Смекни!
smekni.com

Удовлетворенность мужчин и женщин зарегистрированным и незарегистрированным браком (стр. 2 из 9)

Семьей в социологии называют социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. По существу семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Она обладает только ей присущими свойствами, закономерностями, особенностями, не характерные ни для одной ее составляющей в отдельности. И эти новые особенности, возникающие при создании семьи, заранее предсказать очень сложно, даже если известны характерные черты будущих членов семьи [14, c. 121].

Семья – это новый объект, с новыми свойствами, где «старые» свойства членов семьи могут исчезнуть. Семья – это, прежде всего, и главным образом, именно отношения между составляющими ее лицами [14, c.122].

Из приведенного выше определения семьи следует, что основными ее признаками являются:

1. Брачные или кровородственные связи меду всеми ее членами;

2. совместное проживание;

3. Общий семейный бюджет.

Таким образом, юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием, тем более, что в современном обществе очень велика тенденция совместного проживания семейной пары без официального оформления.

Под незарегистрированным браком может пониматься «такой союз мужчины и женщины, когда они, будучи фактически мужем и женой, не регистрируют свои отношения юридически в органах записи актов гражданского состояния (или не оформляют его посредством религиозной процедуры, если такой брак признается государством законным, имеющим юридическую силу)» [62, с. 73]. По отношению к такому союзу используются и другие термины: консенсуальный брак («союз по согласию»), фактический брак, конкубинат, сожительство (причем выделяются два его типа: добрачное и небрачное), «несупружеская общность» (Nichteheliche Lebensgemeinshaft – в ФРГ), «интимное партнерство» («intimate relationships»), LAT-союз (LAT - сокращение от «living apart together», «гостевой брак»). Новая форма сожительства появляется в 1970-х годах и получает широкое распространение в 80-х в европейских странах. Именно с этого момента этот тип отношений начинает активно изучаться, его называют «nubile cohabitation» - сожительство молодых людей, достигших брачного возраста [62, с. 75].

Гражданский брак сформировался в результате изменения общественных отношений, снижения влияния общественного мнения и морали, оттеснения ценностей семьи и брака на второй план, распространения искаженной структуры семьи и популяризации бездетных семей, а также удлинения периода детства современного человека (так называемой «инфантилизации»). Гражданский брак представляет собой официально не зарегистрированный супружеский психологический и хозяйственно-бытовой союз между мужчиной и женщиной, который имеет особую структуру взаимоотношений партнеров, имеющую отличительные особенности в сравнении с зарегистрированным браком и специфическую природу формирования [62, с. 76].

У людей, живущих в так называемом «гражданском» браке, существует разная мотивация, в том числе имеется немало сторонников, считающих, что неопределенность супружеских отношений стимулирует взаимное уважение и личностный рост, ответственность, а также обеспечивает экономическую независимость. С другой стороны, отсутствие официальной регистрации брачных отношений может порождать различные брачно-семейные экспектации партнеров: женщины в таком союзе могут считать себя замужними, а мужчины – холостыми, что, в свою очередь, при возникновении непреодолимых разногласий, облегчает расставание партнеров, делая незарегистрированный брак менее устойчивым [62, с. 78].

Основными функциями семьи, по мнению И. В. Гребенникова, являются:

репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);

экономическая (общественное производство средств к жизни,восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета,организация потребительской деятельности);

воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива накаждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);

коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха) [15, с. 13].

М. С. Мацковский основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения [27, с. 44].

Таким образом, брак – это официальное признание взаимных обязательств двух взрослых людей, это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родительские права и обязанности.

Семья − сложная система связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода на основе определенных ценностей и норм, подверженных социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

1.2 Содержание понятия «удовлетворённость браком»

Удовлетворенность браком является основным параметром, характеризующим супружеские отношения.

Большинство специалистов определяют ее как внутреннюю субъективную оценку, отношение супругов к собственному браку. Наиболее полное определение именно удовлетворенности браком дает С.И. Голод: «Удовлетворенность браком, очевидно, складывается как результат адекватной реализации представления (образа) о семье, сложившегося в сознании человека под влиянием встреч с различными событиями, составляющими его опыт (действительный или символический) в данной сфере деятельности» [14, с. 7].

По мнению В.А. Сысенко, стабильность семьи и удовлетворенность браком не взаимоисключающие понятия, они имеют много общего, но однозначного значения они не имеют — высокостабильные браки не всегда характеризуются высоким уровнем удовлетворенности браком (например, для традиционных семей вполне обычен стабильный брак при полной неудовлетворенности супругов своими отношениями, а в современной семье подобная неудовлетворенность может привести к разрыву даже при наличии детей) [31, с. 117].

Обобщая ряд работ, Ю. Е. Алешина обозначает удовлетворенность браком как характеристику «субъективной оценки каждым из супругов характера их взаимоотношений» [1, с. 12]. Семья при этом рассматривается с точки зрения ее собственных динамических изменений, аналогичным процессам в малой группе. Часто употребляемыми синонимами термина «удовлетворенность браком» являются «успешность брака», «сплоченность семьи», «совместимость супругов» и др. [1, с.13]

В психологической науке основные факторы, характеризующие внутрисемейную ситуацию, получены при сравнении, с одной стороны, состоящих в браке, а с другой стороны, разведенных супругов, то есть с использованием параметра стабильности брака.

Стабильность брака и удовлетворенность браком являются достаточно связанными характеристиками, что и было отмечено в ряде эмпирических исследований. Кроме того, существует мнение, что эти феномены представляют собой различные уровни отношений супругов. Первым, самым общим, является уровень устойчивости брака, то есть юридическая сохранность брака (отсутствие развода). Второй уровень является уровень «приспосабливаемости в браке», «адаптированности супругов»; здесь наблюдается не только отсутствие развода или предразводной ситуации, но и общность супружеской пары по таким характеристикам, как разделение домашнего труда, воспитание детей и т. д. Третий уровень является наиболее глубоким. Это уровень «успеха» или «успешности» брака, который характеризуется совпадением ценностных ориентаций супругов [1, с.14].

В.А. Сысенко впервые разделяет понятия «устойчивость брака» и «стабильность брака». Устойчивость брака он рассматривает как «устойчивость системы взаимодействия между супругами, эффективность и результативность их совместной деятельности, направленной на достижение как взаимных, так индивидуальных целей супругов» [31, с.29].

Существенно расширяет данное понятие В.В. Бойко. Устойчивость брака, по его мнению, имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона прочности брака зависит от вероятности его распада, которая может быть выражена соотношением количества браков и разводов, зарегистрированных в данном регионе за определенный промежуток времени. Субъективная сторона характеристики брака включает в себя удовлетворенность супружескими отношениями, установку супругов на сохранение семьи. Показателями субъективной стороны устойчивости брака, по мнению В.В. Бойко, может служить оценка его прочности, которую дают сами супруги [7, с.12].

Известна следующая интерпретация понятия «удовлетворенность браком», отмеченная в исследовательской работе Шавлова А. В.: «супружеская удовлетворенность браком есть ни что иное, как субъективное восприятие супругами сквозь призму социокультурных норм эффективности функционирования семьи в плане удовлетворения их индивидуальных потребностей» [34, с.42].

В работах некоторых авторов центральное место занимает термин «неудовлетворенность браком». В частности, Э. Г. Эйдемиллер утверждает, что характер травматизирующего влияния неудовлетворенности в значительной мере зависит от степени осознанности данного состояния [36, с.71]. Он выделяет два вида неудовлетворенности брачными отношениями: осознанная и плохо осознаваемая неудовлетворенность.