Смекни!
smekni.com

Гениальность и помешательство (стр. 4 из 4)

В 1885 году в марте умирает отец Винсента.

Но в основном Ван Гог переживал по поводу своей безответной любви к женщинам, нежели из-за смерти отца…

В свободное время Винсент по-прежнему продолжал посещать художественные галереи, и его приводили в восхищение многие из величайших произведений искусства, которые он там находил. Кроме того, у Винсента появляется интерес к Библии, и он неоднократно перечитывает Евангелие. Лето 1876 года стало для Винсента Ван Гога переломным моментом в отношении к религии. Несмотря на то, что он вырос в религиозной семье, до того момента он не думал всерьез над тем, чтобы посвятить свою жизнь Церкви. Надо обратить внимание, что многие из гениальных сумасшедших – религиозные люди. И порой их религиозность начинает быть похожей на манию. Причем, они, эти гении, никогда не будут следовать каким-то канонам в поклонении Богу, - они будут служить ему так, как считают это нужным.

Ван Гог страдал циклической шизофренией. Во время припадков его посещали кошмарные галлюцинации, тоска и злоба. Мог есть свои краски, часами метаться по комнате и надолго застывать в одной позе. По его словам, в эти моменты помрачения сознания он видел образы будущих полотен. Кульминацией болезни, во время которой у него часто нестерпимо болела голова, стало то, что он сам себе отрезал ухо. Вообще шизофреник создает мир, непохожий на тот, где живет большинство людей. То, над чем обычный человек смеется, у шизофреника может вызвать гнев. В его голове сосуществуют несовместимые вещи, антагонизма которых он не сознает. Часто он наделяет все происходящее необычным, чаще зловещим смыслом и верит, что постижение этого смысла доступно только ему.

Свои знаменитые «Подсолнухи» Винсент нарисовал после очередного обострения своей болезни. Однако, потом его посещает ещё один приступ, после которого Ван Гога поместили в больницу в Арле. После своего возвращения в Желтый дом (пристанище Ван Гога в Арле), он пишет своему брату: «Я надеюсь на лучшее…».

В лечебнице Сен-Реми-де-Прованса Ван Гогу ставят диагноз – одна из разновидностей эпилепсии. На тот момент, это была основная точка зрения. Там Ван Гог пишет свою «Звездную ночь».

Ровно через год после того, как Винсент отрезал себе ухо, к нему является ещё один припадок, на этот раз затяжной: он длится неделю. Винсент был абсолютно недееспособен, но вскоре быстро оправился и опять начал рисовать.

Из очередной лечебницы Винсент вышел в поле и начал там рисовать. Мысли о том, что его племянник, сын брата Тео, тяжело болен, не давали ему покоя. Он вынул револьвер и выстрелил себе в грудь.

Последние свои минуты он провел в объятьях брата. Тео пытался успокаивать его, говоря, что Винсент обязательно оправится, что они помогут ему выздороветь. На что Ван Гог ответил: «Печаль моя продлиться вечно. Я хотел бы уйти вот так».

Парадокс созидания искусства

Зачастую, когда врачи говорят: «К сожалению, он был болен», сами сумасшедшие благодарны своей болезни. Они говорят о том, что во время припадков их посещает муза или, будучи людьми религиозными, они видят Иисуса. К тому же, если уж подходить с научной точки зрения, симптомы шизофрении могут способствовать и даже провоцировать всплеск творческой активности, насыщая её новым содержанием и неожиданным отражением объективной и субъективной реальности. Но мыслительный регресс приводит к выхолащиванию содержательной стороны художественных произведений.

Общая черта сумасшедших и гениальных заключается в неподчинении каким-то общепринятым нормам. Некоторые языки имеют одинаковые слова как для обозначения безумия, так и для высокой творческой способности: древнегреческое «мания», древнееврейское «нави», санскритское «ниграта» означали и «безумие», и «пророчество». В древнеисландском языке одним словом обозначали и понятие «бешеный», и «дух, поэзия».

Я убедилась в том, что наиболее часто гениальность посещает безумцев. Такая «арифметика» существует, видимо, для того, чтобы добавить гармонии в неполноценную личность сумасшедшего. Поэт творит лишь тогда, когда его рассудок отходит на второй план и им овладевает божественное исступление.

