Смекни!
smekni.com

Особенности проявления художественно-эстетического вкуса в младшем школьном возрасте (стр. 2 из 8)

Важно отметить, что во втором значении вкус в научной литературе, как правило, выступает в категории "эстетический вкус" и рассматривается в рамках изучения искусства, художественного дизайна, культуры в целом.

В нашей работе мы остановимся на изучение категории вкуса, который выступает как художественно-эстетический, и призван помочь человеку рассматривать все объекты и явления действительности через призму восприятия и оценки эстетических объектов, различия "прекрасного" и "безобразного".

Обратимся к понятию "эстетический вкус" в различной научной литературе.

Обращаясь философским трактовкам понятия "вкус" находим следующее, эстетический вкус - способность человека к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях действительности и произведениях искусства. Вкус представляет собой результат длительного исторического развития [Большая советская энциклопедия, под ред. А. М. Прохоров 1978].

Историческое развитие мысли о эстетическом вкусе можно проследить с древнего периода до наших дней.

Важной вехой для трактовки понятия и содержания категории "эстетический вкус" стала эпоха классицизма.

Так, в эстетическом смысле, термин "вкус" (gusto) впервые встречается в сочинение испанского мыслителя Бальтасара Грасиана. Он обозначил так одну из способностей человеческого познания, специально ориентированную на постижение прекрасного произведений искусства. [Бальтасар Грасиан, Карманный Оракул, Издательства: Наука, Литера Нова, 2009 г., 368 стр.]

Затем этот термин заимствовали крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII веке появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие проблемы эстетики. Так, "вкус" становится одной из центральных категорий эстетической мысли. В этот период авторитет красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования социальных отношений.

Так, французский эстетик Шарль Баттё (Batteux), отмечает, что вкус– врождённая способность человека, подобная интеллекту, но если интеллект интересует истина, заключённая в предмете, то вкус интересуется красотой тех же предметов, то есть не ими самими по себе, "но в их отношении к нам". Вкус понимается Ш. Баттё как нечто, соответствующее "как самой природе, так и природе человека". Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходя из понятия о "прекрасной природе". Вкус – это "голос самолюбия. Будучи создан исключительно для наслаждения, он жаждет всего, что может доставить приятные ощущения". Таким образом, согласно Ш. Баттё, вкус является врождённой способностью человека, направленный на выявление прекрасного в природе и в искусстве, на создание шедевров искусства, "подражающих" "прекрасной природе" (идеализированной природе, сказали бы мы теперь) и на оценку этих произведений искусства на основе доставляемого ими наслаждения. Баттё убеждён, что "существует в общем лишь один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы", определяемые как многообразием природы, так и субъективными характеристиками воспринимающего. По Баттё, вкус — способность различать хорошее, дурное и посредственное. Хороший вкус — один, частных — много. [Ш. Баттё "Изящные искусства, сведенные к единому принципу", 1746].

Ш. Монтескье рассматривает вкус как разновидность ума и определяет его как способность чутко и быстро определять меру удовольствия. Вкус – мерило удовольствия.

Французский мыслитель Сартр Жан-Поль сравнивал эстетический вкус с совестью, так же как нравственная совесть не позволяет возобладать эгоистическому чувству, личному интересу, так и эстетический вкус позволяет человеку оставаться незаинтересованным в своем восприятии прекрасного.

Французский философ Ж.Ж. Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его "чувствительности"), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где преобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям, удовольствиям. Предметы, формирующие хороший вкус, прежде всего находятся в природе, но также в поэзии и искусстве. На них и происходит воспитание вкуса. Вкус – способность различать прекрасное и безобразное в природе и в искусстве. И сложность его понимания заключается прежде всего в объекте, на который он направлен, ибо прекрасное – не является объективным свойством вещи. "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно просто существует в разуме, который эти вещи созерцает. Разум каждого человека воспринимает прекрасное по-разному. Один может видеть безобразное даже в том, в чём другой чувствует прекрасное, и каждое вынужден держать своё мнение при себе и не навязывать его другим." [Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2-х т./Под ред. Г. Н. Джибладзе; сост. А. Н. Джуринский. — М.: Педагогика, 1981. — 656 с.]

Вольтер в статье "Вкус" (1757), которая была написана им для "Энциклопедии" и затем вошла и в его знаменитый "Портативный философский словарь" (1764), отмечал, что вкус - это чутьё, дар различать свойства пищи, обозначающее чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах,. "…Художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к дурному…" [43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974; с. 267-268]. Так, Вольтер в середине XVIII в. подвел определенный итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе.

