Смекни!
smekni.com

Психологические механизмы выработки у школьников нравственных ценностей (стр. 2 из 5)

Требуется отметить, что диалектическое понимание развития не принижает роли воспитания в нравственном развитии школьника, а дает такую возможность, при которой можно сделать процесс воспитания личности более эффективным и регулируемым. Там, где воспитатели не игнорируют законы развития личности, а грамотно используют их, может быть достигнут целенаправленный результат.

Конечно, есть трудности в диалектическом развитии личности и объясняется это тем, что пока не удалось полно раскрыть суть понятий «внутренняя движущая сила» чаще она описывается, как внутренний мир человека. Не стоит, конечно, исключать из самодвижения психики личности материальную деятельность. Так как она не только выражает внутренний мир личности, но сама по себе является важным фактором самодвижением в нравственном развитии.

Такой подход к нравственному развитию личности, подчеркивает его самодвижение, которое продвигается по собственным законам, и одновременно открывает возможность его детерминистического объяснения и регулирование в процессе воспитания. Известно, что человек действует ради достижения своих целей, удовлетворения своих потребностей. В своей жизни он постоянно встречает и преодолеет внешние и внутренние трудности. Задача воспитания нравственности заключается в том, чтобы актуализировать это противоречие и способствовать развитию устремлений и потребностям, выработке нравственных ценностей, осознанию между своими желаниями и уровнем развития морально–волевых качеств. Воспитание личности требует не только опережать ее нравственное развитие и создавать внешнее противоречие, но и переходить в требования воспитуемого к себе, то есть способствовать созданию внутреннего противоречия. Это важно, так как нравственно- воспитанную личность характеризует внутреннее принятие принципов и норм нравственности и собственного поведения, когда они выполняются по внутреннему убеждению. Так внешние требования если определяют нравственный поступок, то проходят через эмоциональную, интеллектуальную сферу личности и становятся требованием внутренним. Требования личности к самой себе, направленные на свое нравственное развитие, становятся важным движением фактором процесса нравственного воспитания. Именно так личность становится творцом своего собственного нравственного развития.

Таким образом, задачи воспитания и самовоспитания объединяются в единое, в результате чего усилия воспитания и самовоспитания взаимно дополнят и поддерживают друг друга, способствуют более быстрому развитию нравственности личности. «Гармония противоположности», по выражению Л.И. Анциферовой, становится важной движущей силой развития личности. Данная гармония является естественным следствием взаимозависимости воспитания и самовоспитания, и в первую очередь социальной детерминированности самовоспитания».

Процесс воспитания формирует у человека предпосылки самовоспитания, а в дальнейшем отражается на процессе самовоспитания. Человек или внешнее приспосабливается к окружающей действительности, или принимает ее как она есть, или борется с недостатками в ней. Всегда присутствует связь между деятельностью личности в самовоспитании и внешним миром, то есть с обществом с организованными или неорганизованными воздействиями на человека. Эти воздействия преломляются во внутреннем мире личности и могут не оказывать влияния на процесс самовоспитания. Совершенствуя себя личность, может управлять собою, так и воздействиями на окружающую деятельность с той целью, чтобы приспособить ее к своим требованиям. Человек под действием убеждений, качеств, привычек и изменений внутреннего мира может изменять какие-то свои желания, запросы и по своему усмотрению влиять на характер отношений внешним миром, а не просто стремиться достигнуть установившиеся ранее целесообразных отношений.

Самовоспитание позволяет личности достигнуть более высокой относительной независимости от внешних условий, хотя индивид и продолжает находиться в определенной зависимости и в различных формах связи с ними.

Экономические отношения являются основой всей системы нравственных отношений. Большую роль играет идеология государства, как совокупность теории, идей, целей, идеалов. По этому в содержании воспитании школьников вкладывается те нормы, которые должны быть руководящими в повседневном поведении, в гражданской позиции каждого школьника.

