Смекни!
smekni.com

Психологическая сущность дисциплинированности (стр. 8 из 17)

Выводы по параграфу 2.1

1. Авторитет руководителя – это индивидуально-типические особенности устойчивой системы воздействия на подчинённых. Он основан на сознательном подчинении подчинённых при осознании ими превосходства руководителя над собой. Индивидуальный авторитет предстаёт как особая форма сочетания управленческой функции руководителя с его функцией регулирования личностных взаимоотношений между членами подчинённого ему подразделения.

2. Результаты факторного анализа показали зависимость дисциплинированности от авторитета начальника. На авторитет руководителя оказывают влияние следующие факторы. Первым фактором является жизненный опыт руководителя, включающий в себя возраст (факторная нагрузка 0,896), выслуга лет (0,875), стаж(0,755), ценностные ориентации руководителя – эффективность (0,557). Третий фактор «Терминальные ценности» образован такими переменными, как ценностными ориентациями руководителя прагматизм- корысть (-0,681), чуткость (0,674), счастье других (0,632), семейная жизнь (-0,587), равенство, свободное владение методами воздействия (0,530).

3. Особенностью деятельности начальника подразделения по укреплению служебной дисциплины является систематическое предъявление требований к подчинённым. При этом важны не только содержание, но и форма предъявления этих требований. Требовательность опосредована всей психологией личности, ее ценностно-целевой сферой и морально-психологическими качествами. Требовательность — составная часть индивидуализированной управленческой концепции руководителя — комплекса его взглядов и убеждений, понимания, как надо управлять.

§2.2 Ценностные ориентации личности как смысловая основа развития дисциплинированности у сотрудников

Для социальной психологии особенно важными являются вопрос места и роли ценностей в генезе личности, процесс освоения личностью социальных ценностей, роль ценностей в познании человеком социального мира, а также процесс ценностного регулирования социального поведения. Под ценностями, как правило, понимаются некие идеальные цели общества, социальных групп или личности. Кроме того, ценности представляют собой некоторую точку отсчета при оценивании тех или иных событий. Таким образом, ценности задают направление действиям и помыслам людей, служат эталонами для оценки и сравнения желаемого и действительного.

Наряду с понятием «ценность» существует ряд схожих понятий, так или иначе выделяющих определенную сторону или функцию, выполняемую ценностью. Прежде всего, это социальные и личностные ценности, а также ценностные ориентации.

В понятиях «социальные ценности» и «личностные ценности» в общем виде подчеркивается их принадлежность некоторой общности людей (обществу в целом, социальной группе) или же собственно личности. Социальные ценности, выступающие как некоторые общественные идеалы, выработанные общественным сознанием, усваиваются индивидом в процессе социализации и образуют ценностные структуры личности, т.е. превращаются в личностные ценности.

Д. А. Леонтьев выделяет четыре вида соотношений личностных. и социальных ценностей в связи со степенью их совпадения. Каждый из этих видов соотношения личностных и социальных ценностей связан с различными вариантами социализации индивида.

1. Конформное развитие (максимальное совпадение ценностного ядра и периферии индивидуальной ценностной структуры с ядром и периферией ценностной структуры, распространенной в данном социуме).

2. Вариативное развитие (явное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и расхождение их периферий).

3. Маргинальное развитие (некоторое, незначительное совпадение ядер индивидуальной и общественной ценностных структур и сильное расхождение периферий).

4. Девиантное развитие (некоторое, незначительное совпадение периферий индивидуальной и общественной ценностных структур и полное несовпадение ценностных ядер).

Формирование личностной структуры ценностей в процессе социализации одновременно является для человека процессом познания социального мира. Именно личностные ценности в конечном итоге выступают для индивида основаниями (категориями) построения «своего», индивидуального образа мира, определяют главные и относительно постоянные отношения человека к другим людям и к самому себе.

Практически тождественным понятию личностной ценности является понятие «ценностная ориентация», которое используется обычно при отнесении ценностей к мотивационно-потребностной сфере (т.е. связанной непосредствено с регулированием социального поведения), тогда как «личностные ценности» рассматриваются в большей степени при отнесении их к смысловой сфере личности (Яницкий М. С., 2000).

