Смекни!
smekni.com

Психологические и психофизиологические особенности спортсменов-хоккеистов (стр. 9 из 13)

Постановка цели в физической подготовке и спорте может носить обращающий и конкретный характер. Но никогда не следует исходить из желания быть сильнее других, тем самым выделяя только близкую перспективу. Поэтому, когда мы говорим о спортивном движении, желательно знать, как спортсмен соотносит желаемое будущее с предшествующим ему напряжением физических и психических усилий. Ставя перед собой цель, близкую или далёкую, необходимо представить соответствующий ей путь и реальные возможности достичь её.

Сегодня путь молодёжи в спорт лежит через два целевых направления:

1. От основной деятельности к спорту. Необходимо найти источник пополнения использованных в труде или учёбе энергозатрат. Человек стремится с помощью спорта лучше задействовать свою активность на различных этапах жизни. Одной трудовой деятельности или профессионального обучения здесь недостаточно.

2. Прямое вхождение в спорт на основе объективных или субъективных предпосылок. Обусловлено предварительным влиянием спорта на личность. Деятельность человека не играет основополагающей и побудительной роли при избрании спорта как средства развития.

Период, в течении которого определяется цель, характеризуется взаимовлиянием двух личностей – тренера и спортсмена. Совместная постановка цели способствует, как минимум, двум положительным моментам в подготовке спортсмена. Первый связан с дифференцированным подходом в выработке цели. Самому спортсмену иногда очень сложно разобраться в значимости цели, особенно ближайшей, конкретной, связанной с непосредственным качественным выполнением задания: “выиграть схватку на туше”, “победить с явным преимуществом”, “проплыть дистанцию лучше”, “прыгнуть в высоту с запасом”, ”показать лучший результат” и т.п. При плохом выполнении задания теряется значимость цели, а действия спортсмена обретают приспособленность к заданию, к указанию тренера, к нормативу. Особенно это проявляется у спортсменов, не достигших спортивной зрелости. Поэтому дифференцированная постановка цели и дополнительные указания тренера весьма существенны.

Второй момент обусловлен субъективными переживаниями спортсмена как в определении цели, так и в её реализации. Уже сама постановка цели вызывает переживания. Реальная цель находится в прямой зависимости от уровня притязаний, который может быть завышенным или заниженным, что всегда должно привлекать внимание тренера. Постановка цели нуждается в осознании её и принятии спортсменом. Совместимыми усилиями тренеру и спортсмену легче преодолеть сомнения в достижении цели. [4].

А.А.Деркач и А.А.Исаев в книге “Педагогическое мастерство тренера” о цели тренировки пишут: “Однако главная цель тренировки состоит не столько в том, чтобы юные спортсмены овладели той или иной системой упражнений, сколько в том, чтобы они поняли и усвоили определённые правила развития тех или иных закономерностей овладения конкретными спортивными умениями, пользуясь которыми, они могли бы “проиграть” любую спортивную ситуацию. Очень важно, чтобы юные спортсмены отчётливо понимали, что в тренировке является наиболее важным, существенным, во что им следует основательно вникнуть, что запомнить, а что только принять к сведению. К сожалению, наши исследования показали, что только на 23% занятий тренеры определяют и доводят до юных спортсменов учебную цель тренировки. На 53% тренировок объясняется только тема, но не указывается учебная цель, а на 36% не формируется чётко даже тема занятий”.[9].

Значимость цели тренировки можно сравнить со значимостью тех обстоятельств жизни, которые создают перспективу для личности в целом. Вмешательство тренера в постановку и реализацию цели спортсмена должно быть аргументировано разумным переключением (при необходимости) компонентов психических процессов спортсмена и отношением его к постановленной цели.

Близкие и промежуточные цели при совместной деятельности тренера и спортсмена определяются быстрее. Они имеют форму задания тренера или самого спортсмена. Без конкретных заданий трудно представить содержание отдалённой цели. Усвоение близкой цели должно проходить оперативно, в непосредственной спортивной борьбе.

