Смекни!
smekni.com

Причины подростковой преступности (стр. 2 из 2)

В Основу статьи Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. легли результаты социологического изучения родительских семей 1758 несовершеннолетних, совершивших преступление в 2003–2004 гг. в 18 субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации (ЦФО), а так же материалы органов внутренних дел, включая уголовно-правовую, административно-правовую статистику. В качестве основной гипотезы исследования выдвигалось следующее положение: даже в относительно благополучных регионах тип и характер семьи влияют на показатели преступности несовершеннолетних.

Центральный федеральный округ взят не случайно. Именно здесь сосредоточен стоимостный объем национального богатства, а так же этот район лидирует по числу бракоразводных процессов.

Расчет показателей уровня преступности несовершеннолетних возможен только по данным статистики о раскрытых преступлениях. Коэффициенты преступности несовершеннолетних, рассчитываемые на основе сведений о раскрытых преступлениях, несопоставимы с общей преступностью, которая рассчитывается с учетом числа всех зарегистрированных преступлений.

Авторы статьи считают, что объективные результаты дает анализ уровня преступности только за определенный год, а не полугодие или девять месяцев, который иногда проводится в отчетах органов внутренних дел.

О влиянии семьи на преступность несовершеннолетних говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Лелеков В.А. подсчитал, что вклад таких семей в преступность несовершеннолетних составляет 30–35%. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 13–16 лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. По данным из статьи о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. видно, что среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкоголь еще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками, 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников.[4]

При этом подчеркивается, что в семьях девиантов (в первую очередь, правонарушителей) отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них, в случае с мальчиками – с отцом. Далее следует значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самими родителями. Резко возросли излишняя требовательность, безразличие и сократилась чрезмерная доброта к детям, что свидетельствует об ухудшении микроклимата в семьях, как результат обострившейся экономической, духовно-нравственной, политической ситуации в обществе в целом.

Нравственно-правовой облик семьи, где воспитывались несовершеннолетние преступники, наглядно свидетельствует о ее негативном влиянии на детей. За годы, разделяющие два исследования, криминогенность семей еще более обострилась. В особо сложных условиях воспитывались дети, попавшие в дальнейшем в места лишения свободы. Из них половина юношей и три четверти девушек имели ранее судимых близких родственников.

Обращается внимание на жестокость и насилие в таких семьях. Изучение дел об убийствах, совершенных несовершеннолетними, свидетельствует о том, что именно по данной категории дел преступлению предшествовали длительные конфликтные отношения между будущей жертвой (чаще всего это отцы или отчимы и другие взрослые родственники: иные лица по месту жительства несовершеннолетнего) и осужденным. В каждой четвертой семье указанные лица систематически терроризировали несовершеннолетнего и других близких, пьянствовали и сами спровоцировали преступление. В этих семьях утвердились аморальность, культ насилия в межличностных отношениях как способ общения. По материалам судебной статистики, представленных в статье[5], можно сделать вывод об омоложении преступности, а так же в статье приведены таблицы, указывающие на то, что количество родителей, отрицательно влияющих на детей и состоящих на учете, в 2.4 раза меньше, чем подучетных подростков. Это связано с высокой латентностью, низкой выявляемостью семей с неудовлетворительным воспитанием детей. Этот вывод подтверждается данными, приведенными Лелековым В.А. о сравнении числа протоколов, составленных на родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (93702), и числа состоящих на учететаких родителей (30723).Необходимо обратить внимание и на следующее обстоятельство. В течение года число родителей, состоящих на учете, меняется не столько количественно, сколько качественно. Если в конце отчетного периода их число в ЦФО выросло всего на 2,1%, то персональный состав родителей поменялся на 63.7%.

В условиях бедного, а порой и нищенского существования несовершеннолетние, иногда как и их родители, оправдывают любой способ получения средств, в том числе, и криминальный, более того, ввиду неспособности, отсутствия возможности достижения этого честным путем, такой способ остается чуть ли не единственным. Многие семьи ведут нищенский образ жизни. Все чаще фиксируются преступления, совершаемые родителями совместно с детьми для того, чтобы просто прокормиться.

Выявлены неединичные факты вовлечения несовершеннолетних в устойчивые преступные группы родственниками. Ведущие антиобщественный образ жизни и систематически пьянствующие родители всячески поощряли своих детей в совершении серии краж. Реализовывая похищенное, они из вырученных средств выделяли детям деньги на карманные расходы.

Авторы в статье приходят к выводам, что основными криминогенными факторами семей, находящихся в социально опасном положении, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими преступлений, относятся:

· воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;

· наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек)

· злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;

· тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;

· низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи.

· грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода.


Заключение

Таким образом, отрицательный микроклимат неблагополучной семьи, асоциальное поведение ее взрослых членов способствует тому, что дети, воспитывающиеся в таких семьях, не просто перенимают отрицательные образцы поведения, но и усваивают ценностные ориентации, реализуя их уже в личном антиобщественном поведении. Небезосновательно полагать, что взаимоотношения в семье между родителями и детьми решающим образом влияют на направленность и характер их социального поведения. Для этого необходимо наличие взаимопонимания в семье, справедливое и чуткое отношение к несовершеннолетнему подростку, отсутствие конфликтов. Материалы статистики, специальные исследования позволяют сделать вывод, что условиями для вступления на путь деморализации подростков является их социальная обездоленность, алкоголизация, развращающее влияние семьи, ближайшего окружения, сексуальные домогательства, в том числе и родственников, прямая сексуальная агрессия в форме изнасилования. Среди девочек многие страдают нервно-психическими расстройствами. Их возникновение объясняется влиянием неблагоприятных социальных факторов, общей незрелостью психической структуры подростка, неравномерностью развития организма, что вызывает патологию влечений, повышенную сексуальность, а также последствия наследственно-пораженной психической организации, которая выступает в качестве внутренней предпосылки.

Теперь подросткам выгоднее собираться в группы для совершения преступных действий. А чаще члены группировок говорят о том, что у них просто нет защитников в семье.


Список литературы

1) Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних/ В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева // СОЦИС, 2006. – №1. – С. 103–113

2) Лелеков, В.А. О предупреждении преступности несовершеннолетних / В.А. Лелеков, Е.В. Кошелева // СОЦИС, 2007. – №12. – С. 87–95.

3) Самиулина Я.В. Семейное неблагополучие как причина преступности несовершеннолетних // Юридический аналитический журнал. 2005. №3–4 (15–16) – С. 36–41

4) Ханипов, Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // СОЦИС, 2007. – №12. – С. 95–103.

5) Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // СОЦИС, 2006. – №1. С-89–98


[1] Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение // СОЦИС, 2006. - № 1. –с.- 90

[2] Ханипов, Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики // СОЦИС, 2007. - № 12. – С.96

[3] Самиулина Я.В. Семейное неблагополучие как причина преступности несовершеннолетних//Юридический аналитический журнал. 2005. №3-4 (15-16)- С.37

[4] Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних/ В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // СОЦИС, 2006. - № 1.-С.104

[5] Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних/ В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // СОЦИС, 2006. - № 1.-С.106