Смекни!
smekni.com

Формообразование. Фигура и фон. Фигурное последействие (стр. 8 из 10)

При большой насыщенности книги подобной визуальной терминологией: видение, усмотрение, перецентрирование, образ и т. п.— понятие «феноменальное поле» в ней практически не встречается. По сути дела, Вертгеймер дал описание визуального мышления, но, к сожалению, не ввел этого понятия. Уже после его кончины понятие «визуальное мышление» ввел другой представитель гештальтпсихологии — Р. Арнхейм, который высоко ценил исследования Вертгеймера.

Таким образом, мы можем констатировать, что, исследуя новую предметную область — продуктивное мышление, — Вертгеймер существенно трансформировал исходные понятия гештальтпсихологии, то есть понятия оптического и феноменального полей. Исчезло и представление об их изоморфизме. Первое поле предстало как исходная предметная ситуация, второе — ее новое видение — как результат ее преобразования. Возникает важный вопрос: что же является средством такого преобразования? Это уже не мозговое поле, как в случае восприятия кажущегося движения. Мы говорили выше, что этим понятием Вертгеймер перестал пользоваться. Из всего контекста исследования, из его, так сказать, фактуры с необходимостью следует (и читатель в этом может убедиться сам), что между оптическим и феноменальным полем находится поле предметных и социальных действий, то есть поле деятельности, которая является не только средством их преобразования, но и средством их конструирования. Предварительная система действий, описываемая Вертгеймером как в терминах стадий, шагов, фаз, так и в терминах собственно действий, может способствовать, или препятствовать возникновению актов интуиции, а последняя в свою очередь также развертывается в систему действий. То есть действие выступает в качестве обязательного условия формирования гештальта, независимо от того, хороший он или плохой, исходный или завершающий. В этом пункте уместно привести положение Алексея Николаевича Леонтьева о том, что «осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание» [3]. Это положение в полной мере относится к исходным исследовательским установкам и их воплощенным результатам. Это относится не только к Вертгеймеру, но к любому ученому, который руководствуется не только исходными установками, а следует в своей деятельности и за развитием ее предметного содержания.


6. Принцип прегнантности

Метод срисовывания (Фолькельт). Актуалгенез формы. Эффект нормализации (Джон Гибсон). Фигурное последействие (Келлер и Уаллах).

Прегнантность (от лат. рrаegnans – содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых понятий гештальтпсихологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное состояние, „хорошую форму“. Прегнантные гештальты имеют следующие свойства:

1) замкнутые, отчетливо выраженные границы;

2) симметричность,

3) внутренняя структура, приобретающая форму фигуры.

Гештальты обнаруживаются при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов постулируется закон прегнантности — как стремления психологического поля к образованию самой устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом выделяются факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, — такие как фактор близости, фактор сходства, фактор продолжения хорошего, фактор судьбы общей.

Идея о том, что внутренняя, системная организаций целого определяет свойства и функции образующих его частей, применяется к экспериментальному изучению восприятия — преимущественно зрительного. Это позволило изучить ряд его важных особенностей: константность; структурность, зависимость образа предмета-фигуры — от его окружения — фона, и прочих.

Было получено большое число экспериментальных данных, позволивших установить основные закономерности возникновения структур при восприятии. Элементы поля объединяются в структуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность. Существует и ряд других факторов, от которых зависит «совершенство» и устойчивость фигурного или структурного объединения. К ним относятся ритмичность построения рядов, общность света и цвета и т. д. Действие всех этих факторов перцептивной организации подчиняется основному закону, названному Вертхеймером «законом прегнантности», который интерпретируется как стремление (даже на уровне электрохимических процессов коры мозга) к простым или четким формам, к простым и устойчивым состояниям.

Фолькельт (Volkelt) Иоганнес Эммануил (1848-1930) Немецкий философ, психолог и эстетик. Профессор в Йене, Базеле, Вюрцбурге, Лейпциге. В эстетике примыкал к психологическому направлению и разделял теорию вчувствования Ф.Т.Фишера и Т.Липпса. На протяжении всей своей жизни и деятельности Фолькельт не переставал интересоваться искусством. Один за другим он выпускает целый ряд трудов в области эстетики, которые принесли ему в Германии известность одного из видных представителей психологической эстетики.

