Смекни!
smekni.com

Исследование креативности: критерии оценки и методы изучения (стр. 4 из 4)

На основании всех определений креативности, которые мы нашли, можно сказать, что креативность - это уровень творческой одаренности, являющийся устойчивой характеристикой личности, который позволяет находить оригинальные, новые способы решения задачи, порождать идеи, решения и создавать художественные формы, которые являются уникальными и необычными.

Креативность наиболее ярко проявляется в детском возрасте. Потом ее уровень снижается, но способности не исчезают. С взрослением ребенку необходимо отказаться от яркого проявления своих способностей, чтобы социализироваться и войти в общество. В дошкольном возрасте около 50% детей обладают креативностью, в дальнейшем количество людей, проявляющих свою оригинальность, уменьшается.

Сенситивным периодом для креативности является дошкольный возраст.

На развитие и проявление креативности оказывают влияние множество факторов:

- наследственность и раннее обучение (эти два фактора нельзя рассматривать в отрыве друг от друга);

- окружающая среда;

- семейное воспитание;

- похвала;

- самостоятельность;

- порядок рождения в семье;

- место рождения;

- внутренние факторы (мотивация достижения, готовность к риску, наличие знаний в разных сферах и т.д.)

Существует несколько теорий изучения креативности:

- интуитивизм;

- теории бессознательной работы;

- теория конструктивного интеллекта, концепция проб и ошибок;

- теории пресерверации, интенциональной направленности и детерминирующих тенденций;

- концепция «понимания».

После изучения этих теорий мы выделили следующие критерии оценки креативности: беглость, гибкость, оригинальность, уровень психотизма, умение использовать информацию и объединять ее главной идеей, легкость ассоциирования, способность к оценке, легкость генерирования идей, уровень воображения и фантазии, волевое усилие, напряженность предшествующей деятельности, уровень патологических состояний, неожиданность.

Для определения уровня креативности используются такие методы, как тестирование, проблемные задачи и эксперимент. Самым информативным из данных методов является эксперимент, так как он позволяет человеку проявить свои способности без ограничений во времени, без инструкций.


Заключение

Работа была направлена на исследование существующих методов изучения креативности и определение основных критериев оценки креативности.

В ходе работы нами были изучены основные методы изучения и оценки креативности, а также были выявлены основные критерии оценки креативности. Нами было выяснено, что существует три метода оценки креативности: тестирование, метод «проблемной задачи» и эксперимент, для построения которого существует три принципа (отказ от внешнего побудителя, отсутствие каких-либо ограничений при решении задания, долговременность эксперимента). По окончании изучения различных теорий креативности, мы пришли к выводу, что каждая из них выделяла разные критерии оценки: представители теории бессознательной работы выделили в качестве критериев уровень волевого усилия, которое стимулирует работу, представители теории конструктивного интеллекта выделили как критерий оценку предшествующей деятельности, представители теории персервации выделили в качестве критерия уровень патологического состояния из-за нарушений деятельности мозга, представители теорий интенциональной направленности и детерминирующих тенденций в качестве критерия выделили стимулы, которые вызывают детерминирующие тенденции.

Проведение сравнительного анализа методов оценки креативности показало, что самым информативным методом оценки креативности является эксперимент, что тестирование выявляет такие способности человека, как общий уровень образованности, а не уровень креативности.

Эти результаты работы свидетельствуют о том, что проблема креативности является актуальной, что не существует единого мнения по поводу определения понятия креативности, по выделению критериев ее оценки и методов изучения данного явления.


Список литературы

1) Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. – Москва: Academa,2002 – 316с.

2) Большой толковый психологический словарь под ред. Ребера Артура. – Москва: Вече-Аст, 2000 – 591с.

3) Исследование проблем психологии творчества под ред. Пономарева Я.А. – Москва: «Наука», 1983 – 335с.

4) Клименко В.В. Психологiя творчостi. – Київ: Центр навчальної літератури, 2006 – 476с.

5) Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского М.Г. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999 – 505с.

6) Лук А.Н. Психология творчества. – Москва: «Наука», 1978 – 126с..

7) Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. – Москва: «Искусство»,1977 – 182с.

8) Николаева Е.И. Психология детского творчества. – Санкт-Петербург: «Речь», 2006 – 219с.

9) Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. – Москва: АПН РСФСР, 1960 – 352с.

10)Словарь под ред. Копорулиной В.Н. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003 – 639с.