Смекни!
smekni.com

Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников (стр. 5 из 12)

1. глобальные факторы - войны, экологические и промышленные катастрофы, природные бедствия;

2. национальная и этническая вражда, культурные противостояния; миграция, отрыв от родной среды;

3. нападения, издевательства, преследования со стороны соседей;

4. пребывание в круглосуточных яслях, детских домах, больнице;

5. изолированность семьи от ближайшего окружения;

6. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или не адекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей;

7. неадекватное или искаженное внутрисемейное общение;

8. воспитание психически больным или неполноценным родителем;

9. неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями.

По данным конференции ВОЗ, для детей школа является источником четырех комплексов проблем.

Первый связан с трудностями, возникающими при поступлении ребенка в школу, переходе от игры к учебе, от семьи к формальному коллективу, от неограниченной активности к дисциплине.

Второй обусловлен нажимом со стороны родителей и учителей.

Третий - постоянное усложнение учебных программ приводит к увеличению трудности усвоения знаний.

Четвертый связан с присутствием в школе элементов соревнования, ориентации на высокие показатели в учебе. Отсталых учеников осуждают, высмеивают [22].

Каган В.Е. приводит следующие данные о распространенности нарушений адаптации среди школьников: «соотношение мальчиков и девочек, подверженных дезадаптации, колеблются в пределах 4-6:1. Столь значительная разница не сводима только к биологическим или семейным факторам. Гораздо сильнее она связана с полоролевыми особенностями развития и воспитания», о чем речь шла ранее [23,с. 92].

Таким образом, достаточно широкий спектр социальных факторов могут вызывать нарушения процесса адаптации детей младшего школьного возраста. При этом социально-психической дезадаптации в большей степени подвержены мальчики, нежели девочки.

1.4. Интеллектуальные и личностные характеристики младших школьников, влияющие на успешность их социально-психической адаптации

1.4.1 Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста

Стрессоустойчивость - это «свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [13, с. 542-543]. Стрессоустойчивость зависит от некоторых других свойств личности.

Фактором риска психоэмоционального стресса является высокий уровень притязаний, что проявляется в стремлении к первенству, социальному превосходству [50].

Стрессоустойчивость связана со свойствами нервной системы индивида. Лица с сильной, подвижной и уравновешенной нервной системой характеризуются более высокой стрессоустойчивостью [26].

Существуют исследования, доказывающие зависимость устойчивости к психическому стрессу от свойств темперамента. Махнач А.В. и Бушов Ю.В. установили, что более подвержены стрессорному влиянию экстраверты [37].

Большинство исследователей отмечают наличие прямой корреляционной связи между степенью выраженности тревожности и мерой подверженности стрессу [4]. Принято считать тревожность более природно обусловленным свойством человека, нежели характерологической особенностью личности [50]. Однако уровень притязаний и тревожность все же подвержены изменениям в связи с соответствующими воздействиями социума.

В младшем школьном возрасте притязание на признание проявляется прежде всего в учебной деятельности. В общении со взрослыми оно обнаруживает себя в стремлении соблюдать нормативы поведения (правильно вести себя, хорошо учиться) с целью получить похвалу. Притязание на признание среди сверстников проявляется в двух планах: с одной стороны, ребенок хочет «быть как все», а с другой - «быть лучше, чем все». Стремление «быть лучше, чем все» связано с желанием и готовностью быстрее и лучше выполнять задания, правильно решать задачи, грамотно писать, выразительно читать и т. д.

Гильбух Ю.З. выделил три типа отклонений от индивидуального оптимума учебной деятельности. Одним из них является ««перегрузка» способностей самим учеником в результате гипертрофии учебных мотивов» [16,c.152], которая проявляется в снижении познавательного интереса и доминировании завышенного притязания на признание. К этому типу относятся школьники, старающиеся учиться лучше, чем позволяет актуальный уровень развития их способностей. Ребенок часто оказывается в ситуации фрустрации в связи с получением оценок, не соответствующих уровню притязаний. Гипертрофия мотивов обусловлена, в основном, влиянием родителей. Затраты времени на выполнение учебных заданий, как правило, непропорциональны достижениям. Оценки за домашние задания выше, чем за классные, что объяснятся возможностью работать спокойно в индивидуально приемлемом темпе и помощью родителей. Данный тип отклонения начинает проявляться уже в первом классе и может сохраняться вплоть до окончания школы.

Помимо учебной деятельности в других ситуациях, значимых для детского общения, ребенок также может стремиться к самоутверждению. Дети постоянно сравнивают свои достижения. Для них важно: «Кто ловчее?», «Кто первый?» и т.п.

