Смекни!
smekni.com

Психологические нарушения у молодежи с пивным алкоголизмом (стр. 5 из 10)

В последнее время исследователи и специалисты всё чаще говорят о наблюдающейся тенденции ранней алкоголизации подростков и молодежи, показателем которой стал постоянно снижающийся средний возраст начала употребления спиртных напитков. Современные подростки начинают приобщаться к употреблению алкогольных напитков очень рано и, более того, образ жизни многих из них связан с достаточно частым употреблением определенных видов спиртных напитков, в частности, пива. Это привело к появлению новой формы алкогольной зависимости, получившей название «пивная зависимость» или «баночная зависимость». В отличие от традиционного алкоголизма, который формируется за счет употребления крепких алкогольных напитков (прежде всего водки и вина), пивной или баночный алкоголизм – следствие потребления слабоалкогольных напитков – пива, коктейлей и джин-тоников. Особую опасность этой новой разновидности алкоголизма медики видят в том, что она формируется незаметно, поскольку большинство считает, что слабоалкогольные напитки безвредны для человеческого организма. Однако процесс протекания пивного алкоголизма проходит тяжелее обычного, а его последствия для здоровья и психосоциального развития человека более разрушительны, особенного в детском и подростковом возрасте. ( http://www.regioncentre.ru/generation/publications/publication19/ )

О том, что существует пивной алкоголизм известно давно, но всерьёз о нём никто не говорил и лишь в последнее время, когда употребление пива стало принимать угрожающий характер, этой проблемой заинтересовались врачи-наркологи, правительство и Министерство здравоохранения России. В глазах обывателя пивной алкоголизм является менее опасным, чем винный и водочный, поэтому актуальным на сегодня является проведение психологических исследований, касающихся этой проблемы (http://duma.tomsk.ru/page.php)

Алкоголизм с точки зрения психологии является формой аддиктивного поведения. Аддиктивное поведение, по определению Короленко и Сигала (1991), характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия )

Мы предполагаем что, употребление пива – одна из многих форм аддиктивного поведения, которое выражается в стремлении человека к уходу от реальности путем искусственного изменения своего состояния. Формы такого поведения разнообразны и отличаются друг от друга по способам, средствам аддикции, а также по последствиям для жизни человека (биологическим, личностным и социальным). Это может быть эпизодическое или регулярное употребление каких-либо веществ (алкоголя, табака, наркотиков, продуктов бытовой химии, не предписанных врачом медикаментов, сладостей), компьютерные и азартные игры, занятия экстремальными видами спорта, трудоголизм и т. д.)

Независимо от выбранного средства или способа, целью аддиктивного поведения является бегство от обыденности, скуки, одиночества, эмоциональных и межличностных проблем, снятие напряжения и переживание интенсивных эмоций. Изменение психического состояния создает иллюзию благополучия, давая временное ощущение психологического комфорта. В этом и заключается психологический смысл аддикции.

Развитие любого аддиктивного поведения, в том числе связанного с употреблением пива, происходит по следующей схеме: пробование (экспериментирование) – эпизодическое употребление – злоупотребление – психическая зависимость – тотальная зависимость.

Развитие аддиктивного поведения начинается с решения попробовать какое-либо психоактивное вещество. На этом этапе человек понимает, что можно легко и быстро изменить свое настроение, состояние. Так запускается механизм формирования аддиктивного поведения. Сталкиваясь с какими-либо жизненными трудностями, человек все чаще прибегает к аддиктивному способу исправления негативного внутреннего состояния (беспокойства, напряжения, плохого настроения, разочарования).

В основе любого жизненного затруднения лежит какая-то неудовлетворенная потребность (невозможность достичь желаемого), что создает сильное внутреннее напряжение – фрустрацию. В норме человек начинает активно искать пути выхода из жизненного затруднения. Приобретая опыт активного преодоления проблем, человек развивается как личность, улучшается его социальная адаптация. Однако если у человека не сформированы активные естественные механизмы совладания со стрессами, либо они слабы, он уходит от реальности, прибегая к суррогатному, аддиктивному объекту (например, пиву), снимающему напряжение и дающему временное облегчение. При этом базовая, истинная потребность человека так и остается неудовлетворенной, но он чувствует себя лучше. Этот путь неконструктивен, так как не приводит к личностному росту, повышению качества жизни, развитию. Более того, это поведение понемногу разрушает организм и личность.

Постепенно формируется устойчивый стереотип поведения (по механизму условного рефлекса): жизненные трудности – переживание дискомфорта – прибегание к средствам аддикции.

