Смекни!
smekni.com

Эволюционно-историческая концепция личности (стр. 2 из 3)

Наконец, высший, разумно-интуитивный уровень (подструктура личности) сформировался в ходе дальнейшего совершенствования речемыслительного аппарата человека. Основным морфологическим отличием современных людей от всех предыдущих форм является преимущественное развитие лобных долей коры большого мозга. «Лобная» психика неоантропа лежит в основе построения культуры и цивилизации. По всей видимости, одним из важнейших моментов этого процесса было явление так называемой контрсуггестии, впервые описанное Б.Ф. Поршневым и В.Н. Куликовым (1971). Контрсуггестия – это способность противостоять внутреннему и внешнему потокам словесного внушения. Сомнение в истинности высказываний, недоверие, неподчинение диктату обычая и ритуала – вот отправная точка того процесса, который привел, в конечном счете, к становлению человека разумного. Это было необходимым образом связано с появлением феномена осознанной лжи, вначале довольно бессмысленной (как у гомеровского Одиссея), затем все более целенаправленной. Ложь привела к возможности многовариантного мышления, основанного на внутреннем диалоге. Установилась своеобразная «двойная бухгалтерия»: различие внутренней речи, адресованной самому себе, и внешней – адресованной другим людям. Такой вывод близок к представлениям Л. Витгенштейна об индивидуальном языке, которые в отечественной философской литературе неверно (с нашей точки зрения) трактовались как разновидность солипсизма. Тяжеловесные механизмы дискурсивного мышления свертываются, и появляется возможность быстрого проникновения в сущность вещей и явлений (понимания, инсайта, догадки, интуиции). Находятся кратчайшие способы решения жизненных задач и оптимальные формы поведения, экономящие время и энергию. Благодаря разуму, человек достигает максимально возможной для него степени объективности, позволяющей, по словам К. Маркса, «относиться к вещи так, как требует сущность самой вещи». Разум и интуиция дают возможность человеку мысленно подняться не только над своими чувствами, но также мотивами и целями, что обеспечивает наибольшую свободу и пластичность поведения. Таким образом, каждый из четырех вышеописанных уровней (подструктур) личности представляет собой эволюционно-исторически оформленную, завершенную, функционально полноценную и в определенной степени автономную систему управления со своей специфичной памятью и образным строем, шкалой и отсчетом времени, горизонтами антиципации, критериями саморегуляции и, наконец, - программами и общей организацией поведения. Различие данных уровней, как было показано, связано в основном со структурными и функциональными трансформациями в нейронных механизмах головного мозга. Правомерен вопрос: как же организуется взаимодействие описанных четырех уровней, их совместное управление целостным поведением? Прежде всего, отметим, что каждый «новый» уровень, надстраиваясь над «старыми», преобразует и ограничивает их возможности, формируя вместе с ними некую целостность. Следовательно, автономия уровней относительна, и, в конечном счете, уступает их единству. Очевидно, что в любой деятельности «работают» все четыре уровня личности, однако степень их участия, вовлеченности в данный процесс различна. Условием эффективной деятельности является доминирование той подструктуры личности, того уровня регуляции, который адекватен ее задачам и целям, ее качественной специфике. Функционирование остальных уровней должно быть сведено к необходимому минимуму, носить латентный или пассивно-отслеживающий характер. Таким образом, принимая существование уровней личности, необходимо принять и поуровневую классификацию типов деятельности. Вполне естественно, что одна и та же деятельность может успешно регулироваться разными уровнями личности; в таких случаях внутренняя картина деятельности будет существенно различной. Рассмотрим подробнее «вертикальные» подсистемы, связывающие различные уровни личности в единое целое (таблица 2). Правомерно выделить два основных типа социальной активности человека: деятельность производства-потребления и деятельность саморегуляции. Каждая из них является двусторонней, в ней человек выступает одновременно в качестве субъекта и объекта, изменяя, как подметил К. Маркс, не только внешний мир, но и свою собственную природу. Производство и потребление (общественных институтов, предметов культуры, природных объектов и проч.) представляют собой два основных канала, определяющих включение личности в общество. В процессе такой активности формируется многоуровневый «образ мира», который совместно со способами (алгоритмами) производства-потребления может быть назван внешней вертикальной системой личности, или, вслед за А.Ф. Лазурским (1922) – «экзопсихикой». С нею тесно связана внутренняя вертикальная система, «эндопсихика», к которой относится многоуровневый образ Я и соответствующие алгоритмы деятельности самоконтроля-саморегуляции. Как видно из таблицы 2, структура двух основных типов деятельности, как и двух основных образных подсистем, является принципиально многоуровневой, что отражает их генезис. Гипотетически внешней и внутренней «вертикальным» системам личности можно сопоставить такие понятия, как сознание и самосознание. Бесспорно, именно они, в их тесной взаимной связи на всех уровнях, обеспечивают целостность человеческой личности, являясь ее основным (сквозным) системным свойством. Подобно отдельным психическим процессам, сознание и самосознание также имеют многоуровневую структуру. Упомянем сходную с нашей генетическую модель сознания, предложенную Э. Джоном (1976).

Необходимо отметить, что сформулированная нами концепция явным образом не соотносится с такими «личностными» категориями, как темперамент, характер, способности, направленность (см., например, А.Г. Ковалев, 1970). Эти понятия не имеют строгих определений и насыщаются содержанием в зависимости от теоретических взглядов и субъективных предпочтений авторов, их использующих. Первым по значимости причинным фактором активности и развития личности является многоуровневый аутодиалог, первоначально формирующийся по механизму интериоризации, а затем, по мере созревания личности, все более автономный, менее зависимый от внешних воздействий. Этот диалог выполняет функцию внутреннего генератора проблем и самопрограммирования, существенно влияет на формирование образа мира и системы внешней деятельности, в значительной степени определяет судьбу конкретного индивида. Взаимосвязь внутренней и внешней вертикальных систем личности не является непосредственной. Она опосредуется третьей системой, которую мы назвали системой проекции и защиты личности. Функция этой своеобразной «мембраны» также двусторонняя.

Во-первых, она способствует самоактуализации личности, фиксации некоторых свойств эндопсихики в экзопсихике и в дальнейшем – во внешнем мире в виде разнообразных персональных «следов» и творческих продуктов. Во-вторых, фильтруя вредную и ненужную информацию, данная система обеспечивает самотождественность личности, поддерживает ее сохранность на всех уровнях организации. Правомерно предположить, что нарушение функции системы проекции и защиты личности является общим пусковым механизмом психических заболеваний, как неврозов, так и психозов.

Приведенная в настоящей работе теоретическая концепция требует дальнейшего совершенствования, детализации и экспериментальных проверок. Здесь можно выделить два пути. Первый из них – комплексное всестороннее изучение человека. Отдельно взятая личность должна быть изучена во всем многообразии ее жизненных проявлений, включая деятельность производства-потребления, саморегуляции на всех уровнях организации. Общий замысел подобной методической программы состоит в том, что специфика уровней личности лучше всего выявляется в соответствующих их внутренней природе видах активности. Для инстинктивного уровня такая активность состоит в физиологических функциях и отправлениях организма, для аффективно-импульсивного уровня – это неформальное общение с окружающими людьми, для рассудочно-волевого уровня – это совместная организованная деятельность в группе, для разумно-интуитивного уровня – это самостоятельное взаимодействие с культурной средой. Данная схема предоставляет возможность первичной систематизации разнородной информации об исследуемой личности с целью последующего углубленного поуровневого анализа, сопоставления построенных таким способом внешней и внутренней «персонограмм».