Смекни!
smekni.com

Индивидуальная жизнь как уникальный психологический феномен (стр. 4 из 7)

Став немного постарше, ребенок начинает удивлять как родителей, так и всех окружающих, и даже ученых, своим быстрым развитием. Ученые расходятся во мнениях при объяснении того, почему дети к пяти годам практически овладевают грамматикой родного языка, как выучиваются читать и формируют половую идентичность. Подростки, юноши, девушки – это «сундук сокровищ», где хранятся и время от времени достаются идеи. Правда не всегда это возможно. Здесь на них наваливается поток разнообразных чувств, которые сопровождается эмоциями. И ведь у каждого своя эмоция обозначает своё чувство.

Молодежь - это может быть мягкая и понимающая, а может быть жесткой и думающей только о себе. Она также полна идей и стремиться воплотить их в реальность. Пользуясь при этом самыми разнообразными методами.

Взрослые – это тоже удивительные создания, они вроде бы побывали в детстве, были подростками, молодыми, но почему-то не понимают своих детей, как и их родители не могут понять их, взрослых.

Взрослое поколение это умудренные опытом люди, у каждого человека свой «багаж» за плечами, которым он либо гордиться, либо просто умалчивает о нем.

В повседневной жизни мы наблюдаем, как люди делают из пережитого любые выводы, какие им угодно. Вот, например, человек, который снова и снова повторяет одну и ту же ошибку. Если вы сумеете убедить его в том, что он ошибается, он может отреагировать на это по-разному.[9] Он может сказать, что учтет это в следующий раз, может обвинить в повторении ошибки своих родителей, и вообще весь белый свет.

Каждый человек по-разному выражает любовь и горе, радость и разочарование.

Фромм полагает, что понятие и сущность человека выражают не качество и не субстанцию, а противоречие, имманентное человеческому бытию. Главные страсти и желания человека возникают из его всеобщего существования, то есть из уникальной ситуации, в которой вообще оказался человек.[10]

На каждую индивидуальную жизнь в отдельности, на ее психологический склад влияет мир, который окружает ее. В современном обществе, где инновации идут непрерывным потоком, приводя к ускоренному обновлению и изменению условий жизни, нравственных ценностей, жизненных ориентиров человека.[11] И это все влияет на психику человека, он по-другому начинает относится к самым простым вещам, так как думает, что под ними скрыто что-то более сложное.

И каждая индивидуальная жизнь не поддается изучению и объяснить все, что происходит с отдельно взятым человеком остается загадкой, над которой бьются как ученые, так и сами люди.


Глава 5. Умение общаться с самим собой

· «Обработка» самого себя – психологическая особенность человека

Человек такое создание, которое в отсутствии общения с другими людьми, либо когда не хочется с кем бы то ни было обсуждать, так сказать, наболевший вопрос, может общаться со своим внутренним Я. И такое свойственно только такому существу, как человек. В общении как способе межличностных отношений К. Маркс и Ф. Энгельс усматривали «обработку людей людьми». Если продолжить эту мысль, то сущность общения с самим собой можно определить как процесс «обработки человеком самого себя».Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления человеком обо всем происходящем в его собственном сознании. Р. Декарт отождествлял рефлексию со способностью индивида сосредоточиться на содержании своих мыслей, абстрагировавшись от всего внешнего, телесного. Дж. Локк разделил рефлексию и ощущения, трактуя первую как особый источник знаний (внутренний опыт, в отличие от внешнего, основанного на восприятии органов чувств). Эта трактовка рефлексии стала главной аксиомой, так называемой интроспективной психологии. В этих представлениях неадекватно преломилась реальная способность человека к самоотчету об испытываемых им фактах сознания, самоанализа собственных психических состояний.

Размышляя о человеке как о субъекте жизни, С.Л. Рубинштейн различал два основных его способа существования и соответственно два отношения к жизни. Первый – это жизнь, в сложившихся условиях повседневного быта и не выходящая за пределы непосредственных межличностных связей: сначала отец, мать, потом друзья, учителя, а далее супруг, дети и т.д. Здесь все интересы и проблемы человека существуют внутри непосредственной жизни, и всякое его отношение – это отношение к отдельным частным явлениям, но не к жизни в целом. На данном уровне человек еще не может выключиться из непосредственного переживания жизни, не может занять мысленно позицию вне её для рефлексии над ней. Такая жизнь, считает автор, выступает почти как природный процесс; во всяком случае, очевидна непосредственность и целостность человека, живущего такой жизнью. Вопросы общения с собой здесь еще не актуализируется, так как поведение личности полностью определяется сложившимися жизненными связями, не подлежащими критике или сомнениям. Социальная регуляция в виде норм нравственности в данном случае определяет саморегуляцию поведения индивида.

