Смекни!
smekni.com

Субъектный контекст Я-концепции (стр. 3 из 5)

Кажется, у психологов нет сомнения: все то, что делает или не делает человек, большой мерой обусловленное ее концепцией самого себя. А это означает, что каждый привязан к определенному шаблону коллективной жизни через самоопределение. Свои импульсы и стимулы люди сдерживают для того, чтобы действовать соответственно стандартам поведения, установленных для себя. Отсюда Я-концепция - это гармоническая совокупность значений, которая формируется в процессе участия в общественных действиях людей. Сознательное поведение - не только проявление того, какое лицо на самом деле, а и результат его представлений о самом себе, который создался на основании систематического отношения к ней окружающих.

У взрослых людей имеется многогранно осложненное определение собственного Я, поскольку оно выполняет такие важные функции. Первая –менеджеріальна - дает информацию о наших взаимоотношениях с физическим и социальным миром, служит причиной нашего поведения и обеспечивает планирование будущих действий. Вторая - организационно направляет Я, поскольку оно формирует Я-схемы, с помощью которых мы интерпретируем и припоминаем информацию о самых себе и социальном мире. Третья функция Я - эмоциональная, благодаря которой есть возможность охарактеризовать наши аффективные реакции.

Итак, развитие Я-концепции каждого человека способствует еще и функционально и таким образом регулирует нашу деятельность, ситуативно определяя ощущение, мысли, волевые действия и поведенческие акты.

Понятие о рабочей, сложной и стойкой Я-концепции

"Аспект Я-концепции, которая ассоциируется с соответствующей ситуацией, называется рабочей Я-концепцией". Например, в классной комнате основной детерминантой наших мыслей и ощущений будет академическое (учебное) Я, тогда как во время вечеринки - социальное Я. Наша рабочая Я-концепция определяется тем, что она основывается на общей концептуальной картине Я, направляет поведение в определенной ситуации и изменяется под ее влиянием.

Иногда рабочая Я-концепция может существенно отличаться от базовой. Припомните то, когда Вы поспорили с сотрудником и резко ответили ему. В результате лелеете плохие ощущения к себе, а он, возможно, об этом и не упоминает. До этого времени Вы, вероятно, с уверенностью воспринимали себя как приятного человека, с которым легко работать. После спора думаете о себе плохо несколько часов или даже дней. Но со временем стойкая Я-концепция побеждает, и снова мысль о себе изменяется из отрицательной на положительную, несмотря на тот факт, что перед этим возник конфликт в процессе межсубъективного взаимодействия.

Изменения в рабочей Я-концепции служат причиной динамических сдвигов и в постоянной. Это происходит лишь тогда, когда первая является стойкой на протяжении определенного времени. Например, пока Вы учитесь в университете, то можете думать о себе как о властном человеке. Но если после окончания попадаете на работу, где руководите несколькими людьми и делаете это каждый день, то тоже имеете представление о себе как руководителе по стилю поведения. Это становится важной частью Вашей стойкой Я-концепции. Итак, это изменение возникает вследствие того, что Вы постоянно находитесь в ситуации, которая нуждается во властной манере социального действия. В этом случае рабочая Концепция-я-концепция становится частью стойкой.

Еще одним аспектом собственного Я, что имеет значение для саморегуляции, является сложность Я-концепции. Это касается того, что некоторые люди думают о себе и самоопределяются по одному или двумя направлениями, в то время как другие раздумывают о собственном Я с точки зрения многих признаков. Например, один студент университета думает о себе исключительно как о студенте, сосредоточивая внимание и убеждение на том, насколько хорошо он справляется с обучением. Другой способен воображать себя не только студентом, а и сыном, мужчиной, отцом, другом, членом футбольной команды и т.п..

Поэтому люди отличаются между собой, поскольку владеют простой и сложной Я-концепциями. Личностей с первой воодушевляет только успех в деятельности, а неудачу они воспринимают болезненно. А вот люди, которые имеют сложную Концепцию-я-концепцию, также радуются победам, но в случае поражения защищают собственное Я другими нуждами, которые существуют в их внутреннем мире. Примером здесь снова может быть студент со сложной Я-концепцией, у которого возникли трудности с обучением. Такой человек способен решить их, причем не нанося вреда своему Я, поскольку переключает внимание и на другие виды деятельности - спорт, дружбу и т.п.. Поэтому положительная комплексность собственного Я может действовать как буфер против стресса их ситуаций. Тогда личность способная еще и справиться с придавленным психоэмоционального состояния, депрессией или внутренними конфликтами.

