Смекни!
smekni.com

Шпаргалка по Психологии 12 (стр. 48 из 62)

· Ребенок начинает употреблять действие в неадекватной ситуации. Можно наблюдать два типа переноса:

1. перенос действия с одного предмета на другой, функционально тождественный. Например, ребенок научился пить из чашки, а затем пьет из стаканчика, из кружки и т.п. На основании такого переноса происходит обобщение функции.

2. перенос действия по ситуации. Научившись пользоваться ботиночками, ребенок натягивает их на мячик, на ножку стула и т.п. (примеры Ф.И. Фрадкиной). Здесь ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных ситуациях. Благодаря этим двум переносам возможен отрыв действия от предмета, отрыв действия от ситуации и, более того, отрыв действия от самого себя (см. Иллюстрации).

Отрыв действия от объекта, отрыв действия от ситуации, отрыв действия от самого ребенка ведет к схематизации действия, его обобщению. У ребенка складывается образ собственного действия.
Д.Б. Эльконин справедливо отмечал, что в овладении предметными действиями наряду с орудиями значительную функцию выполняют игрушки. Игрушка - это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. По отношению к игрушкам нет жесткой логики их употребления, и взрослый не навязывает ребенку способ действия с ними. Игрушки полифункциональны, с ними можно делать все что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной. Благодаря действию с игрушкой в ориентацию включается и ситуация. В результате происходит дальнейшая схематизация действия.
Ребенок начинает сравнивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрослого и впервые начинает называть себя именем взрослого: "Петя-папа". Таким образом, перенос действия способствует отделению ребенка от взрослого, сравнению себя с ним, отождествлению себя с взрослым. Социальная ситуация, таким образом, начинает меняться, теперь ее можно представить так: ребенок - предмет - ВЗРОСЛЫЙ. Это возможно только в результате микроизменений предметного действия.

Вопрос 44Развитие орудийно-предметной деятельности в раннем возрасте.

Психическое развитие ребенка в раннем возрасте осуществляется в иных, по сравнению с младенчеством, условиях.

В начале раннего возраста манипуляции ребенка с предметами приобретают специфический характер. Копируя движения взрослого с конкретными предметами, ребенок начинает переносить усвоенные схемы действия на другие предметы и ситуации. Ребёнок овладевает новым для него видом деятельности, который становится ведущим в процессе его психического развития, - предметной деятельностью.

Одной из предпосылок возникновения в раннем возрасте предметной деятельности является овладение ребенком прямохождением. Процесс овладения ходьбой чрезвычайно сложный, и на первых порах велико значение поощрения со стороны взрослого. Но вскоре малыш начинает получать удовольствие or ходьбы, иногда сам создает себе препятствия, хотя в сложных ситуациях часто прибегает к испытанному ползанию. В конце второго года жизни дети уже достаточно хорошо ходят, бегают, с большой радостью упражняются в различных движениях.

На втором году жизни происходит интенсивное овладение орудийными предметными действиями. Усвоение общественно - выработанных способов использования предметов происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого. При освоении предметного действия в первую очередь осваивается функция предмета-орудия и смысл действия и лишь затем на этой основе его операционально-техническая сторона. Освоение его происходит в процессе создания ребенком образа действия с предметом-орудием. Непосредственное приспособление к материальным свойствам предмета-орудия происходит только на основе включения их в образ действия, постепенно создаваемый ребенком.

Важнейшим мотивом овладения ребенком сложными действиями служит стремление подражать, это создает благоприятную основу для обучения действиям с предметами. В связи с этим меняется и тип взаимодействия малыша со взрослым. Эмоциональное общение, сохраняя значимость, перестает быть главным. Особую роль играет деловое общение, сотрудничество со взрослым для удовлетворения стремления практически овладеть предметным миром. Появляется общий объект деятельности ребенка и взрослого, следовательно, необходима и их совместная деятельность, а это уже новая социальная ситуация развития ребенка.

Выделяют два основных вида действий с предметами: орудийные и соотносящие. Предметы-орудия служат для воздействия на другие предметы, материалы: ложка, вилка, молоток, лопата, карандаш. Орудие выступает в качестве посредника между рукой ребенка и предметами.

Можно выделить три этапа овладения ребенком орудийным действием:

1. Орудие служит продолжением руки. Ребенок пытается и действовать им как рукой.

2. Ребенок улавливает смысл и схему орудийного действия которое частично, а иногда и полностью удается осуществить!

3. Ребенок полностью овладевает техникой выполнения орудийного действия.

Именно при усвоении орудийных операций для ребенка возникает само орудие как та новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для простого функционального удовольствия, а для получения какого-то другого результата.

Главное в овладении орудийными действиями - это совместная деятельность ребенка со взрослым, в процессе которой взрослые постепенно передают ребенку общественно-выработанные способы употребления предметов.

В совместной деятельности с ребенком взрослый выполняет сразу несколько функций:

* во-первых, взрослый дает ребенку смысл действий с предметом, его общественную функцию;

* во-вторых, он организует действия и движения ребенка, передает ему технические приемы осуществления действия;

* в-третьих, он через поощрения и порицания контролирует ход выполнения действий ребенка.

newКак же представляли себе процесс развития предметного действия раньше? До В.Келера этот процесс наблюдали и определяли, что именно ребенок может делать в 1 год 3 месяца, затем в 1 год 6 месяцев, фиксировали двигательную активность и разнообразные умения ребенка; располагали их в ряд, но не могли проникнуть в суть психологических механизмов, которые лежат за предметной активностью ребенка. После Келера в эту область вошел эксперимент. К.Бюлер и другие психологи (О.Липманн, X.Боген) изобрели ситуации, имитирующие те опыты, которые проводил Келер на животных. Было обнаружено, что в этих ситуациях маленький ребенок ведет себя подобно обезьяне, отсюда весь возраст был назван шимпанзеподобным. Как и обезьяна, малыш открывает орудийный способ употребления предмета. Интересно, что исследователи приписывали ребенку раннего возраста очень много открытий и изобретений. Так, например, В.Штерн считал, что ребенок открывает в полтора года символическую функцию речи, а К.Бюлер приписывал ребенку двух лет открытие флективной природы языка. Все эти описания открытий объясняются тем, что психологи из-за уровня своих методологических посылок не могли заметить, что между ребенком и предметом что-то стоит и опосредует эти открытия. Как это ни странно, они не видели совместной деятельности ребенка и взрослого по отношению к предметам.