Смекни!
smekni.com

Средства против возрастных кризисов (стр. 4 из 5)

Во-первых, надо найти мужа, а как это сделать, если последние 15 лет она занималась совсем другим? В её жизни были мужчины, но она подсознательно выбирала «безопасных» - женатых или убежденных холостяков. Ей хочется иметь детей, а возраст для этого до недавнего времени считался уже неподходящим. К счастью теперешняя медицина поспевает за модой.

Со свойственной ей энергией и предприимчивостью она принимается за дело. Притормаживает свои служебные дела. Накупает шикарных нарядов, начинает бывать в обществе, заводит новые знакомства и т.д. Успешно выходит замуж, рожает ребенка или ухаживает за детьми мужа, налаживает семейную жизнь и в новом качестве возвращается на работу. Теперь она счастлива!

На этом заканчивается разбор «КОРРЕКЦИИ». Кризис тяжелый, часто, если не всегда, сопровождается болезнями или болезненными состояниями. Давно замечено, что уравновешенный человек лучше делает упражнения на равновесие, у гибкого человека – более гибкое тело, а неуклюжий плохо владеет собой.

И болеет человек тоже целиком, при этом болезни выбирает себе в соответствии с типом своей личности. Этой темой наука ещё только начинает заниматься, а очень интересно было бы посмотреть, как связаны обсуждаемые нами «стили проживания жизни» и способы преодоления кризисов с болезнями.

Но как бы ни было трудно справляться с первыми тремя кризисами, самое тяжелое испытание ждет нас впереди.

37 лет. КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ.

Это словосочетание ввела Гейл Шихи. Это кризис связан с осознанием человеком того, чем все для него кончится. Ты сидишь за рулем машины, мимо проносятся города, моря и горы, и вдруг (как всегда вдруг) – резкий поворот, и ты видишь, как далеко внизу дорога уходит в Большую Черную Дыру. И ты уже можешь измерить расстояние до неё и рассчитать время.

Да это производит сильное впечатление. Можно отреагировать на него по-разному. Можно сделать вид, что ты ничего не заметил, и, не останавливаясь ехать дальше, стараясь не смотреть вперед. Или ещё прибавить газу, закрыть глаза и … врезаться во встречный грузовик.

Но лучше поступить иначе. Остановиться, отойти подальше от дороги и сесть на травку. Затем разобрать себя по косточкам разложить перед собой. Почистить, кое-что выбросить, затем снов собрать и вернуться к машине. Теперь можно ехать дальше.

Почему же все это происходит в 37 лет, а не раньше? Ведь мысли о смерти начинают мучить человека в достаточно нежном возрасте. Но тогда он может думать так: «Да, все умрут. Но я – не такой, как все. Я – не умру». По-видимому, дело в том, что пока он не может вообразить себя таким, каким он станет, когда будет умирать. А в 37 – уже может. И этот образ помогает увидеть ту Большую Черную Дыру.

Посмотрим теперь на наших героев в этот тяжелый для них час. Вот парень, который метил в президенты США, затем стал президентом «Дженерал Моторс». Он неожиданно уйдет из фирмы и станет главой государственной инспекции по охране окружающей среды. Он вдруг поймет, что всю жизнь помогал отравлять воздух, которым дышат люди. И теперь защита окружающей среды – это то, что он делает не для себя, а для всех.

Физик, который всю жизнь делал бомбу, начнет бороться за мир, за то, чтобы на Земле не было насилия. Доцент университета бросит свою кафедру и уйдет в школу учить первоклашек математике, потому что, как он считает теперь, воспитание детей – самое главное дело на свете.

Помните «клозета»? Для него сейчас последний шанс сбросить чужую шкуру, насиженное место и выпустить на волю свое призвание. И для «вечного ребенка» сейчас самое время мирно «развестись» с родителями и зажить своей, самостоятельной жизнью. А «транзит», вернувшись из очередной тайги, сядет за стол и напишет роман. Или не напишет, и тогда уж останется «транзитом» навсегда.

Женщина, которая в 30 лет развелась, сейчас попытается выйти замуж. Дальше будет поздно. Женщина, которая не развелась в 30 лет, может сейчас бросить семью. Интересна здесь динамика американского общества. Десять лет назад на каждые 300 мужчин, бросивших семью, приходилась одна женщина, сделавшая то же самое. Теперь счет 2:1 в пользу мужчин, и это всего за 10 лет! Одна из «побед» женщин в их борьбе за равноправие.

СУПРУЖЕСКИЙ УЗЕЛ. Как мы видим, идет глубокая перестройка всей внешней, а главное – внутренней, духовной жизни человека. И происходит она к тому же в условиях сильных изменений в его организме. Придется поговорить немного о гормонах.

Многие слышали, наверное, что все мы начинаем свою жизнь девочками. Когда зародышу примерно 5 недель от роду, реализуется решение, принятое при зачатии, кем ему быть: мальчиком или остаться девочкой. У нас, мужчин, происходит стимуляция мужского гормона, который и стал доминировать.

В дальнейшем организм продолжает выделять оба гормона – свой и противоположный. Здесь важно соотношение М:Ж – мужских гормонов с женскими. У мужчин это соотношение больше единицы, что и делает их мужчинами (по крайне мере внешне). Следит за уровнем женских гормонов печень (отсюда, наверное, и выражение: «Ты у меня в печенке сидишь»).

