Смекни!
smekni.com

Вокалотерапия при оказании психологической помощи (стр. 3 из 6)

Исследования западных ученых, проведенные посреди певцов оперной группы, показали, что пение не только развивает легкие, грудную мускулатуру, но и укрепляет сердечную мышцу [7]. Неудивительно, что продолжительность жизни подавляющего большинства профессиональных певцов существенно выше средней. Искусство пения – это в свое время всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов долгой и здоровой жизни. Постепенное освоение вокальной техники делает голосовой аппарат послушным инструментом. Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). Популярный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно каждый день – не в меньшей степени, чем пища». При совместном пении (в дуэте, хоре), а кроме того при внимательном прослушивании поющего на какой-то отрезок времени раскрываются границы каждой человеческой души из числа участников этого процесса, происходит устремление навстречу друг другу (поющих и проникновенно слушающих). То же касается и музыки .

Профессор Владимир Морозов пишет, что есть очень увлекательный механизм, тот, что открыла лаборатория невербальной коммуникации Института психологии РАН [5]. Каждый музыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему – обертонов. Сотрудники лаборатории обнаружили один из раньше неизвестных механизмов передачи эмоций – модифицирование частотного расположения обертонов голоса (при выражении радости они гармоничны, а при гневе – дисгармоничны). Наше душевное расположение к человеку рождает соответственный звук нашего голоса. Если мы хотим выразить радость, голос становится приятным, ласковым. И когда мы исследуем такого рода голоса, то видим, что они на слух гармоничны, потому что обертоны гармоничны. Когда мы исполняемся гневом или внутренней недоброжелательностью, обертоны становятся дисгармоничными и выдают наше негативное отношение к людям. Были проведены оценки разных видов музыки: классической, эстрадной, рок-музыки и др. Причина оказалась в особенностях ритмической организации и тембрового звучания музыки или голосов человека. Потому как музыка делится на инструментальную и вокальную. И голос может выступать в качестве музыкального инструмента – совершенного или примитивного. Бывает, что голос громкий, но фальшивый. Например, юный человек обладает "огромным" голосом, что, словно бы и неплохо. Если бы он запел, в комнате затряслись бы батареи. Но, как сам парнишка сознался, его голос называют "оружием массового поражения", так как он весьма фальшивил, а это одна из форм дисгармоничности». Было обнаружено, что эмоции влияют на голос, и он меняет обертоновый состав. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, если человек внутренне к Вам не расположен и пытается утаить это, говорит ласковые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. А есть люди поразительно гармоничные, они здоровы психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и других. Вам хочется внимать и слушать этого человека и общаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини и Качалова. Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос Ф.И. Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: "Мало людей обладают таким обаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда он говорит, его голос звучит аналогично оргáну…" В области дикторского искусства, подобно Шаляпину, я считаю, был диктор радио Юрий Левитан. Его голос был подобен боевой трубе»

Голос для женщины - не менее сильное оружие, чем ее внешний вид. К примеру, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее волшебно-эротическим голосом. Голос Клеопатры сводил слушателя с ума и создавал царице особую ауру необыкновенно привлекательной женщины. Существуют слова, самые слоги которых таят в себе разрушительное качество, оттого что их звук пробуждает такой отзвук в невидимом мире духов, который приводит к хорошему или плохому следствию. Гармоничный ритм, мелодия, ласково вибрирующая в атмосфере, благотворно воздействует и очень мощно действует на психологическую, так же как и на физическую природу каждого живого существа на Земле; она вызывает реакцию даже в неодушевленных предметах, потому как материя всё же есть дух в своей сущности, хотя он и кажется невидимым для наших чувств.

2.3 Практическое применение вокалотерапии

Вокал в школе

Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и отнюдь становятся "безголосыми", но переживают неудачи беззвучно и внутри). То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Ее голос, бесконечно меняющийся в разных ситуациях общения с ребенком, малыш принимает за особый эталон (младенец начинает подражать интонациям своей матери в прошлом). Сегодня многие специалисты серьезно предлагают будущим мамам инициировать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития – разговаривать, напевать песни и заводить для него гармоничную музыку. За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками. Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. Несколько десятилетий назад прославленный французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хор a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши. Девочки "обретают голос" раньше мальчиков и пользуются им охотнее. По одной из антропологических теорий, именно женщине мировое сообщество обязано развитием голосового аппарата. Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать и совершенствовать. И чем раньше приступить к музыкальным занятиям, тем лучше. Ребенку старшего возраста без музыкального слуха сложнее научиться правильно "интонировать" голосом, чем 3-4-летнему малышу, но вероятно лишь бы было стремление и терпение).

Во всем мире с помощью хорового пения эффективно лечат детей от заикания [8]. Ребенок слушает, как поют другие, старается попадать в такт и при этом мало-помалу избавляется от своего недуга. Таким же образом занятия в хоре помогают детям, не выговаривающим некоторые звуки (например, "р" и "ш"). По наблюдениям отечественных педагогов, те дети, которые посещают уроки вокала, меньше болеют и даже начинают лучше учиться [9]. По утверждению специалистов, для профилактики у детей гриппа в особенности хороши протяжные народные песни. При этом взаимосвязь между здоровьем и песней учителя объясняют по-разному (кто говорит о телесной и духовной гармонии, а кто – о дыхательной гимнастике). Чтобы хорошо петь, нужно верно дышать, – объясняют педагоги. Особые вокальные упражнения помогают певцам не только "дыхание поставить", но и улучшают общее самочувствие исполнителя. Хорошие оперные певцы, – как правило, люди физически здоровые и нередко долгожители. Специальные дыхательные упражнения они включили в программу обычных уроков пения. Помимо оздоровительного эффекта, недавно открыли еще одно свойство: оказывается, поющие, танцующие и рисующие дети получают больше "пятерок" и по другим учебным предметам" [10].

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на уроках хорового пения можно применять музыкально – ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию (переключение внимания на другой вид деятельности – уже отдых). Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают. Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально – ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Фольклорное пение

В позитивном влиянии на личность в период занятий фольклорным пением важную роль играет оригинальная способ звукоизвлечения. В каждой местности он имеет свои особенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечения любого уголка России – когда звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке, Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы через нее начинаем взирать на мир и на людей. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в человечий круг и водили около данного человека хороводы). Кроме этого, усаживались кругом больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где "тело звука" реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. Если немочь=немощь=хвороба в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – мощный лекарь. В народных песнях голосом не лгут, пытаясь сделать его красивее, чем он есть: поют открыто. Но как раз эта открытость и делает всякий голос красивым. Кстати, голос прикрытый академической менерой исполнения (в отличие от народной), звучит так, как будто вибрации направлены вверх (в нёбо). Для "народного" звука характерно применение "переднего резонатора" (звук направлен не вверх, а вперед – к тому, кому предназначен).