиться самоуважения, не унижая при этом других? Можно ли быть уверенным в себе и не разрушать веру в себя у других? Существуют ли способы уважительного отношения к себе и к другим? Конечно, можно, конечно, существуют. Вот только не обладаем мы чувством уверенности в себе и не владеем мы способами уважительного взаимодействия, и потому других научить не можем. Сама среда, сам социум и принятые в нем нормы "не настроены" на уверенность в себе и самоутверждение.

Существует множество фактов, затрудняющих, формирование самоуважения и уверенности в себе:

· репрессивный характер всех правил и установлений, чаще всего не предусматривающих системы поощрений;

· шаткость законодательной базы, не обеспечивающей защиту личных прав;

· слабая система защиты интеллектуальной собственности и собственности вообще, пренебрежение личной собственностью. Кроме этого, уверенность в себе с большим трудом вписывается в современную систему ценностей школы, в систему социализации и часто понимается почти как полный аналог самоуверенности, наглости и агрессивности.

Довольно долго агрессивность и наглость с одной стороны, и неуверенность и пассивность - с другой пытались представить и анализировать как некоторые полярные качества, неприемлемые с этической, медицинской и экономической точки зрения. Множество раз было доказано, что агрессивность и неуверенность негативно сказываются на здоровье, как физическом, так и социальном, на экономических показателях, на уровне дохода семьи и т.д. Развитие этой линии исследований привело к одному важному результату: неуверенность и агрессивность стали пониматься как две разные формы проявления отсутствия уверенности в себе.

Если партнер унижает других, хамит, грубит и такое поведение становится стилем его жизни – это свидетельство личной неуверенности. Можно с уверенностью сказать, что унижают от недостатка воспитания и от неспособности достичь своих целей другим способом.

В то же время как уверенность в себе позволяет обрести такое качество личности, как социальная компетентность. Социальная компетентность определяется как особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умением добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление желаний их собственных. Предполагается, что если во всех действиях и вербализациях человек ограничивается осведомлением других о своих правах и желаниях, и не допускает при этом никакого давления на партнеров, то это уже само предоставляет партнеру право согласиться или отвергнуть просьбу или требование.

Социальная компетентность - есть результат особого стиля уверенного поведения, при котором навыки уверенности (различные в сфере официальных и межличностных отношений) автоматизированы и дают возможность гибко менять стратегию и планы поведения с учетом узкого (особенности социальной ситуации) и широкого (социальные нормы и условия) контекста (Ромек, 1996). Такое понимание соотношения уверенности в себе, агрессивности и социальной компетентности, стало основой решения этической проблемы самоутверждения, так или иначе затрагивающего личные интересы других людей или общественные интересы.

Социально компетентные люди обладают определенными коммуникативными способностями:

· Способность открыто говорить о своих желаниях и требованиях.

Употребление "Мы" не способствует открытому выражению потребностей, желаний, и, тем более, – требований. Многим придется отказываться от личных желаний в пользу мнения и желаний большинства. Трудно вообразить себе такой сплоченный коллектив, в котором бы общие цели максимально соответствовали потребностям отдельных его участников (люди все-таки - разные).

· Способность сказать "Нет". И с этим навыком возникают определенные проблемы, очень похожие на только что описанные. Единодушное коллективное "Нет" очень труднодостижимо. Желания, цели, ценности, уровень интеллекта и т. д. – все индивидуально.