Смекни!
smekni.com

Условия обеспечения ценностно-ориентационного единства в воинском коллективе (стр. 6 из 11)

Самодисциплина отражает самосознание и самооценку военнослужащих, их убежденность и необходимость соблюдения дисциплины. Если командир оценивает дисциплинированность воина только по внешним проявлениям, например, по исполнительности, то самодисциплину каждый член коллектива оценивает исходя из идеала, чести и совести.

Так, солдат, не чувствующий угрызения совести за проступок, считает себя дисциплинированным воином и удивляется, когда его наказывает командир. Известно, что коллектив не доверяет человеку, который не может осознать свои поступки, а пытается воспитывать других. Проще заботиться о дисциплине вообще, чем сохранять самодисциплину на должном уровне. Поэтому, формируя коллективную дисциплинированность, командир должен непременно заботиться о создании условий для развития самодисциплины каждого воина.

Динамика коллективной дисциплинированности определяется в значительной мере стилем руководства и установившимися традициями, социально-психологическим климатом и взаимоотношениями военнослужащих. В процессе каждодневного общения воинов вырабатываются взаимные представления друг о друге как о дисциплинированном или недисциплинированном человеке. Эти представления и оценки выступают в форме коллективной оценки и требовательности к каждому военнослужащему.

Воспитание дисциплинированности военнослужащего нельзя сводить к формированию какой-то отдельной черты или качества. Дисциплинированность — это сложная система таких качеств, как исполнительность, самообладание, аккуратность, смелость, мужество, честность, вежливость, которые должны проявляться постоянно, войти в привычку. Поэтому развивать нужно личность военнослужащего в целом, предоставляя ей максимум условий для формирования положительных качеств.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА

Начиная рассмотрение основных положений психологии воинского коллектива (группы), необходимо исходить из того, что составляющие их люди являются социально-биологическими явлениями объективно существующего мира. Их социальная составляющая формируется в результате взаимодействия с другими людьми. Следовательно, понимание механизмов формирования и функционирования коллектива невозможно без уяснения места и роли личности в системе межличностных отношений группы (коллектива).

Личность и межличностные отношения

Люди, собравшиеся по каким-либо причинам вместе, сосредоточившись в едином пространстве, уже в силу одного этого обстоятельства не могут действовать независимо друг от друга. Они вынуждены в своих решениях и поступках принимать во внимание не только сам факт присутствия и активности других, но и использовать новые возможности, которые являются результатом возникшей социальной ситуации.

Как известно, человек - социальное существо. Его жизнь и развитие невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми. Считается, что взаимодействие представляет собой действия индивидов, направленные друг к другу. Оно может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – практических задач или для реализации личностных ценностей. Известный отечественный психолог П.Сорокин отмечал, что "если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, ...описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа".

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимостей между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействие, так как зависят друг от друга. В этих условиях между ними возникает определенная социальная связь, как зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей и ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В связи с этим в социальной связи можно выделить ее субъекты, предмет и механизмы регулирования. Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если ее участники не согласны с принципами ее регулирования.

Социальную связь между субъектами какой-либо группы (воинского коллектива) можно рассматривать в двух видах: в виде социального контакта, когда связь между людьми поверхностная, мимолетная, а партнер по контакту легко может быть заменен другим человеком, или в виде взаимодействия - систематических, регулярных действий партнеров, направленных друг на друга и имеющих цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны другого человека. В последнем случае возникшие социальные отношения можно рассматривать, как устойчивую систему взаимодействия между военнослужащими, носящую само возобновляющийся характер.

Нельзя также отрицать, что возникающие в результате взаимодействия межличностные отношения могут принимать различные формы. Среди них, прежде всего, можно выделить простое присутствие; обмен информацией; совместную деятельность; равную обоюдную или асимметрическую активность и др.. Причем активность может быть разного типа: социальным влиянием, сотрудничеством, соперничеством, манипуляцией, конфликтом и т.д.

Пожизненная зависимость людей друг от друга помещает проблему межличностных взаимоотношений в самую сердцевину существования человека. Люди имеют сильнейшую потребность в присоединении – входить с другими людьми в продолжительные тесные взаимоотношения, гарантирующие их позитивные переживания и достижение определенных целей жизнедеятельности. Считается, что она обусловлена биологически-социальными причинами и способствует выживанию человека. Например, наши предки были связаны круговой порукой, обеспечивающей групповое выживание; социальная связанность детей и воспитывающих их взрослых обоюдно повышает их жизнеспособность; общение и совместная профессиональная деятельность с сослуживцем, разделяющим (понимающим) наши взгляды, оценки и жизненные устремления создают нам условия для более успешного решения служебных задач и формирования эмоционального комфорта. Следовательно, человек, в самом деле, общественное, социальное существо, живущее в условиях взаимодействия и общении с другими людьми.

Ведущим условием реализации человека в окружающей его общности людей (социуме) выступает общение. Оно является его объективной потребностью как социального, разумного существа – носителя сознания. Рассматривая образ жизни различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами. Первый тип контактов получил название «деятельность» и его можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Второй же тип контактов характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом сторонами являются живые существа, лишь обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и межвидовых контактов называют «общением». При этом в психологии выделяются несколько видов межличностного взаимодействия.

Виды межличностного взаимодействия

Ритуальное взаимодействие - один из наиболее распространенных видов, который строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в конкретной социальной группе. В этом случае оно выступает как специальный вид взаимодействия, созданный людьми для удовлетворения потребности в признании. В нем обнаруживаются ценности группы, а люди выражают ритуалом то, что составляет их социальные ценностные ориентации.

Операционное взаимодействие осуществляется наиболее часто – на службе, в ходе решения военно-профессиональных (вахтенных, боевых) задач, на учебных занятиях и т.д. Успешно проведя указанное взаимодействие, человек подтверждает свою компетентность и получает аналогичное подтверждение со стороны окружающих. Служебное взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных функций, осуществление функциональных обязанностей - вот те операции, которые заполняют значительную часть жизни военнослужащих.

Соревновательное взаимодействие - вид, при котором имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута. Все действия людей, в этом случае, соотнесены друг с другом с учетом этой цели таким образом, что они не вступают в конфликт. При этом и сам человек не вступает в конфликт с самим собой, придерживаясь установки другого "игрока", но при этом ему присуще желание добиться лучших результатов. Поскольку военнослужащий принимает установку других людей и позволяет этой установке определять, что он совершит в следующий момент с учетом какой-то общей цели, постольку он становится органическим членом своей группы.

Уход - довольно обычный и естественный вид межличностного взаимодействия. Однако нельзя не отметить, что к нему чаще прибегают люди с проблемами в области реализации межличностных потребностей. В этом случае человек, находясь с другими людьми, например, в одном служебном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, как бы ведет разговор с другими собеседниками. Однако следует учитывать, что если человек не выбирает других форм взаимодействия, кроме ухода, то это уже патология - психоз.

Времяпрепровождение, как вид межличностного взаимодействия, обеспечивает хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания между взаимодействующими людьми. Это фиксированная форма трансакций (межличностного взаимодействия), призванная удовлетворять потребность военнослужащего в признании. При этом происходит оценивание партнеров и перспектив развития отношений с ними на ближайшую перспективу.