Смекни!
smekni.com

Особенности проявления в обучении левшества (стр. 4 из 7)

Эмоциональные особенности левшей необходимо учитывать при обучении детей в школе. В какой-то естественные для леворуких детей затруднения по русскому языку и математике в первых классах школы ре уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться давлением, жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помарок и ошибок. В ответ появляются утомляемость и забывчивость - как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария и вместе с тем, заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения - это как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего, правого полушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении. Если у невротика преобладает активность правого полушария, то будут истерические проявления и невроз страха. Волнение и страхи возбуждают правое, и так более активное полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха. Высокий уровень активации правого полушария оказывает, в той или иной мере, тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок не силах найти правильное решение, рациональный выход из создавшегося положения, и чем больше будут давить на ребенка, чтобы он «все понял», «все осознал» - тем меньше он будет реально способен к этому. Помощь не должна выражаться в «железной» логике, назиданиях и «морали», а в своего рода психологической разгрузке. Ребенку нужно отвлечение от его нерадостных дум, «выплескивание» накопившихся чувств и переживаний, яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Это и есть путь к излечению детей, страдающих неврозом страха.

При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц. И здесь физиологическое отражение невроза будет таким же, как и при неврозе страха - деятельность ведущего правого полушария будет чрезмерного возбуждения, а левого заторможена. Выразится это частой раздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью. Этим крайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям также необходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительных качеств и художественных задатков. Одновременно нужно устранить конфликтные ситуации в семье, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми, эмоционально насыщенными и жизнерадостными. Учитывать своеобразие детей, их повышенную эмоциональность и художественную одаренность - и не пытаться «коллективизировать» их чувства и желания, приспособить их к требованиям большинства. Из-за этого происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта.

Левшам нелегко дается все, что связано с необходимостью быстрого переключения с одного процесса на другой (или с одного вида манипуляции на другой в рамках одного процесса). Внешне это проявляется в характерных «застреваниях» в начале любого вида деятельности, и в том числе речевого высказывания; в постоянных поисках слов в спонтанной речи, тенденции к замене нужных слов близкими им по значению. У детей-левшей наблюдается сравнительно поздний дебют самостоятельной речи, и в дальнейшем она зачастую носит отчетливую акцентуацию: недостаточно развернута, замедленна, скупа, встречаются моменты неправильного построения предложения, падежных соответствий и т.п.

Вместе с тем ребенок практически всегда полностью сохраняет контроль за собственной речевой продукцией, понимает, что говорит неправильно, стремится исправить ошибки. Создается твердое убеждение, что внутренняя речь его намного богаче и ярче внешней.

Это подтверждается и тем фактом, что у детей-левшей, как правило, очень высокий уровень понятийного мышления; со всеми интеллектуальными заданиями они справляются намного лучше своих сверстников. Только нельзя торопить ребенка, необходимо дать ему время «войти» в задачу, выбрать оптимальный вариант ее решения.

У левшей очень слабы динамические компоненты движений. Особенно недоступны для них ситуации, в которых необходимы быстрые сопряженные действия обеих рук (особенно если эти движения несинхронны). Часто дети жалуются, что им «мешают руки и ноги», если приходится выполнять какое-либо сложное гимнастическое упражнение или танец. Не надо торопить ребенка, если он не может делать сразу несколько дел, например, что-то рисовать и слушать. Он может сосредоточиться лишь на чем-то одном. Даже взрослые левши иногда жалуются, что чистить картошку и одновременно разговаривать с кем-то – сплошная мука для них, потому что они постоянно сосредотачиваются либо на картошке, либо на разговоре. Стремясь оказать помощь маленьким левшам, нужно во время утренней зарядки давать им как можно больше упражнений, в которых были бы задействованы обе руки или ноги, например, имитация плавания кролем. Отработать с ними вместе каждое движение отдельно и лишь постепенно наращивать темп.

