Смекни!
smekni.com

Проблемы социально-психологического статуса и агрессивного поведения школьников в коллективе (стр. 10 из 16)

Е.Э.Смирнова считает, что постоянное «хождение» в «звездах» или «любимчиках» может сделать учащегося «ригидным, чрезвычайно социально уязвимым; изменения в его положении часто приводят к столкновениям с одноклассниками» [цит. по 11, с.375].

К сожалению, в каждом классе есть изолированные ребята, их процент достаточно велик. Как правило, это дети с неадекватным поведением. Они зачастую агрессивны, неуравновешаны, склонны к антисоциальным поступкам. Своим поведением такие ребята пытаются привлечь внимание одноклассников, но тем самым еще более отдаляют себя от коллектива. Подростков этой группы отличают высокие самооценка, притязания на признание и тенденции к лидерству. Трудности в общении со сверстниками у таких ребят часто сопряжены с неправильным представлением о своем реальном статусе в группе.

Нередко, среди изолированных есть ребята неуверенные в себе, с заниженной самооценкой, тревожные. Такие ребята, как правило, удовлетворены своим положением в группе, так как данная группа не является для них референтной, либо среди ведущих мотивов нет мотивации на общение.

Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, что добиваются внимания «со знаком минус» — становятся объектом насмешек и презрения. М.Кравцова отмечает, что «эта детская отверженность — явление, к сожалению, частое и трудно поправимое» [26, с.11].

Каждый человек, ребенок, подросток испытывает не только положительные, но и негативные эмоции. Т.Алексеева пишет, что «если не отводить их за рамки своей личности, они начнут ее разрушать. ...учитывая, что человек находится в социальном окружении, понятно, что свои негативные эмоции он, как правило, сбрасывает на людей, постоянно находящихся рядом. Постепенно негативные эмоции концентрируются на одной или нескольких персонах. Так и возникает «образ врага» [4, с.6].

Изгойское место – это некоторая точка в социальном пространстве малой группы, которая концентрирует негативные эмоции. За всю свою историю человечество выработало большое количество механизмов, которые позволяли бы сдерживать проявление негативизма в социальном пространстве. Битье чучел, поклонение идолам – лишь некоторые из них. Мировые религии – христианство, мусульманство, буддизм и иудейство – направляют личностный негативизм в сферу самосовершенствования.

Подростки же не владеют опытом регулирования негативных эмоций в социальном плане, накопленного историей человечества. Поэтому они поддаются своим мифическим представлениям о классе, в котором учатся. В ученической среде достаточно быстро распространяются мифы об одноклассниках – как позитивные, так и негативные. В итоге в общем мифическом сознании класса о некоторых учениках создаются мифы, которые вызывают к ним негативные эмоции одноклассников.

Причинами такого явления могут быть разные социальные особенности семей, которые резко отличаются от социальных качеств семей одноклассников, а также физические недостатки ученика. Условно можно изгоев разделить на три типа: изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист [4, с.7].

Практически все изгои, вне зависимости от типа, имеют один общий недостаток – неспособность мыслить конструктивно. Критиканствующий настрой любого изгоя виден сразу, когда он попадает на лидерское место.

В принципе изгой – это претендент на лидерство, за которым не пошли одноклассники, лидер-неудачник, ставший мстить своим одноклассникам. Изгой никогда не видит свое социальное окружение в целом, не может построить перспективу, увлекающую абсолютное большинство одноклассников.

Он может только разрушать то, с чем он не согласен. Изгой обречен вечно оставаться в оппозиции.

Изгой-клоун играет с окружением на грани фола. Своим поведением он сознательно провоцирует насмешки. И, подобно средневековому шуту, выявляет границы и несовершенства социального устройства в классе. Такой тип изгойства требует от ученика достаточно развитого интеллекта. Ученик-клоун может ставить в затруднительное положение не только одноклассников, но и педагогов, работающих в этом классе. Далеко не всегда такой ученик осознает себя «критиком» социального устройства класса. Даже педагоги часто не осознают такой особенности клоуна.

Клоун забирает на себя не очень большое количество негативных эмоций. Обычно подросток, выступающий в этой роли, достаточно чутко следит за уровнем негативных эмоций, адресованных ему лично. Когда негативизм в классе достигает определенного уровня, подросток совершает поступок, который, вызвав смех одноклассников, снижает уровень негативизма.

Такой тип изгойства могут поддерживать ученики, прекрасно понимающие или чувствующие механизм социальных отношений. Но внутренне они стараются отгородиться от своего окружения.