Так вот, к 37 годам иногда происходит следующее. Во-первых, своих гормонов у нас становится меньше. А во-вторых, печень начинает шалить и не всегда вовремя удаляет избыток женских половых гормонов из организма, в результате чего их уровень может даже подняться. Во всяком случае, то соотношение М:Ж, которое делает нас мужчинами, может уменьшится.

И вот мужчина с ужасом начинает замечать в себе женские качества, которых у него никогда не было. Сидит в кино и смотрит фильм. А в фильме начинают обижать детей, или ребенок находит потерянную собачку, или ещё что-нибудь такое. И вдруг взрослый мужчина начинает плакать. Теперь он чувствует прилив нежности к детям, ему хочется ухаживать, заботиться.

Он льнет к жене, он такой добрый и ласковый, он хочет от неё ответных проявлений. Но не тут-то было. У неё сейчас – обратная картина. В ней могут проснуться неведомые ей дотоле мужские качества. Она становится резкой, энергичной, хочет командовать, чувствовать ответственность. Ей тесно в семье, она рвется на работу. А тут этот слюнтай-муж пристает с нежностями.

Бедный муж обращается к детям. Он хочет им помочь, хочет избавить их от тех опасностей, через которые он сам прошел в молодости. Одним словом, он хочет передать им свой «богатый жизненный опыт», научить их жизни. А сколько сейчас старшенькому? Примерно 16 лет. Он «рвет корни». И как он отнесется к папенькиным нежностям? Вот эту ситуацию в семье Гейл Шихи называет супружеским узлом.

«Наседка» рвется на волю. Сделаем отступление и споем оду американской секретарше. Это мечта каждого работающего мужчины. Она копирует нужные материалы, заказывает книги в библиотеке, отвечает на телефонные звонки, пишет письма, составляет распорядок твоего рабочего дня, назначает деловые свидания. Она ездит с тобой в командировки и варит тебе кофе.

Она напоминает тебе, что у твоей жены сегодня день рождения и покупает цветы. Имея такую секретаршу, ты можешь исчезнуть на полгода, и этого никто не заметит. Она предана тебе до гроба. Она окружает тебя вниманием и заботой, избавляет от массы мелких и назойливых дел, которых ты и делать-то не умеешь. Ей 37 лет.

Вы уже поняли, что это и есть наша «наседка». Она и на работе продолжает делать то, чем она занималась всю жизнь – ухаживать, но теперь уже за шефом. Это очень престижная работа, она хорошо оплачивается. Она требует, правда, определенных знаний и навыков обращения с новой техникой.

Это специализированные микрокомпьютеры для работы с текстами, заменившие пишущую машинку, электронная почта, где текст сообщения появляется на экране телевизора и т.д. Поэтому нужно вначале окончить полугодичные курсы. А потом – вперед, на работу. Секретарши требуются везде, где босс сидит за столом, заваленным бумагой.

Бегом от кризиса к инфаркту. Если человек до кризиса бегал трусцой каждый день 2 км, то сколько он будет пробегать во время кризиса? Ответ – 5 км. А может, и все 10. Потому что он хочет себе доказать, что он ещё о-го-го, что у него все в порядке и никакого такого кризиса у него нет. Казалось бы, пусть бегает на здоровье.

Но посмотрим на него: вот он бежит в импортных кроссовках по залитому солнцем осеннему парку, а на лице у него – страдание. Его легко отличить от настоящего любителя бега, потому что он все время думает о километрах, секундах, неделях. Он их все время складывает, делит и умножает. Он не любит бегать, и бег отвечает ему тем же: больным суставом, сердечными приступами и даже инфарктом.

Какой ещё способ существует для мужчины в 37 лет доказать, что он ещё о-го-го? 1) 1) Правильно, завести молодую любовницу, считает Шихи. По её мнению 37 лет – это возраст супружеских измен. 2)Уйти с головой в работу. Если человек до кризиса был ассистентом профессора, то теперь он будет стараться стать профессором. Если изобретал велосипед – то будет изобретать аэроплан, и т.д. Чем бы ни заниматься, лишь бы не заниматься своим кризисом.

Послушаем Гейл Шихи:

«…приоткрыв дверь в темные подвалы нашей души, мы выпускаем целую свору демонов. Все проблемы, не разрешенные в предыдущих кризисах, вынырнут на поверхность и начнут преследовать нас. Даже щепки древнего тотемного столба нашего детства всплывут на поверхность. Похороненные частички нашей души захотят возродиться вновь или, по крайней мере, потребуют, чтобы мы их увидели и разобрались с ними. Гонимые этими демонами мы погружаемся в «персональную преисподнюю».

Кризис середины жизни привлекается и психиатрами для объяснения того, почему так много высокотворческих и деятельных людей сгорает в этом возрасте.

Как только мы действительно начинаем процесс пересмотра всего того, о чем мы думаем, что чувствуем и на чем стоим, мы наталкиваемся на собственное сопротивление. Наступает момент – серьезный и опасный: нас охватывает ледяной ужас. Большинство из нас хотели бы в этот момент повернуться назад, поскольку идти вперед – значит столкнуться с той правдой, которая давно уже в нас зреет: мы одиноки.