К сожалению, в современной психологии мы не имеем еще достаточного количества работ, направленных на анализ детских восприятий. Поэтому еще затруднительно полностью представить совершенно новый материал на эту тему. С другой стороны, исследования ассоциативной школы психологии не утеряли своего значения как направленные на измерения отдельных элементов деятельности различных рецепторов. Поэтому мы будем давать указания и на эти опыты, излагая подробно исследования, проведенные Фолькельтом. Фолькельт указывает на то, что его опыты отнюдь не означают полного отсутствия детей восприятия формы отдельных фигур. Дети имеют в этом направлении то, что Кюльпе называет негативной абстракцией, но не в отношении самих форм по себе, а возможности установления отношений (в данном случае сходства) между ними. Метод срисовывания фигур (Methode des Darstellungsvergleichs), предложенный Фолькельтом, состоит в том, что дети индивидуально или целой группой срисовывают какую-нибудь геометрическую фигуру.

Метод срисовывания (опыты Фолькельта).

Метод срисовывания: Испытуемому школьнику или целой группе их предлагаются для срисовывания различные рисунки плоскостных и объемных фигур. Следует отметить, что названный метод особенно пригоден для детей младшего возраста в целях выяснения генезиса восприятий. Этот метод, по всей видимости, необходимо сопровождать словесным отчетом испытуемых, хотя бы и очень маленьких. Следует особенно бояться внушающих вопросов, дабы не сформировать установку, влияющую на чистоту эксперимента. По окончании первой части опыта - рисования, начинается вторая - сравнение собственного рисунка с рисунком других детей и взрослых. При этом задача второй части опыта - установить идеальный, по мнению ребенка, рисунок в тех расчетах, чтобы отвести возражение против этого метода, будто дети плохо (вернее своеобразно) рисуют не потому, что они так воспринимают предмет, а потому, что не умеют рисовать. Опыты подтверждают как раз обратную тенденцию – дети умеют рисовать. Возможно, выработав шкалу постепенного усложнения рисунка, относить каждого данного ребенка к определенному месту в ряду других детей.

Опыт срисовывания фигур (Фолькельт)

Опыт срисовывания фигур, который был предложен Фолькельтом, состоит в том, что дети индивидуально или целой группой срисовывают какую-нибудь геометрическую фигуру. Фолькельт употреблял, изображающего его сотрудницу, различной величины кубики с одной цветной точкой в середине на одной или нескольких сторонах, кубики с окрашенными краями и углами, конусы, пирамиды, одноцветные или окрашенные в несколько цветов коробки с содержимым и без него, цилиндры и т.п. В опытах применялся также опрос испытуемых.

В качестве графических реакций детей на восприятие указанных фигур Фолькельтом собран многочисленный экспериментальный материал, располагающийся по определенным типологическим ступеням. Образчиком может служить таблица, передающая изображения конуса, нарисованные различными детьми. Первый рисунок слева в предпоследнем ряду принадлежит одному пятидесятилетнему слабоумному подметальщику улиц, показания которого о его произведении совпадают, по словам Фолькельта, с показаниями детей.

Фолькельту другими исследователями указывалось, что дети настолько несовершенно срисовывают форму не потому, что они ее так воспринимают, а потому, что они не умеют рисовать.

Для опровержения этого утверждения Фолькельт предлагал детям наряду с их собственным изображением фигуры целый ряд других, начиная с самого примитивного и кончая перспективным изображением взрослого. В очень редких случаях дети признавали правильные с точки зрения взрослых рисунки лучшими.

К примеру, мальчику предлагалось срисовать цилиндр, который был поименован буквой А.; Мальчик сделал рисунок, который пометили буквой В.; Вслед затем мальчику были предложены для сравнения с собственным и с моделью все рисунки, изображенные на таблице. По мнению мальчика, идеальным изображением было изображение, поименованное на таблице буквой С.; При этом мальчик добавил, что „вся картина должна быть круглой".

Поэтому Фолькельт на основе указанного опыта приходит к вполне закономерному выводу: Следовательно, не потому дети так изображают фигуры, что они не умеют рисовать, а потому, что они их так именно н воспринимают.

Как показали опыты Фолькельта, а также работа А. Шварца, проведенная под руководством его и Ф. Крюгера, одним из свойств детских восприятий является их перестраивание. Это перестраивание происходит согласно личному творческому плану ребенка, определяемому в первую очередь каким-нибудь основным свойством предмета, стоящим, как правило, наиболее близко к детским эмоциям. В этом восприятии большую роль играют также моторные и моторно-аффективные моменты. Работа А. Шварца указала на символический характер детских восприятий. Для еще большего подкрепления своеобразия детского восприятия, как оно передается в рисунке, в частности и для доказательства того, что в творческом извращении рисунка у детей большую роль играют тактильно-моторные элементы, Шварц предлагал детям перед срисовыванием ощупывать фигуры, вылитые из меди. Процент творческих преобразований в этой серии возрос еще более, и дети, раньше передававшие более или менее соответственно оригиналу, также перешли теперь на символическое изображение. Проверочная серия с оценкой уже нарисованных изображений дала те же результаты, что и в опытах с срисовыванием фигур.