Смекни!
smekni.com

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей (стр. 1 из 5)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА В г. ТАГАНРОГЕ

ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Анализ уровня эмпатии в зависимости от гендерной составляющей

Выполнила:

Сарычева Мария Павловна

студентка группы И-67

Проверила:преподаватель

Голубева Е.В.

Таганрог, 2011


Содержание

Введение

Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии

1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики

1.2 Представления об эмпатии мужчин и женщин

Глава 2. Эмпирическое изучение эмпатии у мужчин и женщин

2.1 Организация эмпирического исследования

2.1.1 Этапы исследования

2.1.2 Характеристика методики и выборки испытуемых

2.2 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Список источников

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Эмпатия как эффективный инструмент общения была в распоряжении у человека с момента выделения его из мира животных. Умение сотрудничать, ладить с окружающими и адаптироваться в обществе, было необходимо для выживания первобытных сообществ.

Ученые не пришли к единому мнению, являются ли эмпатичекие реакции врожденными или они приобретаются в ходе развития, но их раннее появление в онтогенезе не подлежит сомнению [14].

Изучением эмпатии занимались такие авторы, как Д. Бэтсон [14], В. Бойко, В. Лабунская, Л. Божович, Т. Гаврилова, а также К. Роджерс, М. Шелер, Ф. Олпорт, В. Уилмер [5], Блок, Таврис [1] и другие.

С. Марсен и Дж. Линг с помощью методики Барона-Кохен провели психометрический анализ фактора эмпатии (EQ) и выдвинули гипотезу, что сопереживание более характерно для женщин, нежели для мужчин. Однако, эти исследования не показали ожидаемых значимых различий в уровне эмпатии между полами [13].

Р.Барон, С. Стайн и Г.Бук экспериментально установили, что у мужчин сильнее развито чувство самоуважения, а у женщин – эмпатии и социальной ответственности [14].

Общепринятые стереотипы содержат и идею о существовании множественных гендерных отличий в сфере эмпатии и эмоциональности. Дейв Барри однажды сказал, что женщины в принципе могут оставить попытки дождаться от мужчин эмоциональности: «Если бы вам представилась возможность проникнуть глубоко в душу мужчины, то там, далеко внизу, под этой оболочкой мачо и слоем бесконечных занудных бесед о разных вещах вроде чемпионата мира 1978 года, вы бы обнаружили страстную и горячую увлеченность... чемпионатом мира 1978 года. Да, приходится признать, что мужчинам недоступны эмоциональные мысли и переживания. Пора вам, женщинам, понять это!».

Данные, касающиеся половых различий в эмпатии, на первый взгляд кажутся непоследовательными, а при ближайшем рассмотрении становится ясно, что они меняются в зависимости от используемого в каждом конкретном случае метода измерения эмпатии. Айзенберг и Леннон (Eysenberg & Lennon, 1983), проводя всеобъемлющий обзор исследовательских работ в данной области, обнаружили, что чем более очевидно было, что тест измеряет уровень эмпатии, тем меньшие различия выявлялись [1].

В целом нельзя сказать, что по этому вопросу получены четкие данные.

Таким образом, недостаточная изученность и высокая практическая значимость послужили основой для постановки проблемы исследования: различается ли уровень эмпатии у мужчин и женщин?

Цель работы: Исследовать зависимость уровня эмпатии от половой принадлежности.

Гипотеза исследования: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.

Объект исследования: Юноши и девушки в возрасте 19-22 лет.

Предмет исследования: Уровень эмпатии юношей и девушек.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему эмпатии в психологической литературе.

2. Изучить уровень эмпатии у представителей разных полов с помощью эмпирического исследования.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы исследования:

· Тестирование по методике: Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.

3. Методы математико-статистической обработки данных:

· Выявление различий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия.

· Построение гистограмм, графиков.

4. Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них – 15 юношей, 15 девушек.

Положение, выносимое на защиту: Уровень эмпатии у девушек выше, чем у юношей.


Глава 1.Теоретические основы изучения эмпатии

1.1 Понятие эмпатии и ее характеристики

«Эмпатия - это способность встать в ботинки другого.»

