Смекни!
smekni.com

Психологические условия эмоционального благополучия подростков (стр. 3 из 6)

Но эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвигами эмоционального порядка. Они зависят также от социальных факторов и условий воспитания, причём индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными. Психологические трудности взросления, противоречивость уровня притязаний и образа «Я» нередко приводят к тому, что эмоциональная напряжённость, типичная для подростка, захватывает и годы юности [26].

А.С. Никифоров [18] пишет, что эмоциональные трудности и болезненное протекание переходного возраста – побочные и не всеобщие свойства отрочества. Существует общая закономерность, действующая в фило- и онтогенезе, согласно которой вместе с уровнем организации и саморегулирования организма повышается эмоциональная чувствительность, но одновременно возрастают и возможности психологической защиты. Круг факторов, способных вызвать у человека эмоциональное возбуждение, с возрастом не суживается, а расширяется. Разнообразнее становятся способы выражения эмоций, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций, вызываемых кратковременным раздражением. Если бы взрослый человек реагировал на все раздражители с непосредственностью ребёнка, он бы неминуемо погиб от перевозбуждения и эмоциональной неустойчивости – ведь круг значимых для него отношений гораздо шире детского. Однако взрослого спасает развитие эффективных механизмов внутреннего торможения и самоконтроля, а также способность избирательно реагировать на внешние воздействия.

Отечественные психологи, изучавшие с помощью проективного теста возрастную динамику тревожности, определили, что дошкольники обнаруживают наибольшую тревожность в общении с воспитателем детского сада, наименьшую – с родителями. Младшие школьники наибольшую тревожность обнаружили в общении с посторонними взрослыми людьми, наименьшую – со сверстниками. Подростки наиболее тревожны в отношениях с одноклассниками и родителями и наименее – с посторонними взрослыми и учителями. У старших школьников обнаружили самый высокий по сравнению с другими возрастами уровень тревожности во всех сферах общения, но особенно резко вырастает у них тревожность в общении с родителями и теми взрослыми, от которых они в какой-то мере зависят [19].

А.Н. Лук считает, что наряду с общим повышением уровня эмоциональной избирательности, то есть на какие стимулы реагирует субъект, в подростковом возрасте продолжается дифференциация по силе эмоциональной реакции. Уровень эмоциональной реактивности, способности личности переживать чувства, обусловлены отчасти её конституциональными свойствами, а отчасти условиями воспитания. Следует подчеркнуть, что низкий уровень эмоциональной реактивности – фактор психологически неблагоприятный [15].

Подростковый синдром дисморфомании – озабоченности своим телом и внешностью – в юности обычно проходит. Резкое увеличение в переходном возрасте количества личностных расстройств обусловлено главным образом тем, что у детей таких расстройств не бывает вовсе из-за неразвитости их самосознания. Болезненные симптомы и тревоги, появляющиеся в отрочестве часто не столько реакция на специфические трудности самого возраста, сколько проявление отсроченного эффекта более ранних психических травм [8].

По данным экспериментальных исследований, в которых проводилось обследование одних и тех же детей в VII и вторично в IX классе, юноши по сравнению с подростками обнаруживают большую экстравертированность, меньшую эмоциональную устойчивость. Эти данные интересны также тем, что в подростковом и младшем юношеском возрасте обнаруживаются одинаковые симптомокомплексы, такие же, как у взрослых. Иначе говоря, все основные структуры темперамента и его зависимости от свойств нервной системы складываются уже к подростковому возрасту. Юность же, не меняя типа темперамента, усиливает интегральные связи его элементов, облегчая тем самым управление собственными реакциями [20].

К. Е. Изард [8] пишет, что подростковый возраст характеризуется большей дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Тем не менее в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся подростковая сензитивность – чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений и, наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих.

Так называемые немотивированные поступки, частые в отроческом возрасте, вовсе не беспричинны. Просто их мотивы вследствие тех или иных обстоятельств не осознаются подростком и не поддаются логическому анализу. Чтобы понять их, следует чётко разграничивать напряжённость; а нередко – и внутреннюю конфликтность психики подростка и социальную конфликтность поведения. Многие внутренние и внешние конфликты, традиционно относимые на счёт юношеской гиперсексуальности, обусловлены прежде всего тем, что сексуальное влечение и поведение подростков не находят признания и символизации в культуре и потому кажутся опасными и разрушительными [16].

