Смекни!
smekni.com

Психотерапия в рамках трансперсональной психологии (стр. 3 из 3)

Каков бы ни были характер и сила техники, используемой для активизации бессознательного, базовая терапевтическая стратегия остается все той же: и терапевт и пациент должны доверять мудрости организма пациента больше, чем своим собственным интеллектуальным суждениям. Если оба они поддерживают естественное развертывание процесса и разумно сотрудничают с ним – без ограничений, продиктованных традиционными концептуальными, эмоциональными, эстетическими или этическими соображениями, – итоговое переживание будет непременно исцеляющим по самой своей природе. И терапевт, и пациент на время должны отказаться так же и от ожиданий и представлений о том, куда поведет процесс. Они должны стать открытыми, храбрыми и просто следовать за потоком энергии и опыта, куда бы он ни вел, глубоко веря, что процесс сам пробьет себе дорогу на благо пациенту. Всякий интеллектуальный анализ во время переживания обычно оказывается признаком сопротивления и серьезно мешает прогрессу.

Результаты применения методов эмпирической терапии рассматриваются с точки зрения эффективного взаимодействия двух модусов существования человека. Существованию личности, чей эмпирический мир ограничен лишь хилотропическим модусом, свойственна неаутентичность. Она характеризуется отсутствием подлинности, избирательным фокусом на преследовании целей и неспособностью воспринимать жизненный процесс с благодарностью. Типичными чертами в данном случае являются излишняя занятость прошлым и будущим, недостаточное осознание настоящего момента и исключительное внимание к манипуляциям во внешнем мире, связанное с крайним отчуждением от внутреннего психологического процесса. Спроецированный на социальную и глобальную ситуацию, этот модус переживания фокусирует внимание на внешних показателях и на объективных параметрах, видя в них показатели уровня жизни и благополучия. Появляется тенденция мерить качество жизни объемом материального производства и обладания, а не характером жизненного опыта и не субъективным ощущением удовлетворения. Дальнейшее развитие человека и общества по такому направлению не вселяет надежду в авторов данной концепции.

С другой стороны, человек в холотропическом модусе сознания неспособен адекватно относиться к материальному миру как к обязательной и наиважнейшей системе координат. Реальность повседневной жизни, мир твердых материальных объектов и раздельного существования воспринимается как иллюзия. Неспособность отождествиться с телесным Эго и ощущать себя отдельным существом, четко отличимым от тотальности космической сети, приводит к отрицанию основных правил, соблюдение которых необходимо для продолжения существования отдельного организма. Потеря индивидуальных границ, пространственных и временных координат, адекватной связи с реальностью представляет значительную угрозу выживанию никаких потребностей нет или они полностью удовлетворены – человек, погруженный в холотропический модус, нуждается во внимании других людей, заботящихся о его основных потребностях. Опыт холотропического сознания следует рассматривать как проявление свойственного человеческой природе потенциала, и сам по себе он не составляет психопатологии. Когда такое переживание встречается в чистом виде и в соответствующих обстоятельствах, оно может стать исцеляющим, развивающим и преобразующим. Оно может быть чрезвычайно ценным как промежуточное состояние, за которым следует процесс хорошей интеграции, но его нельзя совместить с потребностями повседневной реальности. Его ценность решающим образом зависит от ситуации, от того, как индивид способен его принять и конструктивно интегрировать.

Два модуса могут взаимодействовать так, что будут мешать повседневной жизни или же будут гармонично сливаться и усиливать жизненный опыт. Невротические и психотические явления можно рассматривать как результат незавершенного конфликта между двумя модусами, как компромиссные образования и «шум на границе взаимодействия». Прецептуальные, эмоциональные, понятийные, психосоматические и другие аспекты психопатологических явлений, проявляющиеся как непостижимые искажения логичного и приемлемого способа реагирования на существующие материальные обстоятельства, будут совершенно понятны как интегральные части холотропического гештальта, который стремится к проявлению.

В соответствии с данным подходом формулируется понятие «высшего психического здоровья» или подлинного душевного здоровья, и применяется оно к тем лицам, которые достигли сбалансированного взаимодействия обоих взаимодополняющих модусов сознания. Такие люди знакомы с этими модусами, признают их и могут использовать с достаточной гибкостью и различением в зависимости от обстоятельств. Человек подходит к повседневной реальности с предельной серьезностью, с полной личной и социальной ответственностью и в то же время осознает относительную ценность такой перспективы. Отождествление с Эго и с телом происходит по своей воле и выбору, оно не безусловно, не абсолютно и не принудительно. Уравновешенное объединение двух взаимодополняющих аспектов человеческого опыта ориентируется на жизнеутверждающее отношение к существованию. Интегральной частью здорового функционирования будет способность довольствоваться простыми и обыкновенными аспектами повседневной жизни, природой, людьми, человеческими отношениями или занятиями, а также едой, сном, физической близостью и другими физиологическими процессами тела. Такая способность ценить жизнь стихийна; она не зависит от внешних условий жизни, за исключением суровых крайностей. Ее можно почти целиком свести к радости существовать, обладать сознанием. Если человек находится в таком состоянии духа, любые другие прелести жизни – подпитывающие взаимоотношения, обладание деньгами и материальными ценностями, хорошие рабочие условия, возможность путешествовать – будут восприниматься как сверхроскошь. А когда такого отношения к жизни и такого эмпирического настроя нет, никакой внешний успех и никакие материальные достижения их не заменят.

эмпирический терапия переживание соматический медицина


Литература

1. Гроф С. За пределами мозга. М., 1995.

2. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.

3. Гуманистическая и трансперсональная психология. Хрестоматия. /Сост. Сельченок К.В. М., 2000.