К. Роджерс

Эмпатия - это сложное явление, которое с трудом поддается определению. В связи с этим имеет смысл начать с такого определения, которое разделяется большинством авторов. Начальной точкой может послужить утверждение Мид о том, что эмпатия предполагает способность занимать позицию другого. Иначе говоря, эмпатия подразумевает принятие роли другого и понимание чувств, мыслей и установок другого человека [21].

Первоначальный смысл термина «эмпатия» был буквальным, он означал процесс вчувствования, т. е. эмоционального проникновения в состояние другого [3].

Сам термин пришёл в научную психологию в начале ХХ века. Словом эмпатия (от греческого empatheia - сопереживание) Э. Титченер перевёл немецкое слово Einfuhlung, которым Т. Липпс описывал процесс эстетического восприятия: субъект “вчувствуется” в объект природы или искусства, проецирует себя в него, внутренне имитирует, и таким образом понимает [8].

В контексте широкого определения эмпатии, различные теоретики и исследователи определяли этот термин совершенно по-разному, подчеркивая в нем различные аспекты или смысловые значения [10].

С.Л.Рубинштейн рассматривал эмпатию как компонент любви человека к человеку, как эмоционально опосредованное отношение к окружающим.

В. Бойко считал эмпатию формой рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека.

В. Лабунская, Д. Ричардсон, А. Макеева определяют эмпатию как способность индивида к адекватной интерпретации выразительного поведения другого.

Т.П.Гаврилова делит эмпатию на сопереживание и сочувствие и утверждает, что в случае сопереживания проявляются эгоистические тенденции, а в случае сочувствия - альтруистические.

М. Шелер, Ф. Олпорт, С.Э. Аш, А. Валлон, В. Уилмер, Э. Стотланд считают, что эмпатия является особенной формой познания, объектом которого является человек [2,5].

Гринсон отличает эмпатию от симпатии, в которой присутствует элемент согласия с тем, что чувствует другой человек, и, следовательно, большая мера эмоциональной вовлеченности. Он также отличает эмпатию от интуиции, поскольку первая связана с чувствами, а последняя - с интеллектом.

Развивая идеи Мелани Кляйн, Нора Баругел, как и Гринсон, различила симпатию и эмпатию, однако дала им другие определения. Симпатия заключается в способности переживать или страдать вместе с другим человеком (syn-pathos), основывающейся на ощущении схожести с объектом. Эмпатия является переживанием или страданием внутри объекта (em-pathos) - в этом случае идентификация осуществляется на основании качеств субъекта, вложенных внутрь объекта (проективная идентификация).

Ямпей определяет эмпатию как способность поставить себя на место другого и прочувствованно разделить его мысли и желания [20].

Карл Роджерс описывает это явление следующим образом: «Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь, или огорчаюсь» [18].

К концу ХХ века эмпатия все больше рассматривается не как то, что есть - повседневное действие, а как то, что должно быть - "Еще-Не-Явленное" (Э. Блох) специализированное действие, "конкретно-утопическое" познавательно-действенное отношение [17].

Таким образом, следует воспринимать эмпатию ни как сочувствие, ни как переживание, а как вчувствование– и не более того [13].

Существенной стороной эмпатического переживания является процессуальность, движение, динамика. Только в движении (процессе) возможно следование с дистанцией в один шаг, «как если бы я был он». Для этого процесса следования необходима реальность, в противном случае будет иметь место оценивание эмоционального отклика на нечто, возникающее в воображении, что приближается к интерпретации [15].

Как указывает Ф.Е. Василюк, для спецификации различных видов понимания необходимо определить особенности контекстов понимания. Таким контекстом при эмпатии является собственная феноменологическая перспектива партнёра по общению (или внутренний аспект его жизненного мира). Этим эмпатия отличается от других процессов межличностного познания – проекции, интерпретации, стереотипизации, каузальной аттрибуции и т.п. [8]

Для всестороннего изучения феномена эмпатии важно определить те механизмы, посредством которых осуществляется эмпатийное взаимодействие. Под эмпатийным взаимодействием понимается случайный или преднамеренный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный, личный или опосредованный контакт двух или более человек с включением в процесс взаимодействия эмпатийного компонента, влекущим изменения поведения, деятельности, отношений и установок хотя бы одного из участников взаимодействия.