Второй способ существования С.Л. Рубинштейн связывал с появлением рефлексии. С её развитием человек становиться способным занимать позицию как бы вне процесса жизни, смотреть на неё со стороны. Это решающий поворотный момент в общем психическом развитии человечества. Именно здесь кончается первый способ существования и начинается новый путь – к построению нравственной человеческой жизни на сознательной основе. Сознание выступает здесь как прорыв, как выход из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней, занятие позиции над ней, вне её для суждения о ней. С появлением рефлексии начинается философское осмысление жизни. Отсюда, с этого момента возникает проблема «ближнего» и «дальнего», проблема соотношения, взаимосвязи непосредственного отношения человека к жизни и осознанного отношения, опосредованного через «дальнее». Таким образом, рефлексия позволяет осуществить осмысление мира и собственных действий. В собственно «человеческих действиях», какими бы они простыми не были, обязательно наличествует «как должно быть», пронизывающее всю сложную иерархию человеческой деятельности сверху донизу. [12]

По концепции П.К. Анохина есть три вида действий: 1) действия, ради действий (функциональные), к примеру, речь, письмо, танец, пение и другие формы искусства. 2) предметные действия, целью которых является изготовление какой-то конкретной вещи. 3) действие по «совпадению» с тем «идеальным» их эталоном.

Что собой представляет эта цепь психических и физических действий, начало которым положила рефлексия с её вечным вопросом «как должно быть»? Конечно же, эта цепь действий – процесс общения человека с собой в целях специальной психологической и физической самообработки, самомобилизации к преодолению предстоящих трудностей. Рефлексия – это не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и познавательные представления. Когда содержанием этих представлений выступает предмет совместной деятельности, развивается особая форма рефлексии – предметно-рефлексивные отношения.

· Общение с собой как способ преодоления «критических» ситуаций

Мы знаем, что на внешнее можно повлиять своим поведением, изменить его. По отношению же ко внутреннему мы вынуждены оставаться бессильными, так как не знаем с какой стороны подступиться, как на него воздействовать. Но это только представления сложившиеся о рефлексии.

Для того чтобы показать, насколько глубоко внедрились эти ложные представления об исключительно «рефлексивной» функции человеческой психики, заведомо лишающей ее активного, организующего начала, рассмотрим следующие примеры. Племянник А.П. Чехова – Михаил Чехов в один из периодов впал в депрессию, врачебная помощь не помогала, тогда он стал искать ответ в философских книгах. Он долго размышлял над индусской философией и понял, что в основе йогизма является творчество жизни. После этого он задумался о прожитой жизни, о самотворчестве, после чего у него возник волевой порыв к овладению творческой энергией. В этом случае имеет место не простая «рефлексия», а сложный и терпеливый период общения с собой, в результате которых произошло открытие ранее неизвестных возможностей психики: творчество внутри себя. Итогом чего стало выздоровление М. Чехова. И подобных примеров можно привести множество. В раздумья из-за болезни «впадали» и Л. Толстой, и М. Зощенко. И это свойственно всем, к примеру, тяжелоатлет Юрий Власов в результате нескольких несчастных случаев заболел, при чем непонятной болезнью, также врачи и лекарства не могли ему помочь, тогда он поставил перед собой цель – выздороветь собственными силами. И после долгих размышлений итогом стало создание лечебно-оздоровительной программы. Примером нашего времени думаю можно привести певицу Надежду Кадышеву. Примерно десять лет её мучила депрессия, она жила сплошь на одни таблетки, но эффекта от них не было, ей стал безразличен белый свет. Но рядом с ней всегда был её муж, который исполнял любой её каприз. И в один из таких дней, Н. Кадышева задумалась, почему это с ней происходит. Она перебрала в памяти всю жизнь и решила начать борьбу с этим состоянием, ну а результат – мы снова видим её на сцене радостной и с новыми песнями.