Смекни!
smekni.com

Проявление ревности во взаимосвязи с типом темперамента у лиц, состоящих в браке (стр. 2 из 16)

"Теоретическая часть работы", в которой на основе изучения и анализа литературы раскрываются сущность исследуемого явления, его структура, рассматриваются различные подходы к решению поставленной проблемы, даётся их оценка; выводы.

"Эмпирическая часть", посвященная самостоятельному планированию и проведению опытно-экспериментальной работы, обобщению полученных в процессе исследования результатов, подвержению их статистической (математической) обработке. Здесь же даются краткие обобщающие выводы по каждому из параграфов, позволяющие чётко сформулировать итоги каждого этапа исследования; выводы.

"Выводы по исследованию в целом", заключение, в котором последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, полученные в результате исследования.

"Литература", список использованных источников из 50 наименований содержит перечень источников, использованных при выполнении дипломного исследования, ссылки на которые приводятся в работе.

"Приложения", которые включают в себя вспомогательный материал (таблицы, иллюстрации вспомогательного характера, методики, инструкции, заполненные формы отчётности и т.п.). Общий объём работы 89 страниц, без списка использованных источников и приложений объём работы составляет 71 страницу (32 страницы - теоретическая часть, 23 страницы - эмпирическая часть). Работа содержит в себе 10 рисунков в основной части и 5 рисунков в приложениях, а также 12 таблиц в основной части работы и 6 таблиц в приложениях соответственно.

1. Теоретический анализ ревности и темперамента

1.1 Понятие ревности и причины её возникновения

Такие феномены супружеской жизни, как ревность и измены, являются крайне сложными при изучении в рамках психологии и социологии. Как правило, чувство ревности рассматривается либо с теоретических (умозрительных) позиций, либо с позиций психотерапии. Существуют различные определения чувства ревности в отношениях между мужчиной и женщиной, где акцент делается как на положительные, так и отрицательные стороны этого явления [3].

В отечественной и зарубежной психологии различные аспекты ревности изучались обособленно: ревность в социально значимых отношениях рассматривалась как базовая установка личности (Пантелиди И.О., Прохорова О. Г.) [34], ревность к субъекту отношений была предметом психотерапевтической и психокоррекционной работы (Майкл Кингхли, А. Полеев) [33; [24], ревность как симптом заболевания имела место в патопсихологии и медицине с проведением соответствующей терапии (Харви Гордон, Бреслав Г. М.) [5]. Однако, целостного психологического исследования феномена ревности до сих пор не проводилось.

Ревность - вообще - любое эмоциональное состояние, классифицируемое как специальная форма тревоги, считается, что оно происходит от недостатка уверенности в привязанности того, кто любим. "Ревность направлена на третье лицо, на конкурента, который воспринимается, как захватывающий привязанность объекта любви" [38, c.184].

Приведённое выше определение ревности - одно из многих в современной психологии, и, к сожалению, далеко не однозначное. Эта неоднозначность вызвана расхождением учёных во мнениях касательно природы происхождения чувства ревности.

Некоторые учёные используют понятия ревность и зависть как синонимичные. Например, Соловей и Родин (1986), считают ревность более широким понятием, чем зависть, поэтому видят возможным использовать только понятие ревность. Как отмечает Куанышбек Муздыбаев (1997), от такого смешивания данных понятий нет проку, "поскольку они отражают и регулируют разные стороны межличностных отношений" [12, c.332]. Куанышбек Муздыбаев трактует ревность как "подозрительное отношение человека к объекту обожания, связанное с мучительным сомнением в его верности, либо знанием о его неверности" [12, с.332]. Он утверждает, что в отличие от зависти, где есть две стороны - тот, кому завидуют и тот, кто завидует (диадические отношения), ревность вовлекает в свою орбиту три стороны (триадические отношения): первая - это ревнующий, вторая - тот, кого ревнуют, и третья - тот (те), к кому ревнуют. Известный западный психолог Д. Кинсли добавляет ещё и четвёртую сторону - публику, которая всегда интересуется тем, как складываются отношения между партнёром и соперником [12].