Изгойство «белой вороны» вызвано совсем другими причинами. Изгой этого типа имеет серьезные этические отличия от этических основ одноклассников. Как правило, они заложены семейным воспитанием. Причиной таких отличий может служить принадлежность семьи ученика к другому этносу, к другому социальному слою, к другой религии т.д.

Подросток становится «белой вороной», в сущности, по одной причине – он не может вести себя по-другому, в отличие от «клоуна». Но логика его поведения непостижима для большинства.

У одноклассников «белой вороны» создается масса мифических домыслов и вымыслов. Их распространяют ученики, входящие в лидерскую группу. Все домыслы рождаются из-за невозможности лидера и интерпретатора объяснить поведение одноклассника. Но признать неудачу или свою ограниченность лидер не может. И «белая ворона» становится изгоем.

Изгой-антагонист олицетворяет крайнюю степень изгойства. Такое изгойство основано на взаимном неприятии ученика и класса в целом. Нередко в антагонистическую степень изгойства срываются максимально эгоистичные ученики, которые склонны обвинять всех вокруг, а не искать недостатки в себе.

Причинами антагонистического изгойства служат изъяны семейного воспитания. Осознавая свое неприятие со стороны одноклассников, изгой-антагонист не находит ничего лучше, как платить той же монетой. Он обосновывает свои действия недостатками, наблюдаемыми в классе. Изгой-антагонист выстраивает свое поведение по принципу – в чужом глазу соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю.

Е.Э.Смирнова пишет: «неприятие детским коллективом, потеря или отсутствие друзей, статус отверженного («белая ворона», «козел отпущения», «изгой») окрашивает опыт взаимоотношения с людьми в неизменно мрачные тона». Все это увеличивает тревожность, нейротизм и даже озлобленность подростков, что, в свою очередь, является «благодатной» почвой для возникновения конфликтных ситуаций в классе [цит. по 11, с.376].

Кроме явных лидеров и аутсайдеров, подростковые сообщества включают в себя среднестатусных членов, обычно составляющих большинство. Система ценностей и обычаи референтной группы в значительной степени формируются этой категорией; даже лидеры группы часто вынуждены адаптироваться к их образу мышления. Особенностью данного статуса является его неустойчивость. Он характеризуется затруднённым продвижением вверх по внутригрупповой статусной лестнице и облегчённой мобильностью движения вниз по статусной лестнице. Основные усилия среднестатусных подростков сосредоточены на том, чтобы удерживаться «на плаву», не скатится в аутсайдеры и, по возможности, продвинутся вверх, войти и закрепиться среди неформальных лидеров сообществ. Нельзя не отметить, что именно эта категория учащихся наиболее многочисленна. М.Ю.Кондратьев пишет: «Более того, в ряде случаев направленная активность именно среднестатусных подростков оказывает решающее влияние не только на характер внутригрупповых межличностных отношений, но и на особенности взаимосвязи юного сообщества в целом с широким социумом» [цит. по 24, с.152].

Критерии, определяющие социометрический статус старшеклассника в его классном коллективе, сложны и многообразны.

По данным Я.Л.Коломинского, на первом месте здесь стоит влияние на сверстников (значение этого качества с возрастом неуклонно увеличивается) и, как у младших подростков, физическая сила; на втором месте – нравственные качества, которые непосредственно проявляются в общении, и общественная работа; дальше идут интеллектуальные качества и хорошая учеба, трудолюбие и навыки труда, внешняя привлекательность; на последнем месте стоит стремление командовать [цит. по 8, с. 23].

По данным Б.Н.Волкова, старшие подростки выше всего ценят качества личности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с товарищами (честность, готовность помочь в трудные минуты жизни), на втором месте стоят волевые качества личности, на третьем – интеллектуальные достоинства [цит. по 8, с.24].

В исследовании А.Н.Лутошкина дается иная последовательность предпочтений: интеллектуальные качества, отношение к людям (доброта, отзывчивость), моральные качества, волевые качества, деловые качества, внешние данные (внешняя привлекательность, умение следить за собой и т.д.) [цит. по 8, с.24].

Противоречивость этих данных может объясняться различием как в методах исследования, так и в составе испытуемых, в условиях эксперимента. С усложнением содержания совместной деятельности и структуры коллектива групповой статус личности в большей мере определяется её деловыми и моральными качествами, включая отношения к коллективу, уровень социальной ответственности и т. д., чем общительностью. Поэтому в классах с низкой сплочённостью общительность влияет на социометрический выбор и по «деловым» критериям, тогда как в группе с высокой сплочённостью даже предпочтения в сфере личных взаимоотношений зависят также от отношения к коллективу.