Гениальность, пожалуй, тоже отклонение от нормы, но встречающееся гораздо реже, чем хотелось бы. Отклонение это касается не только творческих способностей, а «задевает» и весь остальной организм. Поэтому при нахождении у человека признаков гениальности, находим мы также и другие аномалии, всё больше отрицательного характера, будь то неврозы, повышенная чувствительность и т.д. А повышенная чувствительность, которая как раз свойственна одаренным людям, часто мешает в обычной жизни, что ведет к психозам.

Понятие «эвропатология», введенное в обиход Григорием Владимировичем Сегалиным, сейчас широко используется и имеет место быть. Эвропатология – это всякая патология, которая связана с творчеством или им сопровождается.

Психиатр Дмитрий Азаров говорил: «Не исключено, что нашу цивилизацию создали и двигают вперед люди с психическими отклонениями. Например, и у великого Сократа был невидимый «демоний», который давал ему советы в трудную минуту. И озарения великих гениев нередко сопровождались «голосами», диктующими стихи, музыку или формулы. Чем не гипоманиакальный психоз?»

По мнению немецкого психолога Эрнста Кречмера, «среднестатистический» гений представляет собой психопатичную личность со сверхчувствительными нервами, бурными аффективными реакциями, малой способностью к приспособлению, постоянными капризами и перепадами настроения, раздражительностью и обидчивостью. После таких характеристик даже не знаешь - хорошо ли быть гением? И, может, не стоит жалеть, что твои дети родились уравновешенными и хорошо чувствующими себя людьми, пусть они даже будут кондитерами или сантехниками? Ведь гениальным можно быть в любой профессии.

По мнению специалистов, из-за этих анатомических отличий мозг одаренной личности получает травму, которая и приводит к возникновению выдающихся способностей. Также нередки случаи, когда вследствие болезней и повреждений головы самые обыкновенные люди превращаются в гениальных.

Кандидат медицинских наук Георгий Волошев:

- Есть мнения психиатров, что выдающиеся люди чаще рождаются в семьях, где предки по одной линии проявляли одаренность, а по другой - были психически ненормальными. Оба эти качества через поколения накапливались в подсознании потомков. И в итоге наступал момент, когда в одном из отпрысков сила скопившейся одаренности и болезни достигала «критической массы» - тогда и рождались Тургенев или Бетховен. Душевная болезнь в жизни таких личностей выполняет роль ключа, открывающего темницу подсознания, откуда вместе с врожденной шизоидностью выплескиваются яркие идеи и образы.

Ч. Ломброзо: “Вообще, я не думаю, чтобы в мире нашелся хотя один великий человек, который, даже в минуты полного блаженства, не считал бы себя, без всякого повода, несчастным и гонимым или хотя бы временно не страдал мучительными припадками меланхолии”.

Но все-таки главнейшую причину меланхолии и недовольства жизнью избранных натур по Ломброзо составляет закон динамизма и равновесия, управляющий также и нервной системой, закон, по которому вслед за чрезмерной тратой или развитием силы является чрезмерный упадок той же самой силы, - закон, вследствие которого ни один из жалких смертных не может проявить известной силы без того, чтобы не поплатиться за это в другом отношении, и очень жестоко, наконец, тот закон, которым обусловливается неодинаковая степень совершенства их собственных произведений.

Стендаль в своей «Истории живописи в Италии» не без основания пишет: «Известную долю биографии великих людей должны писать их врачи».

По какому-то странному стечению обстоятельств, срабатывает страшный парадокс: чем безумнее личность гения, тем совершенней его творения.


Источники

1) Чезаре Ломброзо «Гениальность и Помешательство», 1856 год. Т.Е. Сегалов «Болезнь Достоевского», 1906 год.

2) Документальный фильм «Три тайны Гоголя», реж. Илья Иванов, 2006 год.

3) М.И.Давидов «Тайна смерти Гоголя».

4) Письмо Николая Рамазанова Нестору Кукольнику от 22 февраля 1852 года, с комментарием Юрия Манна.

5) «Отражение внутренней картины болезни в литературном творчестве», Северин Г.К, Юсупов Ю.А., Юсупов Р.Ю.

6) Юрген Мейер, монография «Гений и талант».

7) Бердяев Н. «Ставрогин», Рус. Мысль, 1914, №5.

8) С.Н. Булгаков «Тихие думы», 1918 год.

9) Н.В.Гоголь, статья «Значение болезней», 1846 год.