П. Тительман следующим образом определяет различия между ревностью и завистью. "Чувство зависти возникает тогда, когда индивид не имеет того, чего он страстно хочет, а чувство ревности появляется, когда из-за наличия соперника индивид боится потерять то, что имеет и что для него значимо" [12, c.323-325].

Если зависть, как было сказано выше, в большинстве случаев считается недостатком, то ревность, имеющая объективные основания, является социально одобряемым чувством и даже поощряется обществом.

Карл Изард пишет: "…ревность пробуждает такие фундаментальные эмоции, как страх и гнев. Возможность лишиться любви и всего, что связано с ней, порождает у человека страх. Любовь, кроме всего прочего, означает чувство защищённости и безопасности. Эмоция гнева, также представленная в феномене ревности, возникает тогда, когда человек ощущает, что все его попытки сохранить позицию в отношениях с любимым человеком, вернуть его внимание, любовь, чувство безопасности, бесплодны" [10, c.421-422].

Биоэнергетик и биоэнерготерапевт И.В. Савельев ревность связывает с паранойей (от греч. - умопомешательство), трактуя как "стойкое психическое расстройство, проявляющееся в систематизированном бреде и отличающееся сложностью содержания, последовательностью доказательств и внешним правдоподобием" [41, с.163].

Интересен взгляд отечественного психолога Николая Нарицына: "…ревность - это страх потери власти. Практически каждый стремится управлять хоть какой-то малостью. Но за всё в жизни приходиться платить. Так и за ощущение господства приходиться платить страхом это господство потерять. Ревность поэтому и знакома многим людям, что все эти люди, так или иначе, стремятся кем-то распоряжаться. Кстати, физиологические реакции организма при чувстве ревности и ощущении страха - одинаковы. Ревность - сродни трусости. Это не высокое чувство, доказывающее наличие любви, а постоянная неуверенность в собственных силах и боязнь не справиться с управляемым объектом. Ревность - это чувство бессознательного отражения собственной слабости" [25, c.161].

Приведённые выше авторские точки зрения, так или иначе, отличаются. Но в одном мнения учёных сходятся - понятие ревность неотрывно от понятия любовь. Молодость часто называют возрастом любви. Для неё характерно "оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи" [17, c.364].

Любовь - это не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного человека другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделёнными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они разделяют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой [26].

Как пишет Л.М. Фридман, "любовь - это моральное отношение к человеку. Она выступает как утверждение человеческого существования данного человека для другого. Быть любимым - значит быть для другого самым главным из всех окружающих" [47, c.110].

Д.Я. Райгородский отмечает: "…любовь - действенная сила в человеке, сила, разрушающая преграду между человеком и его собратьями, сила, которая объединяет его с другими и помогает ему преодолеть чувство одиночества и отчуждения, и вместе с тем, позволяет ему оставаться самим собой, сохранять свою целостность." [37, c.172-173].

Происхождение ревности обычно связывают с укоренившимся в ходе исторического развития общества господствующим положением мужчины в семье, материальной или иной зависимостью жены от мужа, строгим преследованием супружеской неверности женщины. Многовековое бесправное положение женщины породило взгляд на неё как на вещь, имущество, не располагающее собственной волей. Религиозные воззрения на женщину способствовали усилению её зависимости от мужа, её социальному и моральному бесправию. Моральные нормы мужчины и женщины в обществе значительно разошлись. Мужчины приобрели негласное право на легкомысленные поступки и увлечения. Поведение женщины всегда оценивалось гораздо строже [28].

Закрепившись в социально-психологических, религиозных и этнических сферах общественной жизни, взгляд на ревность постепенно видоизменялся, но характер ревнивых притязаний остался прежним. Несмотря на то, что в жизни современной семьи изжиты привилегии мужа, ревность проявляется так же, как и в минувшие века. Женщина в прошлом веке, как известно, была провозглашена равноправным членом общества и семьи. Семьдесят лет назад многие считали, что основания для ревности должны исчезнуть, что ревность - это "неземное чувство", "отвратительный пережиток прошлого", "буржуазное явление". И всё же ревность не исчезла. Она по-прежнему больше распространена среди мужчин, по-прежнему наблюдаются крайне тяжёлые её последствия. Общественное мнение сочувствует ревнивцам, и даже закон считает ревность "смягчающим обстоятельством" при тяжёлых преступлениях против личности.