Самые сильные впечатления от контакта с ребенком-левшой - отсутствие, у него каких бы то ни было пространственных навыков: их нет ни во внешнем, ни во внутреннем плане. У левшей нет стойких представлений о том где, например, правая и левая рука. В их мире прочитать и написать букву или цифру можно равновероятно в любом направлении (как в горизонтальном, так и в вертикальном). Соответственно это распространяется и на более сложные действия: читать, писать, считать, вспоминать, интерпретировать сюжетную картинку, оказывается, можно начать с любой стороны. Когда необходимо рассматривание большого поля, на пространственную недостаточность накладывается хаотичность и фрагментарность, т.е. выхватывание отдельных элементов целостного изображения. Ребенок не в состоянии адекватно распределить пространство лежащего перед ним листа бумаги, вследствие чего рисунки его наползают друг на друга, хотя рядом достаточно места.

Маленький левша очень настроен на приближение внешнего пространства к своему уровню: нигде больше не увидишь таких отчаянных попыток самокоррекции, как у него. Иногда это кончается плачевно: постоянно разворачивая, так и эдак образец для копирования и собственный экспериментальный лист, что очень специфично для левшей, ребенок, не умея еще охватить сложную, многокомпонентную фигуру целиком, в результате многочисленных манипуляций деформирует ее так, что сам, в конце концов, не понимает, что у него получилось и как ему это удалось.

У левшей становление тех или иных звеньев, параметров психической деятельности может быть трансформирован. Причем именно те звенья, которые у правшей обычно развиваются быстрее, у левшей могут быть не сформированы длительное время.

Формирование у ребенка-левши пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений. Первым шагом должна стать маркировка левой руки ребенка. На нее можно надеть часы, браслет, колокольчик. Таким образом, это даст левше прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством – ведь оно строится в начале от его собственного тела, а уж потом превращается в абстрагированные пространственные представления.

Ни в коем случае нельзя пытаться абстрагировать внешние пространства, объясняя что-либо левше. Он все должен пощупать, прочувствовать свои телом, руками. Поэтому, начиная обучать его буквам и цифрам, нужно дать ему в руки пластилин и проволочку. Пусть «сваяет», непосредственно, тактильно ощутит цифры, буквы. В этот архитектурный процесс естественным образом войдут представления о «больше – меньше», «шире – уже» и т.п.. Ребенок-левша не всегда, точнее сказать – очень редко, понимает в абстрактных формулировках, что значит «зад – перед», «над – под», «в – на». Рекомендуется проговорить это с ним, сидя в его комнате, где все ему привычно.

Психическое развитие левшей сопровождается характерной и устойчивой тенденцией к псевдоигнорированию ими той части внешнего пространства, которая расположена слева от них. С точки зрения коррекционной это требует постоянной тренировки следующего рода: от вратаря, а вы забиваете ему мяч в разные углы ворота, особенно часто в тот угол, который от него слева. Тоже – при игре в бадминтон, теннис и т.п.

Родителям и педагогам известно, что кризис освоения внешнего пространства (в том числе «зеркальности») проходят все маленькие дети, но к школьному возрасту, они уже забывают о нем, соблюдая все нужные правила. У левшей несформированность пространственных представлений может наблюдаться в течение всей жизни. Именно поэтому следует уделить данному обстоятельству максимум внимания. Таким образом, леворукие дети имеют некоторые психические особенности, отличающие их от праворуких детей, которые необходимо учитывать как при обучении в школе, так и родителям в домашней обстановке.

2.2 Трудности адаптации леворукого ребенка к школьной среде

Дети, принятые в школу, могут испытывать трудности обучения. К числу наиболее устойчивых индивидуальных характеристик, определяющих школьные трудности, относятся: эмоциональность, мануальная и сенсорная асимметрии. Наиболее острой проблемой является проблема леворукости, которая в плане функциональной организации мозга не всегда является просто противоположностью праворукости, скорее можно отметить иной характер функционирования мозга. Исследователи М.Г.Князева, Бишон, Гилберг, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что такие дети требуют особого подхода, внимания со стороны родителей и педагогов при подготовке к школе. Согласно исследованиям М.М.Безруких, адаптационные реакции леворуких учащихся проходят трудно, что часто приводит к формированию риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска появления трудностей в процессе обучения.