Нравственность является нормой поведения и показанием зрелости личности. А по этому нравственное воспитание в школе должно оказывать систематическое влияние на жизнь каждого ученика, проникать в учебную, трудовую, общественно–политическую, культурную и другие деятельности. Помогать более глубже раскрыть мотивы безнравственных и нравственных поступков каждого ученика. Можно обобщить это тем, что у каждого учащегося должно сформироваться нравственное сознание (знание, взгляды, убеждения, суждения, оценки, идеалы) и морально–волевые черты характера (намерения, мотивировка, решения), ориентировочное поведение (действия, поступки, привычки, навыки). Составляют все эти части основу личности, в то время, как внутреннее содержание объединяет в целое качество, выражающих отношений личности к людям, к труду и так далее, к общественной собственности, к дружбе, коллективизму, ответственности и так далее. Нужно также заметить, что все качества связаны друг с другом и составляют целостную функционирующую систему. Но в одних условиях могут проявлять одни качества в других - другие. И чем выше идейность личности, тем эффективнее проявляются нравственные качества. В реальной жизни нравственные качества школьника проявляются в активном отношении к окружающему миру.

Общественная функция нравственного воспитания состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, нравственные чувства, устойчивое моральное поведение, выработать навыки и привычки, развить у молодежи собственное активное отношение к жизни и конкретной деятельности, соотносить свои привычки с общественным долгом. Осмысление учениками своего отношения к людям, обществу и себе. Корректировка этих отношений являются необходимыми условиями нравственного воспитания и самовоспитания.

Процесс нравственного воспитания школьников позволяет утверждать, что все его стороны и компоненты зависят от логики. Логика этого процесса выражается в последовательном достижении развития личности школьника с учетом его возрастных возможностей. Эта логика определяет структуру процесса. В этой логической структуре находятся во взаимодействии связи, стороны и компоненты, которые не всегда реализуются в действительности в строгой последовательности.

Нравственное воспитание и развитие личности направляется воспитанием, семей, коллективом. Необходима согласованность в их действиях, чтобы нравственные отношения не стояли давлеющими и принуждающими над учащимися.

Процесс нравственного воспитания определяется содержанием и организационным влиянием. Так что понимается под процессом нравственного воспитания школьников – «Это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива воспитанников, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности школьника в соответствии с идеалом современного и будущего общества».

Много уже было сказано, что процесс нравственного воспитания характеризуется двусторонностью. Личность всегда проявляет активность, испытывая на себе влияние внешних факторов и условий. Оно взаимодействует с этим влиянием, изменяет свое качество состояния и проявляет его в поступках и внешних действиях по отношению к окружающей ее действительности. Задача перед воспитателем создавать условия для более эффективного взаимодействия этих сторон процесса.

В процессе основы нравственного воспитания лежит длительность и непрерывность, так как конечные итоги процесса нравственного воспитания проявляются не скоро. У процесса нравственного воспитания не определены временные рамки и регламент.

В единении педагогических влияний на личность школьника, в единстве системы отношений лежит еще одна особенность процесса нравственного воспитания. На основе сопоставлений результатов и затраченного воспитания труда, можно говорить об эффективности процесса нравственного воспитания и о его характере, в частности о твердости убеждений, стабильности поведения воспитания.

Нравственное воспитание проходит не только на основе определенных требований и особенностей, но и на основе отношений в ученическом коллективе. Это значит, что нравственные отношения всегда активны, так же как сам воспитанник. Эти отношения являются продуктом социального развития и педагогических условий между школьниками в накоплении ими коллективного и личного опыта. Сущность ученика здесь выражается этими нравственными отношениями. Эта сущность есть результат единого развития человечества и индивидуального развития.

Нравственные отношения состоят из системы норм отношений между детьми и взрослыми, а также коллектива. Каждый ребенок соотносит свои действия с нормами общества и коллектива и подвергается оценки своим коллективом и обществом. Проявления этих отношений многообразны. Осознания учеником нравственных отношений заставляют проявляться их в его общественно-практической деятельности и поведении, и становятся реально–практическими связями. Разнообразие этих отношений составляют многогранность структуры личности школьника.

2. Психологические особенности воспитания школьников

Деятельность педагога весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне «благополучные» дети могут стать «трудными». Поэтому очень важно учитывать специфику любого школьного возраста.