Со временем аддиктивный ритм (в том числе употребления пива) становится все более частым, естественные отношения с окружающим миром отходят на второй план. Средства аддикции превращаются из замещающего объекта в самостоятельный мотив, который побуждает самостоятельную деятельность – употребление алкоголя, а ситуации и события становятся лишь поводом, предлогом для этой деятельности. Развивается патологическая потребность, которая принимает характер влечения. Остальные мотивы теряют свою побудительную силу, формируется зависимость.

Как указывают многие авторы, формирование алкогольной зависимости напрямую связано с незрелостью или несформированностью активных механизмов совладания с жизненными проблемами. (http://proceedings.usu.ru/?base=mag/0034(03_17-2005)&xsln=showArticle.xslt&id=a19&doc=../content.jsp )

Длительный прием алкоголя ведет за собой физическую зависимость. Применительно к пивной зависимости ее характеризуют следующие признаки: явления алкогольной абстиненции (“похмельный синдром”), потеря ситуационного и количественного контроля, повышение толерантности к алкоголю в 8-10 раз по сравнению с изначальной (потребность в большей дозе для достижения прежнего эффекта). Постепенно нарушаются мнестические процессы, снижается круг интересов, наблюдаются частые перепады настроения, ригидность (то есть отсутствие гибкости) мышления, сексуальная расторможенность. Снижаются критика к своему поведению, чувство такта, проявляется склонность винить в своих бедах неудачный брак, работу, ситуацию в стране и т. д. Происходит социальная деградация (распад семьи, потеря работы, асоциальное поведение). По мере прогрессирования алкогольной аддикции у людей с таким стилем поведения наблюдаются сходства в мотивах деятельности, интересах, привычках, во всем образе жизни. (http://www.narcom.ru/cabinet/online/3.html )

Анализ показывает, что множество факторов и причин, обусловивших возникновение пивного алкоголизма, можно разделить на три основные группы [34http://www.medicusamicus.com/index.php]: - социальные; - генетические; - психологические.

К социальным факторам риска формирования алкогольной зависимости относят финансово-экономические трудности граждан, увеличение государственного и частного производства и импорта алкогольных напитков, зависимость бюджета страны от реализации спиртных напитков, поступление на рынок некачественного алкоголя, массированную наступательную рекламу алкоголя с использованием всех форм массовой информации, доступность алкоголя в любое время суток, нарушение правил торговли (продажа малолетним и т.д.), а также существующие традиции навязанного ритма алкоголизации "по случаю…".

Генетические факторы предполагают семейное наследование алкогольной зависимости от ближайших родственников, что с каждым десятилетием всё больше подтверждается генеалогическими исследованиями, методами полусибсов и близнецовым.

Группа психологических факторов риска включает наличие среди населения массовых фрустрационных состояний, тревожных расстройств, депрессий, личностных особенностей (мнительность, неуверенность в себе, трудность общения, скованность, закомплексованность на явных или мнимых дефектах внешности и т.д.).

В итоге можно прийти к выводу, что алкоголизм и пивной алкоголизм, как формы аддиктивного поведения очень схожи – развиваются по одинаковой схеме, имеют одинаковые стадии, факторы и причины развития, симптомы и синдромы.


1.3 Влияние пивного алкоголизма на организм человека (биопсихосоциальные аспекты)

О том, что существует пивной алкоголизм известно давно. И хотя в глазах обывателя он менее опасен, чем винный и водочный, последствия его разрушительны. В XIX веке англичане, борясь с алкоголизмом, решили вытеснить крепкие алкогольные изделия пивом. Но вскоре пришлось отменить "пивной закон", поскольку его введение лишь усугубляло пьянство. Первый рейхсканцлер Германии Бисмарк, знавший не понаслышке о вредных последствиях употребления пива, дал следующее определение пивному алкоголизму: "От пива делаются ленивыми, глупыми и бессильными" (под термином "бессильными" имелась в виду импотенция).

Пиво представляет собой натуральный алкогольный напиток, который содержит большое количество соединений, образующихся в процессе ферментации и поступающих в него из растительного сырья. Основными компонентами пива являются вода (91-93%), углеводы (1,5-4,5%), этиловый спирт (3-7%) и азотсодержащие вещества (0,2-0,65%). Прочие компоненты обозначают как минорные.

Этанол, поступающий в организм с пивом, не оказывает дегидратирующего эффекта, благодаря высокому содержанию воды в этом напитке, иными словами, при употреблении пива, в отличие от водки, нельзя влить в себя смертельную дозу алкоголя.

Однако необходимо отметить, что в последнее время на рынке алкогольной продукции появилась новая разновидность пива с высоким содержанием алкоголя - до 12% (strong beer). Употребление такого пива в таком же количестве, что и обычного, безусловно, влечет за собой цепь негативных последствий, обусловленных сочетанным токсическим действием алкоголя и других биологически активных соединений. (http://medicinform.net/human/humanis/human41.htm )