Когда знакомишься с жизнью и спортивными достижениями прославленных чемпионов и рекордсменов, довольно часто слышишь такие высказывания: “Раньше я даже не мечтал достичь такого результата в спорте” или “Сначала хотел быть здоровым и сильным и не думал о рекордах и громких спортивных титулах” и т.п. В данном случае самая высокая цель в спорте была сформирована на основе близких, промежуточных целей, которые вызывали систематическое проявление волевых компонентов. Но все эти близкие цели до конца усваивались спортсменом и таким образом были законченными в своём исполнении. Следует сказать, что отдельные промежуточные цели иногда достаточно высоки, но реальны в достижении. Спортсмен придаёт им большое значение и стремится реализовать их качественно, проявляя волю и спортивное мастерство. Основным условием для постановки близких и конкретных целей является непрерывность их определения в процессе спортивной тренировки. Они должны предусматривать все компоненты, составляющие подготовку спортсмена. Причём здесь, на этапе выбора конкретной цели, самое незначительное, казалось бы, задание уже может повлиять на общую цель спортсмена. Если спортсмен не научился усваивать и глубоко осознавать промежуточные цели, вряд ли он осознаёт более значимую цель. [9].

Особого внимания заслуживает вопрос о постановке цели молодыми людьми, занимающимися физическими упражнениями самостоятельно, без тренера. Большие возрастные параметры, недостаточная физическая подготовленность или отклонение в состоянии здоровья закрывают двери в спортивные секции перед многими желающими. Внешне у таких людей спортивная цель носит обобщенный характер – человек не хочет стать спортсменом, а просто желает заняться спортом, чтобы удовлетворить потребности в физических упражнениях. Его цель зависит от жизненного личного опыта, как правило, она нуждается в более тесной взаимосвязи с жизнью, насыщении её самостоятельными переживаниями и активностью. Качество цели – не в её уровне.

Реально существующая цель у самостоятельного спортсмена обязательно имеет волевые предпосылки, однако уверенность в её достижении требует дополнительных волевых затрат и самоприказов. Тренера рядом нет, поэтому сомнения в достижении цели приходится переживать одному. А если ещё эти сомнения “подогреваются” длительным отсутствием желаемого спортивного результата?

Как не вспомнить здесь Н.М.Амосова, который подчёркивал, что человеку более свойственно расслабление, чем напряжение. Но расслабление необходимо заслужить после напряжённой физической работы, иначе следует говорить не о расслаблении, а о безволии и лени. О какой цели может идти речь, если человек боится вступить в контакт с физическими упражнениями? Поставив перед собой цель улучшить те качества, которые у него есть, или приобрести новые, спортсмен в известной степени решает проблему самовоспитания, что уже представляет большую социальную ценность. [9].

В самостоятельных занятиях сложнее постановка отдалённой цели, отвечающей требованиям личности и интересам общества. Чаще здесь встречается ближайшая, непосредственная и практическая цель, без разработанных многолетних перспективных планов подготовки. Отсюда возникает сложность перерастания одной цели в другую, так как ближайшая цель может стать самоцелью, ограничивающей возможности личности. К примеру, конечный результат общей физической подготовки, по убеждению спортсмена, состоит в улучшении силовых параметров и красоте его тела. При этом он решает лишь частичные задачи подготовки, без взаимосвязи с другими. Стремление к неоправданному росту одних силовых показателей стало для спортсмена самоцелью. Следует отметить следующие недостатки в его физической подготовке:

не расширяется диапазон средств и методов подготовки;

не обеспечивается на основе воспитания силы воспитание других качеств – быстроты или ловкости;

не видна перспектива физической подготовки;

не формируется психическая готовность к длительным занятиям и т.д.

Практический опыт показывает, что успешно поставленные цели, содержательность, динамичность и повышение их уровня обусловлены развитием волевых процессов и единством общих задач всей социальной системы воспитания личности.

В последние годы организаторы физической культуры и спорта справедливо заботятся об увеличении числа занимающихся спортом. При этом возрастные параметры учитываются очень редко, особенно в группах общей физической подготовки и группах здоровья. При таком наборе характерна бессистемность занятий. Ведущему занятия не хватает времени изучить особенности каждого, в конечном итоге он изучает их в процессе занятий. Человек пришёл в зал или на стадион с надеждой на успех, с надеждой избавиться от болезней, недугов, плохого настроения.

Стремление физически усовершенствовать себя иногда связывают с частными рекомендациями, например: стоит ежедневно столько-то ходить пешком, поднимать определённый вес, делать утреннюю гимнастику и… в скором времени будешь совсем здоровым и сильным. А если человек нуждается в других, более близких его интересам рекомендациях? Он хочет по-настоящему ощутить влияние спорта на себе, быть исследователем своего организма.

Рекомендациями не надо пренебрегать. Научно обоснованные и методически грамотные, они всегда полезны. Но ограничиваться нормативными занятиями – значит ощутить частное воздействие физической культуры и спорта на личность, не обеспечить продолжительность спортивной деятельности. [18].