Чаще всего ценностные ориентации понимаются как система фиксированных установок, характеризующаяся избирательным отношением личности к ценностям.

При этом ценностным ориентациям личности присущи осознанность, устойчивое положительная эмоциональная окрашенность (Борковская Е.А. 1988).

Наиболее значимой функцией ценностных ориентаций является регуляция социального поведения личности. Ценности ориентации выполняют функцию побуждения к действию, направляют и корректируют процесс целеполагания человека. (Жуков Ю.М., 1976).

Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы, т.е. ценности, выполняют двойную функцию. Такое «двойственное» положение и функционирование ценностей может быть объяснено также их смысловой природой.

Именно смысл является основанием для познания мира, и именно смысл задает направление и активизирует деятельность человека. Г.Олпорт также рассматривал ценности как смысловые образования. Он считал, что все стремления человека найти порядок и смысл в жизни определяются ценностями. В отечественной психологии из понятия смысла как элемента структуры сознания Л. С. Выготского и личностного смысла А. Н. Леонтьева выросло целое направление исследований смысловой сферы личности. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность. Существуют разнообразные теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности. Например, А.И.Донцов рассматривает систему ценностей, выраженную различными их формами:

1) система самых устойчивых и обобщенных («стержневых») ценностных эталонов личности;

2) система эталонов более частных, опосредующих программу поведения индивида по отношению к окружающей действительности и себе самому в отдельных сферах его социальной деятельности — это ценностные ориентации личности;

3) совокупность эталонов, опосредующих в наиболее сложных случаях лишь жестко фиксированный план отдельных действий, реализующихся в строго однотипных условиях.

В.А. Ядовым разработана теория иерархической системы диспозиций. Низший ее уровень составляют фиксированные установки, которые формируются на основе витальных потребностей и простейших ситуациях. Второй уровень представляет система социальных установок. Третий уровень связан с общей направленностью интересов личности в определенную сферу социальной активности — базовые социальные установки. И, наконец, высший уровень составляет система ценностных ориентации на цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей, детерминированные общими условиями жизни данного индивида.

М. Рокич выделяет иерархию ценностей как структуру предпочтений каждой ценности для индивида. Он проводит общее разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей-целей и ценностей-средств. Соответственно он выделяет два класса ценностей:

- терминальные ценности — убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы стремиться к ней;

- инструментальные ценности — убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях.

Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

В ходе корреляционного анализа данных комплексного исследования личностей сотрудников ОВД мы получили следующие результаты.

Наибольшее количество связей (4) имеет такая инструментальная ценность, как эффективность. Эта переменная положительно коррелирует с возрастом (0,386), выслуга лет (0,448), стажем (0,405) и отрицательно коррелирует с наличием друзей (-0,383).

Инструментальная ценностная ориентация (дисциплинированность) положительно коррелирует с выслугой лет (0,463), и с авторитарным типом по Лири (0,339) и отрицательно коррелирует с инструментальной ценностью самоконтроля (-0,343).

Помимо этого терминальная ценность уверенность в себе отрицательно коррелирует с альтруистическим типом по Лири (-0,357), а рационализм отрицательно коррелирует со свободой (-0,356) и чуткостью (-0,378).

Таким образом, если мы посмотрим эффективность, коррелирующие с возрастом, стажем и заслугой, то чем дольше человек работает, тем он приобретает опыт. Следовательно, работа его эффективна. Если посмотреть на результаты факторного анализа это все вошло в первый фактор. Следовательно, эти психологические переменные взаимосвязаны. Прослеживается отрицательная корреляция с наличием друзей, общечеловеческие ценности не доминируют. Следовательно, человек отдает больше силы работе. Нельзя сказать, что если есть друзья, то работа неэффективна, проста она не должна являться доминирующей ценностью. Это еще раз говорит о специфике ОВД. Это не исключающие и не взаимодополняющие ценности.

Дисциплина связана с выслугой лет. Это выслуга там, где есть жесткая дисциплина. Человек привык работать по уставу. Это очень строгая система. Чем больше работает человек, тем больше он вживается. Профессиональных военных можно узнать: они дисциплинированы, педантичны.