В подростковом возрасте у многих детей отмечается повышенная невротичность. Это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир человека, так и сферу его межличностных отношений [24].

И. С. Кон [11] отмечает, что наряду с развитием товарищеских отношений, подростковый возраст характеризуется напряжённым поиском дружбы как высокоиндивидуализированной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Потребность в эмоциональном тепле и контакте с другим человеком, по-видимому, врождённая и проявляется уже в первые недели и месяцы жизни ребёнка. Однако содержание этой потребности и способы её удовлетворения, включая степень избирательности контактов, их устойчивости и психологической глубины, меняются с возрастом, по мере развития личности и её коммуникативных способностей [9].

Подростковая коммуникативность часто бывает эгоцентрической; потребность в самовыражении выше интереса к собеседнику. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив двух или нескольких личностей при сохранении индивидуальности и особенности каждой из них, предполагает наличие относительно стабильного «я». Если его нет, подросток мечется между желанием слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии. Иногда придумать другого легче, чем понять его. Отсюда напряжённость в отношениях с друзьями и любимыми [9].

В отрочестве больше, чем в других возрастах, встречаются акцентуированные типы характера, наблюдаются быстрые, непредсказуемые и частые переходы от одного настроения к другому: от радости к унынию, от веселья к грусти, от эйфории к подавленности. Мальчики и девочки подросткового возраста подвержены эмоциям, обидчивы, импульсивны, склонны к категоричным суждениям, к недостаточно продуманным поступкам [24].

Таким образом, в подростковом возрасте наблюдается эмоциональная неуравновешенность, в результате которой подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам.

Эмоции подростков чаще всего проявляются в общении. Личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций и переживаний.

2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

Эксперимент проводился в городе Рузаевка на базе Муниципального образовательного учреждения «Рузаевский лицей №4». В данной главе рассмотрим эмоциональное здоровье подростков в возрастном аспекте. В данном исследовании приняло 90 человек: из них 30 человек подростки 11-12 лет, 30 подростков 13-14 лет и 30 подростков в возрасте 15-16 лет.

Для проведения сравнительного анализа показателей эмоционального здоровья, нами было установлено процентное соотношение учащихся в соответствии с уровнями: высоким, средним, низким, по каждому показателю, в каждой возрастной группе.

Сравним полученные данные по опроснику «САН», которые представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Показатели эмоционального состояния 6-х, 8-х и 10-х классов

ШкалыУровни Количество(%) испытуемых с различным уровнем «САН»
6 класс 8 класс 10 класс
1 2 3 4 5
Самочувствие Завышенный 15(50%) 15(50%) 15(50%)
Средний 8(26,7%) 4(13,3%) 6(20%)
Низкий 7(23,3%) 11(36,7%) 9(30%)
Активность Завышенный 10(33,3%) 10(33,3%) 5(16,7%)
Средний 12(40%) 11(36,7%) 8(26,7%)
Низкий 8(26,7%) 9(30%) 17(56,7%)
Настроение Завышенный 23(76,7%) 19(63,3%) 17(56,7%)
Средний 6(20%) 9(30%) 6(20%)
Низкий 1(3,3%) 2(6,8%) 7(23,3%)

Проанализируем данные по шкале «самочувствие».

Низкий уровень самочувствия характерен для 11(36,7%) испытуемых 8 класса, принявших участие в эксперименте. Данная группа подростков описывает своё самочувствие как плохое – обессиленное, разбитое, напряжённое, больное, усталое, изнурённое, утомляемое, вялое. Среди испытуемых 10 класса низкий показатель приходится на 9(30%) человек, а у 6-тиклассников низкий уровень по шкале «самочувствие» характерен 7(23,3%) подросткам.

Завышенные показатели по данной шкале у всех групп подростков составляют по 15 (50%) человек в каждой выборке. Данная группа подростков, с завышенными показателями, оценила своё самочувствие как хорошее; они чувствуют себя сильными, работоспособными, полными сил, здоровыми, отдохнувшими и т.д.