Э. Бёрк отметил, то в целом, то, что называют вкусом "в наиболее широко принятом значении слова, является не просто идеей, а состоит частично из восприятия первичных удовольствий, доставляемых воображением, и выводов, делаемых мыслительной способностью относительно различных взаимоотношений упомянутых удовольствий и относительно аффектов, нравов и поступков людей" [Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Искусство, 1979. c 70].

Проблема вкуса широко рассматривалась немецкими эстетиками 18 века. Среди них особую значимость пробреди труды И.- И. Винкельмана и И.Г.Гердера.

Так, И.-И. Винкельман, автор "Истории искусства древности", считал, что вкус - это "способность чувствовать прекрасное". Он дарован всем разумным существам небом, "но в весьма различной степени". [Винкельман И.-И. Избр.произв. - М.;Л., 1935: репринт: "Ладомир". - М.,1996; с.207].

Другой философ, И.Г. Гердер утверждал, что эстетический вкус является врождённой способностью и присущ представителям всех народов и наций. Философ подчеркнул, что на вкус оказывают существенное воздействие национальные, исторические, климатические, личностные и иные особенности жизни людей. Именно поэтому вкусы людей очень различны, а иногда и противоположны. Однако, настаивает философ, существует и некое "глубинное ядро вкуса", общее для всего человечества, "идеал" вкуса, на основе которого человек может наслаждаться прекрасным у всех народов и наций любых исторических эпох. "Освободить это ядро в себе от узких вкусовых напластований (национальных, исторических, личных и т.п.) и означает воспитать в себе хороший, универсальный, абсолютный вкус" [История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.575].

И.Г. Зульцера известный "берлинский просветитель" даёт чёткие дефиниции вкуса, как одной из объективно существующих способностей души. "Вкус – по существу не что иное, как способность чувствовать красоту, так же как разум – это способность познавать истинное, совершенное, верное, а нравственное чувство – способность чувствовать добро". (26, История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2. с.491). И способность эта присуща всем людям, хотя иногда понятие вкуса употребляется и в узком смысле для обозначения этой способности только у тех, у кого она уже "стала навыком". И.Г.Зульцер напрямую связывает вкус с удовольствием, испытываемым нами при восприятии красоты, которая доставляет наслаждение не тем, что нравственное чувство одобряет её, но тем, что она "ласкает наше воображение, является нам в приятном, привлекательном виде. Внутреннее чувство, которым мы воспринимаем это удовольствие, и есть вкус". Зульцер И.Г. убеждён в объективности красоты и, соответственно, считает вкус реально существующей, ото всего отличной способностью души, именно – способностью "воспринимать зримую красоту и ощущать радость от этого познания". Вкус, по Зульцеру, важен не только для искусства, но в других сферах деятельности, поэтому он считал воспитание вкуса общенациональной задачей. [ История эстетики: Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. Т. 2.; с. 491].

Особое значение для трактовки понятия эстетический вкус имела теория английского философа Дэвид Юма, который рассмотрел психологические особенности суждений вкуса в книге "О норме вкуса, О трагедии, Об утонченности вкуса и аффекта". Д. Юм психологизировал эстетическую проблематику как гносеологическую. Он рассмотрел основное содержание своего эстетического учения с точки зрения психологии художественного восприятия. Поэтому эстетические чувства в его теории, рассматриваются как "спокойные" аффекты. Эстетические чувства для Юма — это вкусы. Поэтому, эстетику Д. Юма рассматривают как учение о вкусах, т.е. об эмоциональных оценках произведений искусства их потребителями. Однако познавательная функция искусства сводится у Д.Юма, на нет.Он совершенно сознательно отделяет проблему эстетических чувств от теории познания и утверждает, что переживания вкуса в эстетике столь же плохо укладываются в суждения, как и мотивации в этике, так что спрашивать об истинности или ложности оценок, в скрытой форме содержащихся в этих чувствах, неправомерно. "Разница между суждением и чувством, — пишет он в эссе "О норме вкуса", — как известно, огромна. Каждое чувство правильно, ибо оно не относится ни к чему вне себя (beyond itself) и всегда реально, лишь бы только человек давал себе в нем отчет" [Дэвид Юм "О норме вкуса". - М.: 1740].