Очевидно, чтобы сделать будущие результаты собственных действий предусмотренными и подконтрольными, надо располагать достаточно точной информацией о своих способностях. Точная самооценка дает возможность контролировать запланированное выполнение любой деятельности. Потребность точности вообще связана с желанием иметь "стойкую Я-концепцию". Ведь каждый стремится думать о себе как о человеке, который не изменяется от ситуации до ситуации. Поэтому личности склонны искать и интерпретировать ситуации, которые отвечают их Концепциям-я-концепциям, и стараются избегать тех ситуаций, которые не отвечают их Я. Этот цикл называется процессом подтверждения собственного Я. Взаимодействуя с окружающей средой, люди используют поведенческие стратегии, которые подтверждают их Я-концепции. Это означает, что они обдуманно выбирают способ поведения, который обогащает представление о них.

Потребность в стойкой Я-концепции может быть настолько сильной, что способна влиять на здоровье человека. Если в жизни личности возникает много отрицательных событий, то она может заболеть, поскольку отрицательные переживания несовместимые с положительным самопредставлением. Люди, которые придерживаются отрицательных мыслей о себе, способны заболеть в ответ на положительные жизненные события. Последние вызывают в них стресс и служат причиной депрессии. Это объясняется тем, что счастливые события несовместимые с их суждениями о собственное Я.

Итак, любой из нас, находясь в обществе, преимущественно ищет ситуации и использует мыслесхеми поведения, которые отвечают актуально сформированной Я-концепции. Вообще стойкое ощущение Я с важной составляющей взаимодействия человека с тем окружением, с которым он более всего контактирует, прежде всего общается. Это касается отношений с членами семьи, сотрудниками на работе, друзьями. Но для настоящего профессионального роста нужно лелеять и сложную Я-концепцию, которая лучше всего поможет адекватно и безболезненно преодолеть сложные жизненные перипетии, которые случаются у каждого на пути проблемного хода обыденности.

Я-концепция в структуре интегральной субъектности

Я занимает особое место среди других психических реалий. Эмпирически понятие "Я" соотносительно с такими психологическими категориями, как "мотив", "деятельность", "образ мира".

По мнению русского психолога Анатолия Зелинченко, в профессиональном использовании Я имеет несколько значений:

· в системе представлений человека о себе (Я-образ или Я-концепция);

· в психической форме самоидентификации, которая обнаруживает отличие личности от окружающего мира и других людей;

· представление человека о своих чувствах, поступках, нуждах, целях, желаниях, мыслях, поведениии, отношении и т.п. в процессе самовосприятия себя как субъекта психической жизнедеятельности;

· то, что остается в психике неизменным, несмотря на развитие;

· "человек в человеке" ("хозяин"), который ответственный за его жизнь и контролирует поведение, мысли и т.п.;

· "ядро ", в котором сосредоточенна сущность человека.

Обобщение этих значений показывает, что Я - это своеобразный центр управления поведением, деятельностью, общением и поступками человека, т.е. "внутренний хозяин", который в академической психологии получил название "личность". Быть личностью - означает быть суб 'єктом деятельности и самосознания.

Главная характеристика личности ее субъектность ("Кто не активный, тот обезличен"). Вот почему Я, сутнісно схарактеризовуючи личность, имеет широкое функциональное поле субъектного формовыявления: и как содержательно-динамический аспект самосознания субъекта, и как личностное ядро, которое сосредоточивает жизненную энергию центральных представлений и мотивов и обнаруживает ее в спонтанной активности, и как наивышее и самое сложное интегральное образование духовного мира человека, и как источник действий, т.е. реальных изменений, которых он добился в жизни окружающих и в самом себе, и как своеобразный интеграл образов его субъективной реальности. Так вот, на убеждение русского психолога Владимира Петровського, Я всегда имеет собственную "динамику индивида", характеризуется самоизменяемостью как "causa sui" ("причина себя) и вследствие этого имеет феноменологию субъективности.

Субъективность - социальный, действено-перевоплощаемый способ существования человека.

Теория субъективности личности В. А. Петровського является исключительно интересной в психологическом обосновании идеей свободного причинения (т.е. возможности самопроизвольно начать причинно-следственный ряд). Последняя концептуально основывается на началах известных в науке теорсистем: