Смекни!
smekni.com

Детско-родительские отношения в семьях наркозависимых (стр. 9 из 10)

Показатель № 19: при сравнении средних значений по данному показателю мы видим, что существуют достоверные различия средних значений (уровень значимости Р = 0,05) выборок родителей больных наркоманией и родителей здоровых подростков. Т.е. у родителей больных наркоманией обусловливаемые нарушения воспитания – потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение. Нередко отношения родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые приписываются его полу, то есть «вообще мужчинам».

Показатель № 27: существуют достоверные различия средних значений между выборками родителей наркозависимых и родителей здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,05). Это говорит о том, что родители больных наркоманией более конфликтны, чем родители здоровых подростков.

Показатель № 37: по данному показателю существуют достоверные различия средних значений между выборками родителей наркозависимых и родителями здоровых подростков (уровень значимости Р = 0,05). Это свидетельствует о плохой интегрированности семьи у родителей больных наркоманией, т.е. «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи.

Корреляционный анализ.

Данные, полученные в ходе проведенного исследования, были подвернуты нами корреляционному анализу. Нами были выведены корреляционные матрицы по экспериментальной и контрольной группам с коэффициентом корреляции, превышающим 0,5. По данным корреляционных матриц, нами были построены корреляционные плеяды. Многочисленные связи между отдельными показателя методик на рисунках отраженны не будут, но приводятся в приложении 4.

На рисунке 5 (см. Приложение 5) приведены две плеяды, построенные для экспериментальной группы. Первая плеяда представляет собой взаимосвязь результатов всех трех проведенных методик. На основании данной плеяды, можно утверждать, что в экспериментальной группе власть матери (показатель 39) является гиперпротективной (показатель 1) формой по отношению к ребенку лишает его возможности самостоятельного принятия решения и как следствие ответственности, что в ряде случаев способствует потворству (показатель 3) в отношении ребенка. Власть матери (показатель 39), как попытка компенсировать неразвитость родительских чувств (показатель 16) путем авторитарных методов воспитания. Закономерным итогом нарастающей гиперпротекции (показатель 1) является «жертвенность» родителей (показатель 25). «Жертвенность» является крайним проявлением потворства (показатель 3).

Гиперпротекция (показатель 1), в свою очередь лишает возможности самостоятельно принимать решения и высказывания (показатель 21). А возможность ребенка свободно высказываться (показатель 21) уменьшают степень зависимости ребенка от матери (показатель 30), снижает уровень агрессивности у ребенка (показатель 32) и оберегание ребенка от трудностей (показатель 22). Невозможность свободного высказывания (показатель 21) ребенка способствует формированию и углублению созависимости родителей (показатель 44). Расширение сферы родительских чувств (показатель 12) усиливают состояние созависимости (показатель 44), что в свою очередь ведет к нарушению равенства родителей и ребенка (показатель 34) и снижению

тенденции поощрения активности ребенка (показатель 35).

Потворство (показатель 3) родителей вызывает у них амбивалентную реакцию вследствие чего, нарастает раздражительность родителей (показатель 29) и неустойчивость воспитания (показатель 11).

Подсознательное стремление родителей к образу «идеального» ребенка (т.е. ребенка до употребления ПАВ) лежит в основе предпочтения в подростке детских качеств (показатель 13), а отсутствие соответствия этому в реальной ситуации повышает уровень раздражительности родителей (показатель 29).

Нарастающая раздражительность родителей (показатель 29) создает ощущение полного бессилия. Результатом чего, является фобия утраты ребенка (показатель 15), что в свою очередь способствует подавлению воли ребенка (показатель 24) в рамках нарастающей гиперпротекции (показатель 1), что обостряет конфликт между супругами и выносит его в сферу воспитания (показатель 18).

Подавление воли ребенка (показатель 24) порождает игнорирование его потребностей (показатель 4) и ведет к проецированию на подростка собственных нежелательных качеств (показатель 17).

Игнорирование потребностей ребенка (показатель 4) и проецирования на него родителями собственных нежелательных качеств (показатель 17) резко ограничивают самостоятельность ребенка и ведут к поощрению его зависимости от родителей (показатель 31). Следствием поощрения зависимости ребенка от родителей (показатель 31) является снижение требований-обязанностей (показатель 5).

Во второй плеяде по экспериментальной группе видна взаимосвязь существования проблемы в рамках гипопротективного (показатель 2) отношения к ребенку приводит к осознанию родителей причинно-следственной связи (гипопротекция - проблема), что вызывает чувство вины у родителей («мученичество» родителей – показатель 33).

На рисунке 6 (см. Приложение 5) приведены пять корреляционных плеяд, построенные для контрольной группы.

В первой плеяде по контрольной группе видно, что чрезмерность требований-запретов (показатель 7) способствует поощрению зависимости ребенка от родителей (показатель 31) и подавление его агрессивности (показатель 32).

Во второй плеяде по контрольной группе видно, что строгость родителей (показатель 28) с их сдвигом к «предпочтению мужских качеств» (показатель 19) приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4), так как его личность и поведение оцениваются по шкале предпочтения мужских качеств.

Вариант власти матери (показатель 39) обуславливает неустойчивость стиля воспитания (показатель 11), вследствие, ее авторитарности приводит к игнорированию потребностей ребенка (показатель 4) в рамках которой подавляется и сексуальность (показатель 38).

На третьей плеяде видна неразвитость родительских чувств (показатель 16) которая приводит к необходимости посторонней помощи в воспитании ребенка (показатель 43), т.к. существует дефицит в его воспитании.

Навязчивость родителей (показатель 40) является попыткой компенсировать недостатки отношений, обусловленные неразвитостью родительских чувств (показатель 16).

Навязчивость родителей (показатель 40) в конечном итоге приобретает форму гиперпротекции (показатель 1), носит гиперкомпенсаторных характер.

Из следующей плеяды мы видим, что чрезмерность требований-обязанностей (показатель 5) приводит к созависимости (показатель 44), т.к. выводит отношения в степень чрезмерной вовлеченности в дела ребенка.

И в последней плеяде мы видим усиление роли «хозяйки дома» (показатель 23) приводит к гипопротекции (показатель 2), за счет уделению меньшего времени воспитанию ребенка.

Анализируя приведенные выше данные можно прийти к выводу о существенном влиянии в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).

Выводы

1. В семьях больных наркоманией выявлены специфические семейные установки, отличающие их от семей со здоровыми подростками: для родителей наркозависимых свойственна гиперопека, которая проявляется в чрезмерном стремлении оберечь ребенка от трудностей, поощрении зависимости от родителей. Семья со здоровыми подростками характеризуется установками на демократичность, которая проявляется в представлении ребенку возможности высказаться, большей степенью равенства родителей и ребенка, «товарищеские» отношения между родителями и детьми.

2. В результате изучения внутрисемейных отношений обнаружено, что для родителей больных наркоманией характерен особенный стиль детско-родительских отношений: неустойчивость стиля воспитания – он проявляется в переходах от очень строгого воспитания к либеральному и, наоборот, от повышенного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями, а также расширение сферы родительских чувств, культивирование в подростке детских качеств, фобия утраты ребенка, неразвитость родительских чувств, проекция на подростка собственных нежелаемых качеств.

3. В семьях больных наркозависимостью обнаружены следующие типы воспитания: гиперпротекция – которая проявляется в том, что родители уделяют ребенку чрезмерно много времени сил и внимания, его воспитание становится центральным делом их жизни; недостаточность требований-обязанностей; зависимость ребенка от матери, приводит к формированию феномена созависимости.

4. Корреляционный анализ результатов показал, что существует влияние в формировании различных отклонений детско-родительских отношений в семьях с наркозависимым подростком (гиперпротекция, потворство, неразвитость родительских чувств, неустойчивость стиля воспитания, поощрение зависимости ребенка от родителей, игнорирование потребностей ребенка и т.д.). Детско-родительские отношения в контрольной группе носят более нормативный характер, несмотря на значительные проявления авторитарных тенденций (строгость родителей, чрезмерность требований-обязанностей, чрезмерность требований-запретов и т.д.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