Тревога - это «реакция организма на неизвестный фактор в среде или в себе. Дискомфорт, возникающий в ситуации неопределенного будущего. Проявление генерализованного ответа организма на возможную угрозу опасности, угрозу нарушения структурно-функциональной целостности» [54, с.223]

Понятия тревога и страх некоторые авторы рассматривают в качестве синонимов (Изард К. и др.). Большинство же исследователей отмечают, что это разные явления. Существует точка зрения, согласно которой страх является врожденной реакцией на опасность, а тревога - приобретенной. Другой взгляд на проблему соотношения понятий тревога и страх связан с представлениями о страхе как реакции на определенную и непосредственно воспринимаемую опасность, а о тревоге как реакции «безобъектной». Она возникает при переживании угрозы, несмотря на отсутствие реальных сигналов опасности в ситуациях неизвестности и неопределенности. Фрейд 3. [58] утверждал, что неизвестность причины не означает, что тревога - это продукт беспочвенной фантазии. Тревога в этом случае основана на угрозе, существующей в человеческой бессознательном.

Страхи и тревоги у детей имеют симптоматическое содержание такое же, как и у взрослых. Соматические проявления тревоги делятся на мышечные и вегетативные. Мышечные ощущения варьируют от едва ощутимого напряжения до тремора, спазмов, иногда мышечной слабости. Вегетативные проявления включают сердцебиение, покраснение, ощущение повышения температуры тела, потение, влажность ладоней, сухость во рту, сдавливание в груди, ощущение нехватки воздуха, учащение дыхания, колики в животе, тошноту, позывы к мочеиспусканию и дефекации. Длительное воздействие факторов, вызвавших страх и тревогу, приводит к тому, что соматовегетативные проявления могут стать регулярными, а «при наличии особенностей соматической конституции или врожденной слабости центральных регулирующих механизмов - оформляться в картины так называемых системных неврозов с нарушением деятельности физиологических систем (терморегуляции, пищеварения, дыхания, после 10 лет - сердечно-сосудистой и др.)»[23,с. 93].

В зависимости от личностных черт тревога может приводить к бегству в фантазию, поискам всевозможных способов, чтобы отвлечься и др. Нередко тревоги влекут за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота), не связанные с соматическими заболеваниями, а являются лишь способом избежать ситуации, вызывающей состояние тревоги. Тревога может также усиливать подозрительность и приводить к агрессивным действиям.

Повышенная склонность к переживанию состояния тревоги, являющаяся устойчивым свойством личности, называется тревожностью. Тревожность обусловлена действием социальных факторов и наследственностью.

Миллер Л. с соавторами выделили четыре категориям страхов и тревог, которые испытывают 7-12-летних дети: страх физического повреждения и разлучения; страх естественных природных явлений, животных и др.; социальная тревожность и смешанная группа [по 4].

Никольская И.М, и Грановская P.M. к числу страхов, характерных для детей младшего школьного возраста, относят:

• природные явления и стихийные бедствия (темнота, гроза, пожар, землетрясение, наводнение и т.д.);

• сказочные герои, персонажи книг и кинофильмов (привидение, леший, домовой, Кинг-Конг, индейцы, динозавры, и т.д.);

• животные (змея, волк, крокодил, мраморный дог, мышь, акула, таракан и т.д.);

• непонятные символы (отражение, белое пятно, горящие глаза, шаги в коридоре и т.д.);

• несчастные случаи и рискованные занятия (падение с горки, катание на коньках, плавание и т.д.);

• транспортные средства (машина задавит, колесо от машины оторвется и убьет, трамвай ноги отрежет, в лифте застрянешь, в метро столкнешься с другим поездом и т.д.);

• факторы школьной жизни (учителя, завуч, директор, старшеклассники, уроки иностранного языка, ответы у доски, контрольные, экзамены, двойки, вранье из-за невыученных уроков и т.д.);

• смерть, одиночество, незнакомые люди, боль, наказание и... социально-экономические изменения в обществе [41].

Примерно с 7 лет у детей появляются взрослые виды страхов - страх смерти, болезни и социальная тревожность. Кроме того, по сравнению с дошкольным возрастом у младших школьников возрастает частота прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Никольская И.М, и Грановская P.M. подчеркивают, что «наличие воображаемых страхов - сигналов - является важным регулятором поведения детей, облегчающих их приспособление к новым сферам жизни», таким как: школа, улица, транспорт [41,с.401].

Страхи и тревоги имеют тенденцию к развитию в онтогенезе. Если в 2-6-летнем возрасте у детей в среднем бывает 3 вида различных страхов и тревог, то в возрасте от 6 до 12 лет почти у 50% детей бывает 7 различных страхов и тревог. Однако родители не обращают на эти страхи внимания, считая их нормальными, за исключением тех ситуаций, когда они имеют социальное основание [4].